Перейти к основному содержанию

3975 просмотров

«Нұрлы жол» оказывает синергетический эффект на экономику РК

Программа «Нұрлы жол» по-прежнему остается драйвером роста экономики РК

«Нұрлы жол» оказывает синергетический эффект на экономику РК

«Нұрлы жол» оказывает синергетический эффект на экономику РК

Реализация государственной программы «Нұрлы жол» продолжает оказывать на рост экономики Казахстана суммарный положительный эффект. При этом новые дорожные и логистические сети, возводимые в ее рамках по всей стране, отчетливо вырисовывают контуры будущей перспективы государства как крупнейшего транзитного моста между Востоком и Западом.

Только за 2 предыдущих года в стране построено порядка 2,5 тыс. км новых автодорог. Нынче этот показатель существенно увеличится за счет новых километров автотрасс, возводимых в рамках «Нұрлы жол».

Старт масштабному и динамичному процессу реализации инфраструктурных проектов в транзитно-транспортной сфере республики при тесном сотрудничестве со всеми заинтересованными сторонами, в том числе с китайскими, российскими и другими партнерами стран ОЭСР и Центральной Азии, был задан главой государства в 2015 году. Напомним, в Послании народу «Нұрлы жол – путь в будущее» Президент выступил с четким планом развития Казахстана в период замедления роста глобальной экономики.

Программа состоит из 13 ключевых направлений, 8 из которых связаны с созданием эффективной транспортно-логистической, индустриальной, туристической, энергетической, жилищной и образовательной инфраструктуры, проектов «Дорожной карты бизнеса-2020». При этом важно отметить, что именно в рамках «Нұрлы жол» в стране возводится новая дорожно-транспортная инфраструктура, которая ярко демонстрирует растущий потенциал страны в рамках формирования единого экономического рынка путем интеграции мак­рорегионов республики за счет эффективной инфраструктуры на хабовом принципе.

Программа «Нұрлы жол» открывает широкие возможности для реализации международной стратегии Экономического поя­са Шелкового пути, которая, в свою очередь, требует создания современной транспортно-логистической инфраструктуры на ключевых направлениях сухопутного маршрута. Казахстан, будучи ключевым участником нового трансконтинентального маршрута, соединяющего Восток и Запад, на основе реализации масштабных инфраструктурных проектов «Нұрлы жол» не только усиливает транспортные возможности, но и становится крупным транс­портно-логистическим хабом региона. Реализация программы вот уже третий год подряд оказывает положительный эффект на темпы роста экономики, который выражается не только в стабильном притоке налоговых поступлений в бюджет от компаний-участников, обеспечении занятости или повышении местного содержания, но и в синергии, передаваемой другим секторам: строительной отрасли, сфере услуг, торговле и коммуникациям.

Согласно данным за I квартал 2017 года, объемы строительных работ увеличились на 7,1%, темпы ввода в эксплуатацию жилых домов возросли на 25,3%. В разрезе регионов лидерами в этой сфере являются три области – Павлодарская (рост в 1,7 раза), Восточно-Казахстанская (рост на 23,7%) и Актюбинская (рост на 21,2%). Реализация инфраструктурных проектов в рамках «Нұрлы жол» и «Нұрлы жер» благоприятно влия­ет на инвестиционную активность и динамику строительства как в регионах, так и в целом по стране. Только в I квартале инвестиции в основной капитал компаний возросли на 3,1%.

Благодаря деловой активности в рамках «Нұрлы жол» производство услуг за этот период увеличилось на 1,9%. Заметный рост отмечается также в сфере торговли (2,4%), информатизации и связи (2%). Между тем новые сети дорог, построенные по программе, способствуют росту объемов грузовых и пассажирских перевозок в транспортной отрасли, показатели которой выросли в I квартале на 5,4% и 3,1% соответственно.
Создание логистической инфраструктуры также имеет свою степень влияния на рост показателей в этой сфере. В частности, за четыре месяца текущего года услуги транспорта и складирования возросли на 3,5%.

Таким образом, программа «Нұрлы жол» по-прежнему ос­тается драйвером роста экономики. Она не только придает импульс ускорения многим секторам производства товаров и услуг, но и существенно влияет на сохранение социальной стабильности, поскольку вышеуказанные секторы концентрируют в себе значительную долю трудоспособного населения страны. Если в 2015 году эффект от реализации проектов «Нұрлы жол» составил 1,3% прироста к ВВП, то в 2016 году данный показатель вырос до 2%. В 2016-м на реализацию госпрограммы из Национального фонда было предусмотрено 769,6 млрд тенге, из которых 503,4 млрд тенге – в виде целевых трансфертов в республиканский бюджет и 266,2 млрд тенге – через облигационные займы национальных холдингов.

Напомним, в период с 2015 по 2020 год в рамках программы «Нұрлы жол» планируется построить и реконструировать более 6,7 тыс. км автодорог. Для создания эффективной межрегиональной сети трасс, связывающих Астану с регионами по «лучевому» принципу, в 2015–2016 годах было предусмотрено 329,3 млрд тенге, из которых на 2015 год – 178 млрд тенге, на 2016-й – 151,3 млрд тенге. В 2016 году кардинальной реконструкцией было охвачено 1,7 тыс. км дорог в 13 областях республики, где строительные работы велись в рамках нескольких крупных проектов автодорожной отрасли, в частности, таких как Западная Европа – Западный Китай, Центр – Юг, Центр – Восток, Бейнеу – Актау, Алматы – Усть-Каменогорск, Астана – Петропавловск, Актобе – Атырау, Уральск – Каменка и мост через реку Тобол.

Важность данных проектов сос­тоит в том, что новые автодороги позволят увеличить транспорт­ные потоки внутри страны и расширить экспортный потенциал казахстанских производителей товаров и услуг. Кроме того, это станет предпосылкой для активного развития в Казахстане придорожного сервиса как емкой сферы занятости населения регионов. По итогам минувшего года началось движение на 900 км автодорог, возводимых в рамках вышеуказанных проектов. При этом полностью открыто движение по транзитному коридору Западная Европа – Западный Китай, участкам автотрасс Астана – Темиртау, Алматы – Капшагай, Капшагай – Балпык-би, Бейнеу – Шетпе, Кокшетау – Петропавловск и другим направлениям. Кроме того, завершено строительство самого крупного мос­тового перехода в Центральной Азии – через Иртыш в Павлодаре, протяженность которого 12 км. Реконструирован мост через Тобол в Костанае.

В нынешних экономических условиях на темпы роста транс­портной отрасли Казахстана так же, как и на другие сектора экономики, накладывает свой негативный отпечаток продолжающийся кризис мировой экономики. Тем не менее в 2016 году рост транс­портной отрасли составил 3,8%, увеличившись незначительно по сравнению с показателем предыдущего года – 3,7%. Количество перевезенных пассажиров автомобильным транспортом составило 22,3 млрд человек, что больше показателя аналогичного периода 2015 года на 3%.

Эксперты отмечают, что в условиях современных реалий невозможно обеспечить положительный рост в транспортной сфере без наличия совершенных дорог, логистической и другой инфраструктуры, позволяющих сохранять конкурентные преи­мущества на рынке автотранс­портных, железнодорожных и других перевозок. В текущем году предполагается ввести в эксплуатацию более 600 км дорог. При этом планируется поэтапное внедрение платности на 6 тыс. км дорог к 2020 году, в том числе к 2017 году – на 700 км. Однако как бы то ни было, но с введением в строй новых автодорог, включая трассы международного уровня, ситуация в сфере автотранспортных грузоперевозок, не говоря уже о других направлениях транспорта, в том числе железнодорожного, может кардинально измениться в сторону резкого увеличения грузопотоков. С учетом этой перс­пективы соответствующую актуальность обретают и вопросы развития транспортно-логистической инфраструктуры.

В этом направлении весомую роль играют проекты строительства терминалов класса «А» на западе – в порту Курык и на востоке страны – в логистической зоне CЭЗ «Хоргос». Наряду с этим планируется формирование сети транс­портно-логистических центров в Астане, Шымкенте, Актау, Актобе, Атырау, Уральске, Костанае, Павлодаре и Семее. В комплексе этих задач немалое внимание будет уделено техническому оснащению отечественного флота, строительству универсальных железнодорожных паромов и заводов по их производству, а также созданию внешней терминальной сети в морских и сухих портах Ирана, Литвы, Индии, России и Китая.

В прошлом году объем перевалки грузов через порт Актау составил 5 842 тыс. тонн, в том числе через северный терминал – 378 тыс. тонн. При этом обратный грузопоток достиг 13 784 единиц автомобильной техники, что в 7 раз больше показателя 2015 года (1 886 единиц). В прошлом году введен в строй первый пусковой комплекс паромной переправы порта Курык, в результате пропускная способность морских портов увеличилась на 2 млн тонн и составила 21,5 млн тонн. Это стало поводом для наращивания морских грузоперевозок. В целом отечественным морским транспортом за 2016 год перевезено 3 082 тыс. тонн грузов, что больше показателя 2015 года на 7%. Увеличение объемов услуг достигнуто за счет осуществления перевозок на линии Туркмени­стан – Махачкала и нового сообщения Махачкала – Баку. К тому же морской флот пополнился новым сухогрузом грузоподъемностью 7 тыс. тонн – «Атамекен». Другой сухогруз «Жібек жолы» прибудет в порт Актау в первом полугодии 2017 года.

Следует отметить, что с начала 2016 года торговые суда освобож­дены от уплаты КПН и НДС. В декабре 2016 года подписано соглашение с правительством Ирана, которое предусматривает равные конкурентные условия при двусторонних перевозках. Знаменательным событием в преддверии ЕХРО 2017 стало вступ­ление в строй нового железнодорожного вокзала Астаны – «Нұрлы жол», на который уже начали прибывать поезда международных и внутренних линий сообщения. В рамках посещения вокзального комплекса «Нұрлы жол» Глава государства был проинформирован о реализации программы развития скоростного пассажирского движения, а также исполнении проекта «Развитие железнодорожного узла Астаны, а также вокзального комплекса».

Отмечая особенности нового вок­зала столицы, Глава государства подчеркнул динамичный темп инфраструктурного и транспорт­ного развития страны, отметив в качестве положительного события запуск движения высокоскоростных поездов «Тальго» из Астаны во все регионы страны. «Сегодня открываются новые авиационные маршруты, охватывающие почти всю Европу и Азию. Эти объекты усиливают новизну нашей столицы. Вокзал «Нұрлы жол» является уникальным на всем постсоветском пространстве,» – отметил Глава государства.

В рамках программы «Нұрлы жол» в 2015 году было начато строи­тельство нового пассажирского терминала – аэропорта в Астане. Благодаря введению объекта в строй пропускная способность столичной воздушной гавани составит около 7 млн пассажиров в год. В реализации дорожных проектов «Нұрлы жол» в общей сложнос­ти задействованы более 75 тыс. человек из числа казахстанцев, направляемых региональными центрами занятости.

В разрезе проектов:

- Западная Европа – Западный Китай – 22 тыс. человек;

- Центр-Юг – 14 тыс. человек;

- Центр-Восток – 16 тыс. человек;

- Центр-Запад – 10 тыс. человек;

- Алматы – Усть-Каменогорск – 7 тыс. человек;

- Астана-Петропавловск-гр. РФ – 3 тыс. человек;

- Актобе-Атырау – 1 тыс. человек;

- Уральск-Каменка - 2 тыс. человек.

При этом доля строительных материалов отечественных производителей, использованных при строительстве, составляет свыше 90%, что является еще одним фактором положительного эффекта программы.

323 просмотра

Почему риелторы Лондона ожидают отмены налога на наследство

Знает партнер Scot Holland | CBRE в Казахстане и Центральной Азии

Фото: Shutterstock.com

Вложения в недвижимость в Лондоне и Нью-Йорке всегда считались беспроигрышным вариантом: цены в этих городах до недавних пор только росли. 

Первый серьезный «звонок» случился в 2009 году, когда из-за невозможности найти финансирование рынок сильно просел: недвижимость месяцами не находила своих покупателей, скидки и снижение цен стали нормой. 

Спустя несколько лет инвесторы снова поверили в недвижимость – к 2014 году стоимость «квадрата» вернулась к пиковым показателям 2007–2008 годов и продолжила свой рост. 

Однако пять лет назад правительства многих стран, в первую очередь Великобритании и Австралии, стали громко заявлять, что иностранные покупатели задирают цены и выдавливают местное население с рынка недвижимости, покупая все подряд. В первую очередь речь шла о покупателях из Китая, которые активно наращивали вложения в недвижимость в Лондоне, Сиднее, Нью-Йорке. Ответным шагом правительств западных стран стало ужесточение условий приобретения недвижимости для иностранцев.

Во-первых, повысились налоговые ставки для иностранных покупателей. Сейчас в Лондоне при покупке недвижимости иностранец платит до 15% единовременного сбора, и, возможно, в следующем году этот сбор увеличится до 18%, а еще 10 лет назад он составлял 2–3%. Во-вторых, был введен 28%-ный налог на прибыль для нерезидентов, продающих недвижимость. В-третьих, местные банки ужесточили правила или ввели полный запрет (некоторые территории в Австралии) на получение ипотеки для иностранцев. Кроме того, резко ужесточилась проверка покупателей на финансовую прозрачность и коррупционную составляющую. Сегодня практически невозможно купить недвижимость в западных странах при недоказанном происхождении капитала. Более того, в Англии приняли пакет законов, дающих право конфисковать недвижимость и активы у иностранцев, не проживающих в ЕС, при наличии у них аффилированности с политическими фигурами и при невозможности доказать источники финансирования. 

Все эти меры к 2017 году начали приносить свои плоды. Несмотря на феноменальную ликвидность и доступность кредитов и ипотеки, инвесторов, стремящихся вкладывать в недвижимость, сильно поубавилось. Цены на недвижимость пошли вниз, средний срок экспозиции объектов значительно увеличился. Все, кто купил недвижимость в Нью-Йорке после 2016 года, сейчас находятся в отрицательной зоне из-за снижения цен. В Лондоне больше 70% выставленной на продажу недвижимости не может найти покупателя в первые три месяца. 

Эта ситуация выглядит странной из-за потенциально высокого спроса на рынке: в Великобритании наблюдается катастрофическая нехватка жилья; стало нормой, что молодые люди живут с родителями до 25–30 лет. Поэтому популярные предвыборные обещания для электората – это резкое увеличение строительства домов, в первую очередь для молодых семей.

Масла в огонь добавляет неоп­ределенность на политическом рынке: нескончаемые голосования в парламенте по поводу Brexit сильно поубавили оптимизма у европейских покупателей лондонской недвижимости.

В Лондоне первыми жертвами спада спроса стали агентства недвижимости. Одно из крупнейших агентств, Foxtons, впервые за свою историю показало годовые убытки и провело масштабные сокращения. Агентство Knight Frank закрыло офис в центре Лондона, Вестминстере, и перевело текущих клиентов на обслуживание в соседний, более успешный офис в Белгравии. И такая ситуа­ция наблюдается практически у всех игроков на рынке.

Правительства западных стран резко взяли курс на искусственное охлаждение рынков недвижимости, чтобы сделать рынок еще более доступным для местных жителей. Это похоже на искусственное сжатие пружины. Рванет ли пружина вверх или так и продолжит сжиматься под давлением новых законов? Облегчат ли правительства условия приобретения недвижимости для зарубежных покупателей или зарубежные клиенты примут новые правила и вернутся на рынок? 

В этой ситуации неопределенности есть лишь одна потенциально позитивная новость для иностранных инвесторов в британскую недвижимость – если консерваторы выиграют предстоящие выборы, то в следующем году они могут отменить исторический 40%-ный налог на наследство. Это добавит уверенности иностранным покупателям в том, что их вложения в лондонскую недвижимость останутся в семье и последующие поколения продолжат получать выгоду от такой собственности.

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance