Казахстанские производители плодоовощной продукции страдают от демпинга

Опубликовано
Производители Южно-Казахстанской области сталкиваются с тем, что из-за низких цен узбекских производителей, весь товар остается на поле

Потери урожая в Казахстане достигают 40% из-за низких цен соседних производителей, при этом внутреннее производство плодовощной продукции не покрывают потребности населения, об этом в рамках World Food Kazakhstan 2017, рассказал представитель USAID.

Презентуя данные по Центрально-Азиатскому региону, технический директор проекта USAID «Конкурентоспособность, торговля и рабочие места в Центральной Азии» Зауре Абдираман, отметила, что казахстанские производители плодовоовощной продукции испытывают трудности из-за низких цен в соседних странах. «Установление более низких цен, скажем, когда наши соседи делают демпинг цен, наши казахстанские производители страдают от этого», — рассказала она.

К примеру, производители Южно-Казахстанской области сталкиваются с тем, что из-за низких цен узбекских производителей, весь товар остается на поле. «Они даже не думают о том, что его как-то можно перерабатывать», — отмечает она. Всего общие потери урожая по Центральной Азии составляют около 20%, по Казахстану эта цифра доходит до 40%. При этом крупнейшим импортером фруктов и овощей является Казахстан, а экспортером Узбекистан.

«В Казахстане производство плодоовощной продукции не покрывает потребности населения», — говорит г-жа Абдираман. Основные поставщики садоводческой продукции для Казахстана это Узбекистан, Китай, Россия, Польша, Иран, Таджикистан, Кыргызстан.

По данным Комитета госдоходов Министерства финансов РК за 2016 год объем импорта фруктов, ягод и винограда в Казахстане составил 416,1 тонн из республик Центральной Азии. Основной поставщик Узбекистан, за ним следуют Россия, Польша, Китай и Иран. При этом сезонность в данном вопросе также имеет большую роль.

Среди проблем региона — ограниченные возможности отбора и сортировки, неофициальная приграничная торговля как в ферганской долине, так и между Казахстаном и Узбекистаном, высокие расходы на консолидированную поставку. Помимо этого доминирование супермаркетов над розничными рынками и их повышение требований по поставке продукции, низкая добавленную стоимость и т.д

«Всего 9-20% сельскохозяйственной продукции перерабатывается, главным образом подвергается сушке. Экспорт составляет 21 млн долларов США по сравнению с мировым спросом на импорт 47 млрд долларов США в 2016 году», — отмечается в презентации спикера.

«Очень многие наши производители, сельхозпереработка находится на низком уровне», — добавила г-жа Абдираман.

Кроме этого, существуют проблемы с транспортировкой свежих фруктов и овощей, которая обходится в 2-3 раза дороже, чем продуктов с более длительным сроком хранения. Региональные поставки в ЦА обходятся в два раза дороже, чем в среднем в мире.

Спикер подчеркнула, что Узбекистан имеет очень большой потенциал дальнейшего роста, в том числе благодаря ослаблению требований в отношении национальной валюты, увеличения количества авиарейсов, сниженных железнодорожных тарифов, отмены запрета на экспорт фруктов и овощей и т.д. Всего за январь-май 2016 года узбекский экспорт вырос на 16%.

Читайте также