КМГ: Причиной дефицита дизельного топлива в стране стала ошибка сварщика

Во время ремонта на установке производства водорода произошло ЧП, из-за которого ПНХЗ снизил производство дизельного топлива с 4 500 до 600 тонн в сутки

КМГ: Причиной дефицита дизельного топлива в стране стала ошибка сварщика

КМГ: Причиной дефицита дизельного топлива в стране стала ошибка сварщика

Поломка на установке производства водорода Павлодарского нефтехимического завода вызвала дефицит дизельного топлива в стране. Об этом сообщил и.о. исполнительного вице-президента НК "КазМунайГаз" по переработке, маркетингу и транспортировке Данияр Тиесов, передаёт Pavlodarnews.

Как пояснил спикер, 20 октября на установке производства водорода ТОО «ПНХЗ» проводились сварочные работы, которые не входили в план по модернизации НПЗ. Однако ремонт на установке проходил в рамках ежегодного капремонта.

"Во время него была допущена ошибка, - говорит Данияр Тиесов. – Сварка проводилась на уникальной детали, изготовленной из специальной стали. Здесь требовалась высокая квалификация сварщиков, а также специальное оборудование и подготовка. Но работы проводились сварщиком местной компании. Это бывшее ремонтно-монтажное управление ПНХЗ, которое в свое время было выведено в аутсорсинг. Работы были проведены в нарушении технологий. В уникальной детали появились трещины. Учитывая, что сам процесс на установке производства водорода происходит при высоких температурах и давлениях, необходима полная герметичность, которая была нарушена".

О ситуации на ПНХЗ в «КазМунайГазе», по словам и.о. исполнительного вице-президента компании, узнали лишь спустя 10 дней, когда в стране начал назревать дизельный коллапс.

"Что произошло дальше? Испугались, никому ничего не сказали, хотели собственными силами починить, изготовили в местной мастерской хомут, попытались его сверху одеть, в результате проблема усугубилась. И только 30 числа вся информация пришла в Казмунайгаз. Мы потеряли 10 дней. А эта установка, где произошло ЧП, должна была обеспечить завод необходимым количеством водорода, для того чтобы запустить гидроочистку дизельного топлива. В итоге вместо того, чтобы в сутки производить 4 -4,5 тысячи тонн дизеля, на сегодняшний момент производится всего 600 тонн и в ближайшее время планируем довести этот объем до тысячи тонн", - сообщил Данияр Тиесов.

В итоге, после произошедшего, были уволены главный механик и технический директор завода. Генеральный директор предприятия Шухрат Данбай, как пояснил и.о. исполнительного вице-президента НК «КазМунайГаз», покинул свой пост по собственному желанию, так как считал себя ответственным за произошедшее.

"Завод сейчас работает день и ночь, люди очень сильно переживают, потому что весь многолетний труд, все старания, которые были, не должны быть смазаны одним инцидентом, не надо искать в этом системность, что мы плохо управляем компанией. Это - человеческая ошибка, форс-мажор", - заявил Данияр Тиесов.

Между тем, в «КазМунайГазе» обещают, что дефицит дизельного топлива в Казахстане закончится уже через неделю. Весь недостающий объем нефтепродукта, который страна не получает от ПНХЗ, рассчитывают восстановить за счет такой же суточной отгрузки с российских заводов.

5 ноября в России была закуплена первая партия дизеля и, предположительно, уже завтра топливо будет в Астане. На то, чтобы цистерны с дизелем достигли регионов, уйдет не меньше недели.

Плюс к убыткам КМГ – необходимо купить взамен поврежденной новую уникальную деталь для установки производства водорода стоимостью 425 тысяч евро. Для того, чтобы попытаться отремонтировать существующую, завод приглашал специалистов из Малайзии, но и они не смогли спасти положения.

"Такие детали изготавливаются в штучном исполнении, в ограниченном количестве заводов во всем мире. Их единицы, - говорит Данияр Тиесов. - Это уникальная технология и уникальное производство. Мы ее заказали на заводе в Великобритании, в городе Донкастер, за нее уже заплатили. 6 декабря она будет изготовлена и незамедлительно авиационным транспортом доставлена в Павлодар. На установку детали потребуется примерно 10 дней, а чтобы запустить установку производства водорода – от трех до пяти дней. Также нужно набрать необходимое количество водорода, чтлбы приступить к пусковым операциям на установке гидроочистки дизельного топлива".

Таким образом, по словам спикера, ориентировочный срок пуска установки гидроочистки дизельного топлива – конец декабря. В «КазМунайГазе» также заявляют, что в отличие от дизеля, бензин ПНХЗ производит по плану. Все установки, которые были модернизированы, уже запущены и вышли на плановые показатели.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Вырастут ли цены на бензин в Казахстане

Падение спроса на топливо из-за пандемии коронавируса уже привело к сокращению продаж на казахстанских АЗС на 40%

Фото: Офелия Жакаева

Пандемия коронавируса привела к резкому снижению потребления топлива и спроса на нефтепродукты во всем мире, и Казахстан не стал исключением. В апреле нефтеперерабатывающие заводы страны были переведены на минимальный технологический режим, сообщили в Министерстве энергетики РК.

За первые пять месяцев 2020 года потребление бензина по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом уменьшилось на 15%, до 1,4 млн тонн, а дизельного топлива – на 5%, до почти 1,9 млн тонн. 
В отраслевом ведомстве считают, что автомобильного бензина отечественного производства вполне достаточно для покрытия потребностей всего казахстанского рынка. 

«В настоящее время все три НПЗ работают в штатном режиме, с ежесуточным производством светлых нефтепродуктов с последующей отгрузкой на внутренний рынок. Фактов возникновения дефицита ГСМ не наблюдается», – отметили в ведомстве.

Излишки ГСМ идут на экспорт в страны, не входящие в ЕАЭС, – с января по май из Казахстана было вывезено 206,7 тыс. тонн бензина. 

Продажи просели

Кризис на рынке транспортного топлива задел в первую очередь розничных продавцов нефтепродуктов. Представитель компании-владельца более чем ста автозаправочных станций рассказал «Курсиву», что в этой сети в первом полугодии продажи топлива упали примерно на 40%. Несмотря на уменьшение спроса, оптовые отпускные цены растут почти каждый месяц.

«Если раньше бензин на атырауском заводе (Атырауский НПЗ – «Курсив») стоил 150 тысяч тенге за тонну, то сейчас тонна стоит 160 тысяч тенге. То есть на 10 тысяч тенге выросла цена», – пожаловался бизнесмен.

Такой расклад его удивляет:

«Во время пандемии, когда цена на нефть упала, российский бензин стоил 66 тенге за литр (оптовая цена). Но мы его не могли привезти, потому что запрет был на ввоз. А наш стоил тогда 130 тенге за литр».

По словам представителя сети, розничные цены на автозаправках поднимать не разрешают.

«Курсив» направил запросы в Министерство энергетики и национальную компанию «КазМунайГаз», которая контролирует все три крупные казахстанские НПЗ и является одним из крупных ресурсодержателей, чтобы выяснить, когда и по какой причине были подняты оптовые цены на бензин. На момент подготовки статьи ответы еще не были получены.

Председатель ассоциации «Жанар-Жагармай» (объединение владельцев АЗС) Кайыпбек Камбаров говорит, что сейчас, к примеру, в Туркестанской области мелким розничным продавцам ГСМ стало труднее развиваться. В основном из-за того, что большую часть (около 60%) продукции они закупают через посредников и по повышенной цене. В результате маржа получается очень маленькой. По его словам, из-за пандемии передвижение на транспорте снизилось на 30–40%, соответственно, упали доходы и розничных реализаторов горючего. В регионе на данный момент более 560 действующих АЗС.

В целом по Казахстану, по данным Комитета статистики МНЭ РК, на начало 2020 года работали более 3,9 тыс. автозаправочных станций, свыше 2 тыс. газовых АЗС и 15 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций. В 2019 году на них в розницу было продано нефтепродуктов на сумму свыше 1,1 трлн тенге. В том числе бензина – на 706 млрд тенге, дизтоплива – на 357 млрд тенге, пропана-бутана –
на 77 млрд тенге. По талонам нефтепродуктов за прошлый год было реализовано на 334 млрд тенге.

Больше, чем вчера

Несмотря на общее падение спроса на топливо, по данным Комитета по статистике, за первое полугодие выпуск бензина по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на 7,1%, до свыше 2,1 млн тонн, сжиженного пропана и бутана – на 5,7%, до 1,3 млн тонн. Но более чем на 30% упало производство керосина.

Чтобы защитить отечественных производителей топлива, правительство недавно продлило до 1 сентября введенный ранее запрет на импорт бензина и дизтоплива из России, где последние два месяца, наоборот, наблюдается рост потребления и, соответственно, цен на нефтепродукты. По данным ценового агентства Argus, российские НПЗ, выполняя рекомендацию Минэнерго РФ, существенно нарастили производство автомобильного бензина в июне. Если 1 июня в сутки выпускалось 80,2 тыс. тонн бензина, то уже к 14 июня этот показатель повысился до 99,6 тыс. тонн, а 28 июня достиг 107,9 тыс. тонн. Хотя общий показатель по-прежнему немного меньше, чем было в аналогичный период прошлого года. Министерство энергетики и

Федеральная антимонопольная служба России предложили своему правительству рассмотреть возможность отмены запрета на импорт бензина и других нефтепродуктов, который был введен на срок до 1 октября этого года. Связано это «с восстановлением спроса на моторное топливо на уровень, близкий к уровню, который был до введения ограничительных мер в связи с коронавирусной инфекцией».

Некоторые казахстанские эксперты считают, что рост спроса на топливо и отмена запрета на импорт в России могут привести к росту цен на бензин в Казахстане. Они полагают, что казахстанские ресурсодержатели начнут экспортировать горючее в более выгодный с экономической точки зрения рынок. Однако, как выяснилось, республика не обладает большими возможностями, чтобы удовлетворить потребности соседней страны. В первую очередь это связано с качеством казахстанского бензина.

На вопрос, может ли Россия снять запрет на импорт бензина и начать вывоз топлива из Казахстана, редактор изданий «Argus Рынок Каспия» и «Argus Транспорт Каспия» Рауф Гусейнов ответил, что «да», это возможно.

«Такое раньше происходило, когда казахстанский бензин поставлялся именно на внутренний рынок России. В основном поставлялся бензин пятого класса (К5), с завода «Конденсат» из Западно-Казахстанской области», – сообщил он.

Однако в России возможна реализация топлива не ниже пятого класса.

«Поэтому количество предложений из Казахстана может быть ограниченным. Для казахстанских поставщиков топлива приоритетным направлением являются все же не Россия, а страны Центральной Азии, где они могут конкурировать с российскими производителями», – считает эксперт.

Другое дело, что экспорт неф­тепродуктов из Казахстана регулируется Министерством энергетики, ежемесячными графиками. По мнению Рауфа Гусейнова, казахстанское правительство в первую очередь заинтересовано в протекции внутреннего рынка, в полном обеспечении казахстанского потребителя, особенно дизельным топливом в преддверии уборочной кампании, которая, по сути, в августе уже начинается.

«На основании практики мы знаем, что все большие запасы, которые накапливаются в Казахстане зимой и летом, быстро расходуются в период посевной и уборочной кампаний (весна-осень). Потому что потребление в это время вырастает очень серьезными темпами», – поясняет эксперт.

По его словам, сейчас республика не экспортирует дизтопливо. В преддверии сезона экспорта дизеля не будет вовсе либо он будет очень ограниченным. Правительство не будет рисковать и открывать экспорт на фоне роста внутреннего потребления.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

qazexpocongresskz.jpg