Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


12479 просмотров

Казахстанский автопром вышел на экспортные рынки

В период за 2010-2013 годы отрасль показала десятикратный рост выпуска автомобилей

Казахстанский автопром вышел на экспортные рынки

Казахстанский автопром вышел на экспортные рынки

Словосочетание "казахстанский автопром" еще недавно у многих вызывало лишь усмешку: о каком автомобилестроении можно говорить, при емкости собственного рынка в 18 миллионов населения и наличии таких соседей, как Китай и Россия. Автопрому предрекали быструю смерть, однако отрасль наоборот продолжила развитие, и даже вышла на экспортные рынки. Согласно ГПИИР РК, развитие автомобильной промышленности Казахстана, потянет за собой развитие таких смежных отраслей, как металлургия, производство резиновых изделий, производство стекла, текстильная промышленность, производство электрического оборудования и приборов и пр.

Во всем мире именно автомобилестроение относят к отраслям, тесно связанным с базовыми технологиями. Поскольку именно развитость этого сектора свидетельствует о технологическом уровне. Кроме того, вслед за автомобилестроением начинают развиваться смежные отрасли - сталелитейная и химическая промышленность, электроника, производство резиновых и композитных изделий. И не случайно эксперты, специализирующиеся на модернизации экономики, советуют начинать индустриализацию с развития автомобилестроения. Поскольку этот сектор, представляющий фактически некий комплекс компетенций и технологий тянет за собой сразу несколько отраслей, причем вынуждая их развиваться очень динамично.

Поэтому вполне естественно, что, когда в ГПИИР автопром оказался в числе приоритетных отраслей, это было воспринято с большим скепсисом. Однако производители наладили в стране так называемое "отверточное" производство - то есть, только сборку. Но тогда радужные планы по экспорту продукции казахстанского автопрома с треском провалились, стоило лишь России ввести защитную меру собственного рынка - в виде утилизационного сбора. И автомобили "made in KZ" сразу же оказались неконкурентоспособными.

Впрочем, несмотря на столь очевидные, казалось бы, вещи, правительство продолжало настаивать на необходимости развития автопрома как одного из наиболее перспективных и экспортоориентированных направлений промышленности. В программе ГПИИР определено, что потенциал импортозамещения отрасли составляет 5 миллиардов долларов. Это действительно так: автомобили - одна из крупнейших статей отечественного импорта, однако все указывало на то, что всерьез говорить об импортозамещении не приходится. Сами представители отрасли говорили только о проблемах и падающих объемах и без того небольшого производства, настаивали на необходимости бюджетных вливаний и налоговых преференций.

Тем не менее, статистика показывает обратное. Даже несмотря на то, что казахстанский автопром работал исключительно как сборочное производство, в период за 2010-2013 годы отрасль показала десятикратный рост выпуска автомобилей. Подобных рекордов не демонстрировала ни одна отрасль экономики Казахстана.

За эти же четыре года объем инвестиций в основной капитал достиг 38,6 млрд тенге. В 2011-2013 годах предприятия ввели в строй дополнительные мощности, позволяющие собрать 50,6 тысяч автомобилей ежегодно.

При этом, даже несмотря на "отверточное" производство, отрасль дала мультипликативный эффект, подтолкнув к развитию смежные направления. С расширением производства появилась потребность в дилерских центрах и сервисном обслуживании. Тем самым были созданы сотни новых рабочих мест и увеличился объем поступлений в бюджет. Поэтому вполне закономерно, что один из ведущих автопроизводителей Казахстана - Группа Компаний «БИПЭК АВТО — АЗИЯ АВТО», на долю которой приходится три четверти автомобильного производства страны, входит в первую пятерку крупнейших налогоплательщиков.

Вторая пятилетка индустриализации стала поворотной для автопрома. Даже при том, что в 2013-2014 годах отрасль демонстрировала активный рост, кризис 2015 года сильно подкосил производство - оно упало в разы. Однако уже в 2016 году начался новый подъем. По вкладу в ВВП автопром значительно превосходил итоги работы легкой, фармацевтической, бумажной промышленности, и медленно, но упорно набирал темп. На сегодняшний день отрасль вернулась к устойчивым показателям роста. Так, по данным Союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром», спрос на продукцию казахстанских автозаводов растет на протяжении 11 месяцев, существенно опережая общерыночную динамику. Если в минувшем году на технику локальной сборки приходилось менее четверти рынка, сегодня – 37% дилерского сбыта составляют предложения казахстанских предприятий.

При этом лишь 8% покупателей отечественных автомобилей воспользовались льготными автокредитами. Но в финале года производители ожидают роста их доли – за счет третьего транша, выделяемого в рамках госпрограммы индустриально-инновационного развития на автокредитование. Интерес к продукции казахстанского автопрома поддержит и программа утилизации автохлама: уже в отчетном квартале 6% покупателей сэкономили благодаря полученным скидочным сертификатам.

В целом, вклад отрасли в ВВП показал прирост на 39,2%, или 101,4 млрд тенге, что значительно превосходит аналогичные цифры фармацевтического производства и легкой промышленности. Инвестиции предприятий автопрома в основной капитал по итогам 9 месяцев 2017 года достигли 3,6 миллиардов тенге против 1,3 млрд тенге годом ранее.

В четвертом квартале, как прогнозируют сами производители, эта динамика сохранится, а объемы производства в натуральном выражении по итогам года будут удвоены. По итогам отчетного периода на территории Казахстана было произведено 13 312 единиц автотранспортных средств (включая легковую, грузовую, автобусную технику, спецмашины и прицепы) общей стоимостью 101,4 млрд тенге. Объемы выпуска в натуральном выражении превзошли прошлогодний показатель в 3 раза. Производство легковых автомобилей выросло в 3,9 раза, достигнув значения 11 575 ед.

Выпуск автобусной техники (448 ед.) по итогам трех кварталов 2017 года превысил показатель годичной давности в 4,5 раз. Производство специализированной автотехники (151 ед.) выросло в 2,3 раза. Выпуск грузовых автомобилей сократился на 20,4%.

По результатам сентября 2017 года с конвейеров казахстанских предприятий сошла 1 501 единица автотранспортных средств (вдвое выше результатов аналогичного месяца 2016 года).

Сбыт отечественных автозаводов с начала года достиг 13 129 единиц, что на 64% выше прошлогоднего значения (8003 ед.). Рыночная доля предприятий казавтопрома возросла до 37% против 24% в аналогичный период минувшего года. Импорт автомобилей при этом снижается - его объем сократился почти на 10%.

Отрасль вышла и на внешние рынки: по итогам девяти месяцев 2017 года 1 216 автомобилей (9,3% отраслевого сбыта) было отправлено на экспорт в Китай, Россию, Беларусь и Таджикистан. Основная часть зарубежных продаж (81,6%; 992 ед.) пришлась на машины Lada, поставляемые заводом «АЗИЯ АВТО» на рынок КНР. Также за рубеж были поставлены 154 единиц грузовой коммерческой техники Hyundai, 66 легковых автомобилей JAC и 4 автомобиля SsangYong.

Производители называют важным событием на экспортном направлении доступ на рынок Узбекистана. Напомним, власти соседней страны сняли акцизный барьер для продукции казахстанского автопрома. Впервые в истории внешнеторговых отношений двух стран казахстанские автопроизводители могут получить доступ на рынок соседней республики. Впрочем, поставки еще не начались - прежде необходимо урегулировать целый ряд вопросов по преодолению торговых барьеров, связанных в том числе и с техрегулированием.

Если взглянуть на "марочные" предпочтения покупателей казахстанских автомобилей, то в пятерку наиболее востребованных брендов легковых авто казахстанской сборки сейчас входят Lada (продажи за 9 месяцев составили 6372 ед.), Hyundai (1369 ед.), KIA (1343 ед.), Chevrolet (1045 ед.) и JAC (509 ед.). В список марок, предлагаемых отечественными предприятиями, вошли также Ravon (402 ед.), SsangYong (240 ед.), Skoda (182 ед.), Peugeot (135 ед.) и Geely (26 ед.). Впрочем, здесь стоит учесть и ценовую составляющую - на сегодняшний день самыми бюджетными вариантами продолжают оставаться автомобили Lada.

При этом отрасль продолжает развитие не только в количественном выражении. В стране появляются все новые производства. Национальный производитель «AllurGroup» совместно с АО «GM Uzbekistan», производителем и экспортером легковых автомобилей Ravon в Узбекистане, приступили к серийному выпуску модели Ravon Nexia R3 на производственной площадке «СарыаркаАвтоПром» в Костанае. Выпуск седана будет осуществляться на существующих мощностях завода. На первоначальном этапе будет осуществляться SKD-производство седана мощностью от 3 тысяч автомобилей в год, с возможностью поэтапного увеличения объемов производства до 7 тысяч. Следующим этапом сотрудничества станет возможное расширение линейки производимых автомобилей.

Развитие автомобилестроения повлекло за собой становление еще одной новой для Казахстана отрасли - утилизации авто. Так, только в Караганде до конца года будет запущен второй этап проекта по утилизации автомобилей, и уже начнется не просто сбор автохлама, но и его переработка. Созданный в рамках госпрограммы индустриально-инновационного развития завод по утилизации автотранспортных средств ТОО «RecyclingCompany» пока лишь принимает "автоутиль" (с момента запуска предприятия в июле 2017 года принято более 30 тысяч машин), планирует до конца года завершить строительство плавильного и пиролизного цехов. Из отходов вышедших из эксплуатации машин будут производить сталь, алюминий, сплавы цветных металлов, а также резиновую крошку и углеводороды.

Всего же в рамках программы по выкупу старых автомобилей казахстанцы в течение 9 месяцев 2017 года сдали на утилизацию 25 167 единиц техники. За истекшие три месяца с начала второго этапа программы утилизации ВЭТС (с 26 июня по 26 сентября) выдан 1 961 скидочный сертификат на покупку новых транспортных средств. Всего в автосалонах страны был использован 531 сертификат, на которые казахстанцы приобрели 313 автомобилей отечественного производства.

По сути, утилизация автохлама - еще одна новая отрасль, развитие которой "притянул" за собой автопром, продолжив мультипликативное влияние на экономику - новые производства, новые рабочие места, новые виды продукции (не исключено, что в будущем экспортоориентированные), и, соответственно, дополнительные поступления в бюджет страны.

Согласно госпрограмме, в новых секторах экономики, таких, как новые виды транспорта (электромобили), ВИЭ (ветро- и солнечная энергетика), будут востребованы такие традиционные металлы, как медь, алюминий, цинк, титан. К примеру, в электромобиле расход меди и алюминия будет в 4 и 2 раза больше соответственно, чем в автомобилях с двигателями внутреннего сгорания. Усилится спрос на более усовершенствованные, качественные и экологически чистые металлы (комбинированные металлы). Также за счет истощения месторождений в мире будет увеличиваться доля вторичного производства металлов из отходов и лома (recycling – переработка).

Изменение процессов производства также является одним из трендов, влияющих на отрасль цветной металлургии. Среди них: ужесточение требования по экологичности производства и повышение энергоэффективности и производительности труда; рост значения комплексной переработки сырья (извлечение попутного металла) и переработки отходов; переход на глубокую переработку сырья и готовые изделия.

Наконец, хотелось бы отметить, что перспективы для развития автомобильной отрасли действительно высоки. Согласно прогнозам KPMG, аудиторской компании «Большой четверки», к 2020 году продажи автомобилей вырастут на 23% по сравнению с текущим уровнем. При этом основным драйвером роста потребления станут развивающиеся страны. Это обусловлено низким уровнем автомобилизации на душу населения и высоким уровнем среднего возраста автопарка в развивающихся странах.


3976 просмотров

Низкие цены на комуслуги в Казахстане препятствуют производству природного газа

Как повысить цены, не рассердив население?

Фото: Oil and Gas Photographer

Правительство Казахстана озадачено сложным вопросом. С одной стороны, республике нужно обеспечить население недорогим голубым топливом, с другой – необходимо стимулировать производство природного газа, для чего надо повысить закупочную цену для добывающих компаний.

В Казахстане одни из самых низких цен на коммунальные услуги, в частности, на газоснабжение и электроэнергию – 3% от среднего семейного дохода. Это значительно меньше, чем в странах Европейского союза, где аналогичный показатель составляет 23%. В России, к примеру, на комуслуги тратят в среднем 5–8% семейного дохода, в Индии – 10–12%, в Азербайджане и Турции – от 8 до 10%. В перспективе низкие цены на газ могут привести к проблемам с инвестициями в производство газа. К такому мнению пришли эксперты исследовательской компании IHS Markit, подготовившие для Ассоциации «Kazenergy» Национальный энергетический доклад 2019 года.

Добыча: сегодня и в будущем

По данным IHS Markit, в 2018 году всего в Казахстане было добыто 55,5 млрд куб. м газа, из них 34%, или 19,1 млрд куб. м, ушло на обратную закачку, а 36,4 млрд куб. м – на продажу. Из коммерческих объемов 19,4 млрд куб. м были экспортированы, а 17 млрд куб. м – реализованы на внутреннем рынке.

Коммерческие объемы добычи на месторождении Кашаган в прошлом году составили 5,46 млрд куб. м, на Тенгизе – 9,2 млрд куб. м, на Карачаганаке – 10,3 млрд куб. м.

Эксперты прогнозируют, что к 2040 году валовая добыча газа в стране вырастет на 52%, до уровня 84,4 млрд куб. м в год. Но коммерческие объемы при этом увеличатся лишь на 3,6% – до уровня 38 млрд куб. м в год, что объясняется высокой потребностью в обратной закачке газа.

С 2018 по 2040 год 95% прироста добычи придется на Кашаган, 2% – на Тенгиз. А вклад месторождения Карачаганак в валовую добычу снизится на 1%. При этом коммерческие объемы добычи газа на месторождении не изменятся – около 9,5 млрд куб. м в год. На Тенгизе они будут находиться на уровне порядка 9,5 млрд куб. м в год до 2035 года, после чего снизятся до 8,5 млрд куб. м к 2040 году.

Еще одним потенциальным источником прироста добычи может стать реализация новых проектов на Каспии.

2_60.png

Газоснабжение, электроэнергия и переработка

По прогнозу IHS Markit, в период до 2040-х годов включительно спрос на газ на внутреннем рынке будет удовлетворяться как за счет казахстанских объемов, так и за счет импорта. В 2018 году в приграничные регионы Казахстана из России и Узбекистана было импортировано 7 млрд куб. м газа. В результате внутреннее потребление достигло 24 млрд куб. м.

По сведениям аналитиков, в балансе первичных энергоресурсов Казахстана доля газа составляет всего 21%. На нефть приходится 18% генерации электроэнергии. 59% спроса на энергоресурсы удовлетворяется за счет угля. 

В основном, газ потребляют на западе страны. На севере и востоке чаще всего используется уголь. На юге – как уголь, так и газ.

Половина поставляемого на внутренний рынок газа применяется для производства электроэнергии, 36% потребления занимает жилищно-коммерческий сектор, 14% – промышленность.

К 2040 году доля электроэнергетики в конечном потреблении газа останется на уровне около 50%, хотя объем потребления газа в электроэнергетике при этом вырастет примерно до 13,5 млрд куб. м в результате ввода в эксплуатацию новых генерирующих мощностей. Доля жилищно-коммерческого сектора в потреблении газа снизится с 1/3 до 1/4, а доля промышленности вырастет с 14 до 25%.

К 2030 году газоснабжением будут охвачены 1,6 тыс. населенных пунктов, или 56% населения республики. Сейчас доступ к природному газу имеют 10 областей и два города республиканского значения – Алматы и Шымкент, или 49,7% населения республики.

В 2015 году, с завершением строительства газопровода Бейнеу – Бозой – Шымкент (ББШ), все основные магистральные газопроводы Казахстана объединены в единую газотранспортную систему.

На сегодня АО «КазТрансГаз» (КТГ) управляет магистральными газопроводами общей протяженностью более 19 тыс. км и газораспределительными сетями протяженностью более 48 тыс. км.

Отдельно необходимо отметить потребность в газе будущих газоперерабатывающих заводов. Только газохимический комплекс в Атырауской области будет потреблять ежегодно 7 млрд куб. м газа. Сухой газ с Тенгизского месторождения будет подаваться в установку сепарации газа для получения этана и пропана, необходимых для производства олефинов.

На первом этапе, к концу 2021 года, построят завод по производству полипропилена мощностью 550 тыс. т в год. Второй этап предусматривает строительство завода по производству полиэтилена с двумя линиями мощностью по 625 тыс. т в год каждая. Также планируется строительство установки парового крекинга для производства этилена мощностью 1,25 млн т в год. Строительство завода начнется в 2021 году, а ввод в эксплуатацию намечен на 2025 год.

В стадии разработки проект газохимического комплекса по производству полиолефинов в Актюбинской области. По данным IHS Markit, в январе 2018 года китайская компания Tianjin Bohai Petrochemical подписала соглашение о сотрудничестве по проекту с акиматом Актюбинской области.

Согласно этому документу, к 2021 году планируется запуск установок по производству метанола мощностью 1,8 млн т в год, олефинов мощностью 300 тыс. т в год, а также еще двух установок мощностью по 300 тыс. т в год для производства полиэтилена и полипропилена. В качестве сырья могут быть использованы газоконденсатные жидкости, поступающие с газоперерабатывающего завода АО «СНПС-Актобемунайгаз».

По данным Национального энергетического доклада 2019 года, подготовленного для Ассоциации «Kazenergy», еще один химический комплекс, стоимостью около $2,7 млрд, планируется построить в Мангистауской области. Это будет совместное предприятие казахстанского АО «КазАзот» (39%) и китайской компании Inner Mongolia Berun Holding Group (61%). Ежегодная мощность производства составит 1 млн т метанола, 1,2 млн т азотных удобрений и 600 тыс. т олефинов. 

Однако, компания "КазАзот" сообщила что еще в 2018 году получила отказ от китайской компании Inner Mongolia Berun Group по проекту газохимического комплекса по инвестированию проекта «Создание газохимического комплекса». В настоящее время продолжается поиск новых инвесторов.

1_59.png

Где взять газ?

Между тем наравне с предполагаемым ростом внутреннего спроса в стране прогнозируется снижение производства газа. По утверждению экспертов, более половины добываемого в Казахстане газа составляет попутный газ, значительная часть которого с высоким содержанием серы, что «требует дорогостоящей подготовки и дополнительных мер для обеспечения безопасного хранения, утилизации и монетизации больших объемов удаленной серы».

По данным IHS Markit, цены, которые платят недропользователям за газ, «на порядок» ниже себестоимости добычи. Эксперты поясняют, что эти цены не регулируются в административном порядке, а устанавливаются индивидуально путем переговоров между производителями и покупателями, прежде всего, КТГ, за которым закреплены монопольные полномочия, предполагающие наличие преимущественного права на приобретение попутного газа.

В середине 2018 года средняя цена на газ, выплачиваемая казахстанским производителям, составляла 14,5 тыс. тенге за 1 тыс. куб. м. В мае 2019 года за тот же объем давали 14,3 тыс. тенге.

«Этого может оказаться достаточно для покрытия себестоимости сухого газа с небольшой глубиной залегания, но не хватает для покрытия себестоимости жирного попутного газа с высоким содержанием серы, который необходимо извлечь, подготовить и транспортировать к месту подачи в газопровод», – поясняют эксперты.

По их мнению, пока цены на газ и другие энергоресурсы остаются искусственно заниженными, решение назревших проблем, стоящих перед энергетическим сектором – таких как обеспечение необходимых сумм инвестирования в электроэнергетику и увеличение коммерческих объемов предложения газа – будет «откладываться на потом».

При этом, по данным IHS Markit, при более внимательном изучении финансовых показателей КТГ выясняется, что компания несет убытки от своего основного вида деятельности – реализации газа казахстанским потребителям. В 2014–2018 годах потери компании от операций на внутреннем рынке составили 200 млрд тенге. А за первое полугодие 2019 года убытки КТГ достигли 63 млрд тенге. Несмотря на это совокупный чистый доход от деятельности компании в целом вырос на 100 млрд тенге, увеличившись на 140% в годовом исчислении.

«По сути компания выходит в плюс благодаря международным поставкам природного газа, включая транзит третьих лиц, а также экспорту газа», – отмечают эксперты.

Наибольшее влияние на стоимость газа для конечных потребителей оказывает антимонопольное ведомство, считают эксперты. По их мнению, комитет руководствуется не столько энергетической политикой как таковой, сколько более общими макроэкономическими соображениями.

Основным фактором, определяющим подход ведомства к формированию цен на газ, является заданный правительством целевой показатель инфляции.

3_47.png

Проблемы общего рынка ЕАЭС

Тем временем государства – члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС) – Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия – договорились к 2025 году создать общий рынок природного газа, нефти и нефтепродуктов. 

По сведениям IHS Markit, общий рынок газа ЕАЭС призван создать условия для эффективной торговли на недискриминационной основе, обеспечить обмен информацией о потреблении, добыче, транспортировке и поставке природного газа, а также повысить прозрачность ценообразования.

Кроме того, рынок должен обеспечить возможность беспошлинных поставок газа, поддержание рыночных цен, предполагающих коммерческую рентабельность продаж газа на общем рынке, а также принятие странами-участницами согласованного решения о переходе на равнодоходные цены на газ на территории государств ЕАЭС.

По мнению экспертов, на практике создание общего рынка газа, к которому в течение вот уже многих лет стремится ЕС, потребует основательной либерализации и тщательного согласования политики.

«При этом для Казахстана задачи гармонизации выльются в серьезные сложности, поскольку в стране сохраняется высокий уровень регулирования внутренних цен на газ и внутреннего рынка в целом», – считают в IHS Markit.

К примеру, для гармонизации цен с Ямало-Ненецким автономным округом России к 2025 году цены на западе Казахстана в период с 2020 по 2025 год должны расти в среднем на 13% ежегодно, а затем – после 2026 года – следовать темпам внутренней инфляции в России.

В России в 2018 году объем добычи составил 725 млрд куб. м газа. Кыргызстан и Беларусь производят по 300 млн куб. м в год, а Армения и вовсе не добывает газ. Российская национальная компания «Газпром» владеет газотранспортными системами в Беларуси, Армении и Кыргызстане, поставляя газ в эти страны по относительно выгодным ценам, что выше внутренних цен, но ниже цен экспорта в Европу. Эксперты полагают, что в политике газового рынка ЕАЭС неизбежно будут преобладать интересы России – и, прежде всего, «Газпрома».

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций