Цели программы «Нұрлы жол» на 2017 год

На 2017 год на реализацию госпрограммы «Нұрлы жол» предусмотрены средства в размере 387,4 млрд тенге

Цели программы «Нұрлы жол» на 2017 год

Цели программы «Нұрлы жол» на 2017 год

На реализацию задач по госпрограмме в этом году предусмотрено финансирование на общую сумму 484,1 млрд тенге: за счет республиканского бюджета – 164,2 млрд тенге, целевого трансферта из Нацфонда – 319,9 млрд тенге. На 1 июля освоение составило 161,6 млрд тенге, или 100% к плану отчетного периода.

Государственная программа «Нурлы жол» имеет для страны приоритетное значение. По словам главы государства Нурсултана Назарбаева, выступившего на заседании Астанинского клуба, сразу после развала СССР, было принято решение построить железную дорогу в сторону Китая и тем самым расширить торгово-экономические связи страны. «Казахстан не имеет выхода к морю. После развала Советского союза в 1991 году все дороги вели только в Россию. Первое с чего мы начали - построили железную дорогу в сторону Китая и расширили свою торговлю», - сказал Нурсултан Назарбаев.

По его словам, за 2 пятилетки в рамках программы будет построено 7,5 тысяч км дорог. «Уже за первую пятилетку привели в порядок все аэропорты Казахстана, построили два современных морских порта на Каспийском море. В 2015 году председатель КНР Си Цзиньпин в нашем университете впервые огласил план «Один пояс - один путь». Естественно, сопряжение плана с нашей программой было чудесным образом согласовано. Мы естественно, подхватили эту дорогу», - сказал президент.

Затем, по его словам, была построена автотрасса первой категории от границы Китая в Европу через Казахстан почти в 3 тысячи км. «Мы построили посреди широкой степи прямую железнодорожную магистраль, 1 500 километров всего за два года - от Китая до Каспийского моря, построили железную дорогу через Туркменистан - Иран в Персидский залив в порт Бендер-Аббас, который может выходить в Индию. Вот такие мы приняли меры. Во время строительства в начале независимости мы имели нулевую торговлю с Китаем. Сегодня у нас 15 млрд долларов. Никогда контейнеры не ходили из Китая в Европу, только за прошлый год контейнеры перевезли 4 млн тонн - от восточной провинции Китая в Европу», - сказал президент Назарбаев и добавил, что недавно несколько государств: Турция, Азербайджан, Грузия, Казахстан открыли новую железную дорогу Карс-Ахалкалаки, которая дает выход через Каспийское море на Европу. «Мы паромную переправу построили из Баку через Турцию, Босфор, для выхода в Европу, то есть еще один путь. Это всем выгодно и России, и Казахстану, и Турции, и всем центральноазиатским государствам - выходить по этим железным дорогам. Кроме этого, есть у нас приграничный центр международной торговли «Хоргос» на границе с Китаем. Я думаю, что там вырастет большой город в будущем, небольшой прототип Гонконга», - заключил Президент Казахстана

Вместе с тем, стоит отметить, что освоение средств, выделенных в рамках программы «Нурлы жол» к годовому плану составило 33,4%. По расходам, реализуемым собственно администраторами, освоено 101,8 млрд тенге, или 99,8% к плану на отчетный период. Регионами предусмотрено 130,6 млрд тенге, в том числе целевыми трансфертами 82,6 млрд тенге и бюджетными кредитами 48 млрд тенге. Местным бюджетам, согласно планам финансирования, в полном объеме перечислены 59,7 млрд тенге. Местными исполнительными органами освоено 59,2 млрд тенге, или 99,2%.

По расходам, реализуемым администраторами, порядка 71,1% средств запланированы на второе полугодие. К примеру, у министерств: по инвестициям и развитию 217,9 млрд тенге, или 69,8%; национальной экономики – 27,3 млрд тенге, или 31,2%; труда и социальной защиты населения – 3,6 млрд тенге, или 99,6%; образования и науки – 1,5 млрд тенге, или 95,1%.

Местными исполнительными органами на второе полугодие запланировано расходов 70,9 млрд, тенге, или 54,3%, из них по Южно-Казахстанской области – 12,2 млрд тенге, Актюбинской – 9,1 млрд тенге, Алматинской – 7,8 млрд тенге, Мангистауской – 6,7 млрд тенге, Карагандинской – 5,6 млрд тенге, Восточно-Казахстанской – 4,8 млрд тенге, Акмолинской – 4,7 млрд тенге. По 1,1 млрд тенге, предусмотренных на развитие индустриальной инфраструктуры Министерству национальной экономики в виде целевых трансфертов, решение принято 23 июня 2017 года.

Проект постановления правительства РК о распределении данной суммы по регионам проходит процедуру согласования. На 1 июля текущего года по собственным расходам центральными государственными органами уже зарегистрированы обязательства на 255,2 млрд тенге, или на 72,2% от годового плана. До конца текущего года необходимо принять обязательства на 98,3 млрд тенге. По линии МИР запланировано 64,7 млрд тенге, из них: 43,7 млрд тенге на софинансирование займов под госгарантии по строительству и реконструкции дорог; 10,8 млрд тенге – на развитие автомобильных дорог; 5 млрд тенге – на увеличение уставного капитала АО «Международный аэропорт Астана»; 4,4 млрд тенге – на субсидирование строительства, реконструкцию и модернизацию систем тепло-, водоснабжения и водоотведения.

На 2017 год по механизму бюджетного субсидирования расходов субъектов естественных монополий, реализующих проекты по реконструкции и строительству систем тепло-, водоснабжения и водоотведения с привлечением заемных средств, в том числе международных финансовых организаций, в рамках программы «Нұрлы жол» предусмотрены средства в сумме 4,4 млрд тенге, из них 3,5 млрд тенге на реализацию восьми проектов. Из восьми проектов, на которые были выделены 3,5 млрд, 2,3 млрд ушли на реализацию пяти проектов, которые были распределены в ходе заседания РБК от 20 июня 2017 года. 1 июля МИР РК внесена бюджетная заявка на распределение оставшегося пула на сумму 0,9 млрд тенге на реализацию одного проекта. На завершение данного проекта в 2018 году средства не потребуются.

В связи с периодом отопительного сезона до середины года освоение средств по данной программе начинается с июля текущего года. К настоящему времени зарегистрированы договоры на сумму 92,9 млрд тенге, или на 71,2%. До конца текущего года необходимо заключить договоры на сумму 37,7 млрд тенге. Из них 9,6 млрд тенге – на строительство 11 новых школ; 8,2 млрд тенге – на развитие индустриальной инфраструктуры по строительству 15 новых и двух переходящих инвестпроектов.

19 млрд тенге приходится на кредиты: 16,9 млрд тенге – на реконструкцию и строительство систем тепло-, водоснабжения и водоотведения: Акмолинской области – 0,8 млрд тенге, в Актюбинской – 1,5 млрд тенге, ВКО – 2,2 млрд тенге, в ЗКО – 1,5 млрд тенге, в Карагандинской – 3,7 млрд тенге, в Костанайской – 1,4 млрд тенге, в Кызылординской – 3,4 млрд тенге, в Мангистауской – 1,4 млрд тенге, в Павлодарской – 0,3 млрд тенге, в СКО – 0,3 млрд тенге, в ЮКО – 0,4 млрд тенге. На реконструкцию и строительство систем теплоснабжения запланировано 2,1 млрд тенге, в Акмолинской области на сумму 1,5 млрд тенге, в Костанайской – 0,6 млрд тенге.

Следует отметить, что указанные средства местными исполнительными органами перечисляются на счета коммунальных предприятий по теплоснабжению. Далее эти предприятия проводят конкурсы, заключают договоры с подрядчиками и оплачивают их услуги.

По состоянию на 1 июля объем налогов в бюджет от плательщиков, участвующих в Госпрограмме составил 21,1 млрд тенге, в том числе ИПН – 1,9 млрд тенге и КПН – 7,9 млрд тенге. Это в 1,2 раза больше, чем за аналогичный период 2016 года – 18,4 млрд тенге.

Все процедуры государственных закупок по Госпрограмме подвергаются камеральному контролю. В результате камерального контроля по 54 налогоплательщикам, участвующим в качестве генеральных подрядчиков и субподрядных организаций по Госпрограмме, на 1 июля текущего года дополнительно взыскано 1,7 млрд тенге. Камеральным контролем в первом полугодии текущего года в рамках Госпрограммы было охвачено 176 процедур государственных закупок на общую сумму 83,2 млрд тенге.

Отметим, что расходование средств, выделенных на реализацию госпрограммы, контролируется посредством процедуры государственных закупок и анализа уплаты налогов подрядчиками. Таким способом с начала года был выявлен ряд нарушений, за которыми последовали наказания.

Как отметил Бахыт Султанов, министр финансов РК, бюджетная часть государственной программы «Нұрлы жол» освоена почти на 100% к плану на год. Средства на реализацию инфраструктурных проектов, развитие ЖКХ и жилищного строительства, инфраструктуры в сфере образования использованы в полном объеме. На местном уровне освоение средств Госпрограммы также достаточно высокое - 98,7 %.

Проведенным камеральным контролем в 2016 году в рамках Госпрограммы «Нұрлы жол» охвачено 420 процедур государственных закупок на общую сумму 221 млрд тенге, из них направлены уведомления на сумму 55 млрд. тенге. Объектами государственного аудита выявленные нарушения устранены. При этом пересмотрены итоги госзакупок на сумму 17 млрд тенге; отменены госзакупки на сумму 38 млрд. тенге.

Также отмечается рост объема налогов в бюджет от плательщиков, участвовавших в Госпрограмме «Нұрлы Жол». Так, их объем за 2016 год составил 43,5 млрд тенге, что в 1,4 раза больше, чем за 2015 год.

«Бюджетом на 2017 год на реализацию Госпрограммы предусмотрены средства в сумме 387,4 млрд тенге», - отметил Бахыт Султанов и призвал все государственные и местные исполнительные органы уже сейчас принять необходимые меры и взять под контроль своевременное проведение бюджетных процедур в целях эффективной реализации Госпрограммы «Нұрлы Жол».

В свою очередь вице-министр национальной экономики Айбатыр Жумагулов пояснил, что, в целом, использование денег возросло во всех направлениях. Так, в подведении недостающей инфраструктуры к объектам предпринимательства по «Дорожной карте бизнеса-2020» оно увеличилось на 1 млрд тенге, в развитии логистической инфраструктуры - на 10 млрд тенге.

«В автодорожных проектах освоение увеличилось на 35,6 млрд тг. В целом по итогам ожидается полное освоение. Модернизация системы тепловодоснабжения увеличилась на 5 млрд тенге, по итогам которой планируется построить и реконструировать порядка 700 км сетей. В сфере образования освоение увеличилось на 11,3 млрд тенге и планируется ввести в эксплуатацию 70 объектов по итогам 2017 года. На развитие инфраструктуры в образовании в этом году выделили около 72 млрд тенге. На сегодня акиматам перечислили 41 млрд, 94% из этой суммы освоили», - отметил вице-министр.

По словам вице-министра образования и науки, до конца 2017 года в эксплуатацию должны сдать 70 новых объектов.

Бибигуль Асылова, вице-министр образования РК уверила, что акиматы подтверждают и оставшиеся 18 объектов будут сданы до конца декабря 2017 года.

«У нас все обязательства акиматами приняты и есть соответствующие гарантийные письма о том, что они завершатся в этом году», - отметила она.

Что же касается анализа по уплате налогов, то наблюдается рост объёмов финансовых поступлений в бюджет от плательщиков, участвующих в госпрограмме. В отчётном периоде налогов поступило 33,4 млрд тенге, что на 12,3 млрд тенге больше, чем годом ранее.

Министр национальной экономики Тимур Сулейменов отметил, что для строительства инфраструктуры СЭЗ «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк» в 2017 году предусмотрены 7,7 млрд тенге, освоение которых запланировано на ноябрь 2017 года. Он проинформировал, что на текущий момент ведутся строительно-монтажные работы, поставлены четыре газовые турбины, осуществляется поставка котлов утилизаторов, паровых турбин, конденсаторов воздушного охлаждения. Реализация проекта ведется в соответствии с графиком.

На модернизацию систем тепло-, водоснабжения и водоотведения в 2017 году из средств Нацфонда предусмотрено 53 млрд тенге, что позволит в 2017-2018 годах построить и реконструировать порядка 1248 км сетей.

«По состоянию на 1 июля 2017 года, согласно плану финансирования МИО, были выданы бюджетные кредиты субъектам естественной монополии (СЕМ) в размере 29,3 млрд тенге, освоено 3,2 млрд тенге. Из запланированных на 2017 год 700 км построено 439 км сетей», – сообщил Сулейменов.

По его сведениям, в 2017 году из средств Нацфонда предусмотрено 71,7 млрд тенге на строительство 109 объектов образования (53 переходящих объекта, 56 новых объектов).

«По состоянию на 1 июля текущего года в местные бюджеты перечислено 30,4 млрд тенге, они освоены в полном объеме. В эксплуатацию введены три школы на 1150 мест в Жамбылской, Карагандинской и Южно-Казахстанской областях и два детских сада в Мангистауской и Восточно-Казахстанской областях», – сообщил Сулейменов.

На подведение недостающей инфраструктуры к объектам предпринимательства в рамках «ДКБ-2020» в 2017 году предусмотрены средства из Нацфонда в размере 10 млрд тенге. «Планируется профинансировать 22 проекта МСБ в секторах пищевой промышленности, сельского хозяйства, легкой промышленности, металлургии, производства строительных материалов, основных фармацевтических продуктов и мебели», – сказал министр.

Он также сообщил, что планируется дополнительное распределение средств на сумму 8,8 млрд тенге. «Причинами низкого распределения средств государственным органам по 073 бюджетной программе (БП) на 2017 год является низкая проработка проектов и отсутствие заявок от государственных органов. Вопрос эффективного использования нераспределенного остатка средств в 2017 году по 073 БП будет решаться в рамках уточнения республиканского бюджета на 2017 год», – заключил Сулейменов.

В заключение отметим, что бюджетом на 2017 год на реализацию госпрограммы «Нұрлы жол» предусмотрены средства в сумме 387,4 млрд тенге.

Отмечается рост объема налогов в бюджет от плательщиков, участвовавших в госпрограмме «Нұрлы Жол». Так, их объем за 2016 год составил 43,5 млрд тенге, что в 1,4 раза больше чем за 2015 год.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Вырастут ли цены на бензин в Казахстане

Падение спроса на топливо из-за пандемии коронавируса уже привело к сокращению продаж на казахстанских АЗС на 40%

Фото: Офелия Жакаева

Пандемия коронавируса привела к резкому снижению потребления топлива и спроса на нефтепродукты во всем мире, и Казахстан не стал исключением. В апреле нефтеперерабатывающие заводы страны были переведены на минимальный технологический режим, сообщили в Министерстве энергетики РК.

За первые пять месяцев 2020 года потребление бензина по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом уменьшилось на 15%, до 1,4 млн тонн, а дизельного топлива – на 5%, до почти 1,9 млн тонн. 
В отраслевом ведомстве считают, что автомобильного бензина отечественного производства вполне достаточно для покрытия потребностей всего казахстанского рынка. 

«В настоящее время все три НПЗ работают в штатном режиме, с ежесуточным производством светлых нефтепродуктов с последующей отгрузкой на внутренний рынок. Фактов возникновения дефицита ГСМ не наблюдается», – отметили в ведомстве.

Излишки ГСМ идут на экспорт в страны, не входящие в ЕАЭС, – с января по май из Казахстана было вывезено 206,7 тыс. тонн бензина. 

Продажи просели

Кризис на рынке транспортного топлива задел в первую очередь розничных продавцов нефтепродуктов. Представитель компании-владельца более чем ста автозаправочных станций рассказал «Курсиву», что в этой сети в первом полугодии продажи топлива упали примерно на 40%. Несмотря на уменьшение спроса, оптовые отпускные цены растут почти каждый месяц.

«Если раньше бензин на атырауском заводе (Атырауский НПЗ – «Курсив») стоил 150 тысяч тенге за тонну, то сейчас тонна стоит 160 тысяч тенге. То есть на 10 тысяч тенге выросла цена», – пожаловался бизнесмен.

Такой расклад его удивляет:

«Во время пандемии, когда цена на нефть упала, российский бензин стоил 66 тенге за литр (оптовая цена). Но мы его не могли привезти, потому что запрет был на ввоз. А наш стоил тогда 130 тенге за литр».

По словам представителя сети, розничные цены на автозаправках поднимать не разрешают.

«Курсив» направил запросы в Министерство энергетики и национальную компанию «КазМунайГаз», которая контролирует все три крупные казахстанские НПЗ и является одним из крупных ресурсодержателей, чтобы выяснить, когда и по какой причине были подняты оптовые цены на бензин. На момент подготовки статьи ответы еще не были получены.

Председатель ассоциации «Жанар-Жагармай» (объединение владельцев АЗС) Кайыпбек Камбаров говорит, что сейчас, к примеру, в Туркестанской области мелким розничным продавцам ГСМ стало труднее развиваться. В основном из-за того, что большую часть (около 60%) продукции они закупают через посредников и по повышенной цене. В результате маржа получается очень маленькой. По его словам, из-за пандемии передвижение на транспорте снизилось на 30–40%, соответственно, упали доходы и розничных реализаторов горючего. В регионе на данный момент более 560 действующих АЗС.

В целом по Казахстану, по данным Комитета статистики МНЭ РК, на начало 2020 года работали более 3,9 тыс. автозаправочных станций, свыше 2 тыс. газовых АЗС и 15 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций. В 2019 году на них в розницу было продано нефтепродуктов на сумму свыше 1,1 трлн тенге. В том числе бензина – на 706 млрд тенге, дизтоплива – на 357 млрд тенге, пропана-бутана –
на 77 млрд тенге. По талонам нефтепродуктов за прошлый год было реализовано на 334 млрд тенге.

Больше, чем вчера

Несмотря на общее падение спроса на топливо, по данным Комитета по статистике, за первое полугодие выпуск бензина по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на 7,1%, до свыше 2,1 млн тонн, сжиженного пропана и бутана – на 5,7%, до 1,3 млн тонн. Но более чем на 30% упало производство керосина.

Чтобы защитить отечественных производителей топлива, правительство недавно продлило до 1 сентября введенный ранее запрет на импорт бензина и дизтоплива из России, где последние два месяца, наоборот, наблюдается рост потребления и, соответственно, цен на нефтепродукты. По данным ценового агентства Argus, российские НПЗ, выполняя рекомендацию Минэнерго РФ, существенно нарастили производство автомобильного бензина в июне. Если 1 июня в сутки выпускалось 80,2 тыс. тонн бензина, то уже к 14 июня этот показатель повысился до 99,6 тыс. тонн, а 28 июня достиг 107,9 тыс. тонн. Хотя общий показатель по-прежнему немного меньше, чем было в аналогичный период прошлого года. Министерство энергетики и

Федеральная антимонопольная служба России предложили своему правительству рассмотреть возможность отмены запрета на импорт бензина и других нефтепродуктов, который был введен на срок до 1 октября этого года. Связано это «с восстановлением спроса на моторное топливо на уровень, близкий к уровню, который был до введения ограничительных мер в связи с коронавирусной инфекцией».

Некоторые казахстанские эксперты считают, что рост спроса на топливо и отмена запрета на импорт в России могут привести к росту цен на бензин в Казахстане. Они полагают, что казахстанские ресурсодержатели начнут экспортировать горючее в более выгодный с экономической точки зрения рынок. Однако, как выяснилось, республика не обладает большими возможностями, чтобы удовлетворить потребности соседней страны. В первую очередь это связано с качеством казахстанского бензина.

На вопрос, может ли Россия снять запрет на импорт бензина и начать вывоз топлива из Казахстана, редактор изданий «Argus Рынок Каспия» и «Argus Транспорт Каспия» Рауф Гусейнов ответил, что «да», это возможно.

«Такое раньше происходило, когда казахстанский бензин поставлялся именно на внутренний рынок России. В основном поставлялся бензин пятого класса (К5), с завода «Конденсат» из Западно-Казахстанской области», – сообщил он.

Однако в России возможна реализация топлива не ниже пятого класса.

«Поэтому количество предложений из Казахстана может быть ограниченным. Для казахстанских поставщиков топлива приоритетным направлением являются все же не Россия, а страны Центральной Азии, где они могут конкурировать с российскими производителями», – считает эксперт.

Другое дело, что экспорт неф­тепродуктов из Казахстана регулируется Министерством энергетики, ежемесячными графиками. По мнению Рауфа Гусейнова, казахстанское правительство в первую очередь заинтересовано в протекции внутреннего рынка, в полном обеспечении казахстанского потребителя, особенно дизельным топливом в преддверии уборочной кампании, которая, по сути, в августе уже начинается.

«На основании практики мы знаем, что все большие запасы, которые накапливаются в Казахстане зимой и летом, быстро расходуются в период посевной и уборочной кампаний (весна-осень). Потому что потребление в это время вырастает очень серьезными темпами», – поясняет эксперт.

По его словам, сейчас республика не экспортирует дизтопливо. В преддверии сезона экспорта дизеля не будет вовсе либо он будет очень ограниченным. Правительство не будет рисковать и открывать экспорт на фоне роста внутреннего потребления.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

qazexpocongresskz.jpg