Перейти к основному содержанию

4363 просмотра

Цели программы «Нұрлы жол» на 2017 год

На 2017 год на реализацию госпрограммы «Нұрлы жол» предусмотрены средства в размере 387,4 млрд тенге

Цели программы «Нұрлы жол» на 2017 год

Цели программы «Нұрлы жол» на 2017 год

На реализацию задач по госпрограмме в этом году предусмотрено финансирование на общую сумму 484,1 млрд тенге: за счет республиканского бюджета – 164,2 млрд тенге, целевого трансферта из Нацфонда – 319,9 млрд тенге. На 1 июля освоение составило 161,6 млрд тенге, или 100% к плану отчетного периода.

Государственная программа «Нурлы жол» имеет для страны приоритетное значение. По словам главы государства Нурсултана Назарбаева, выступившего на заседании Астанинского клуба, сразу после развала СССР, было принято решение построить железную дорогу в сторону Китая и тем самым расширить торгово-экономические связи страны. «Казахстан не имеет выхода к морю. После развала Советского союза в 1991 году все дороги вели только в Россию. Первое с чего мы начали - построили железную дорогу в сторону Китая и расширили свою торговлю», - сказал Нурсултан Назарбаев.

По его словам, за 2 пятилетки в рамках программы будет построено 7,5 тысяч км дорог. «Уже за первую пятилетку привели в порядок все аэропорты Казахстана, построили два современных морских порта на Каспийском море. В 2015 году председатель КНР Си Цзиньпин в нашем университете впервые огласил план «Один пояс - один путь». Естественно, сопряжение плана с нашей программой было чудесным образом согласовано. Мы естественно, подхватили эту дорогу», - сказал президент.

Затем, по его словам, была построена автотрасса первой категории от границы Китая в Европу через Казахстан почти в 3 тысячи км. «Мы построили посреди широкой степи прямую железнодорожную магистраль, 1 500 километров всего за два года - от Китая до Каспийского моря, построили железную дорогу через Туркменистан - Иран в Персидский залив в порт Бендер-Аббас, который может выходить в Индию. Вот такие мы приняли меры. Во время строительства в начале независимости мы имели нулевую торговлю с Китаем. Сегодня у нас 15 млрд долларов. Никогда контейнеры не ходили из Китая в Европу, только за прошлый год контейнеры перевезли 4 млн тонн - от восточной провинции Китая в Европу», - сказал президент Назарбаев и добавил, что недавно несколько государств: Турция, Азербайджан, Грузия, Казахстан открыли новую железную дорогу Карс-Ахалкалаки, которая дает выход через Каспийское море на Европу. «Мы паромную переправу построили из Баку через Турцию, Босфор, для выхода в Европу, то есть еще один путь. Это всем выгодно и России, и Казахстану, и Турции, и всем центральноазиатским государствам - выходить по этим железным дорогам. Кроме этого, есть у нас приграничный центр международной торговли «Хоргос» на границе с Китаем. Я думаю, что там вырастет большой город в будущем, небольшой прототип Гонконга», - заключил Президент Казахстана

Вместе с тем, стоит отметить, что освоение средств, выделенных в рамках программы «Нурлы жол» к годовому плану составило 33,4%. По расходам, реализуемым собственно администраторами, освоено 101,8 млрд тенге, или 99,8% к плану на отчетный период. Регионами предусмотрено 130,6 млрд тенге, в том числе целевыми трансфертами 82,6 млрд тенге и бюджетными кредитами 48 млрд тенге. Местным бюджетам, согласно планам финансирования, в полном объеме перечислены 59,7 млрд тенге. Местными исполнительными органами освоено 59,2 млрд тенге, или 99,2%.

По расходам, реализуемым администраторами, порядка 71,1% средств запланированы на второе полугодие. К примеру, у министерств: по инвестициям и развитию 217,9 млрд тенге, или 69,8%; национальной экономики – 27,3 млрд тенге, или 31,2%; труда и социальной защиты населения – 3,6 млрд тенге, или 99,6%; образования и науки – 1,5 млрд тенге, или 95,1%.

Местными исполнительными органами на второе полугодие запланировано расходов 70,9 млрд, тенге, или 54,3%, из них по Южно-Казахстанской области – 12,2 млрд тенге, Актюбинской – 9,1 млрд тенге, Алматинской – 7,8 млрд тенге, Мангистауской – 6,7 млрд тенге, Карагандинской – 5,6 млрд тенге, Восточно-Казахстанской – 4,8 млрд тенге, Акмолинской – 4,7 млрд тенге. По 1,1 млрд тенге, предусмотренных на развитие индустриальной инфраструктуры Министерству национальной экономики в виде целевых трансфертов, решение принято 23 июня 2017 года.

Проект постановления правительства РК о распределении данной суммы по регионам проходит процедуру согласования. На 1 июля текущего года по собственным расходам центральными государственными органами уже зарегистрированы обязательства на 255,2 млрд тенге, или на 72,2% от годового плана. До конца текущего года необходимо принять обязательства на 98,3 млрд тенге. По линии МИР запланировано 64,7 млрд тенге, из них: 43,7 млрд тенге на софинансирование займов под госгарантии по строительству и реконструкции дорог; 10,8 млрд тенге – на развитие автомобильных дорог; 5 млрд тенге – на увеличение уставного капитала АО «Международный аэропорт Астана»; 4,4 млрд тенге – на субсидирование строительства, реконструкцию и модернизацию систем тепло-, водоснабжения и водоотведения.

На 2017 год по механизму бюджетного субсидирования расходов субъектов естественных монополий, реализующих проекты по реконструкции и строительству систем тепло-, водоснабжения и водоотведения с привлечением заемных средств, в том числе международных финансовых организаций, в рамках программы «Нұрлы жол» предусмотрены средства в сумме 4,4 млрд тенге, из них 3,5 млрд тенге на реализацию восьми проектов. Из восьми проектов, на которые были выделены 3,5 млрд, 2,3 млрд ушли на реализацию пяти проектов, которые были распределены в ходе заседания РБК от 20 июня 2017 года. 1 июля МИР РК внесена бюджетная заявка на распределение оставшегося пула на сумму 0,9 млрд тенге на реализацию одного проекта. На завершение данного проекта в 2018 году средства не потребуются.

В связи с периодом отопительного сезона до середины года освоение средств по данной программе начинается с июля текущего года. К настоящему времени зарегистрированы договоры на сумму 92,9 млрд тенге, или на 71,2%. До конца текущего года необходимо заключить договоры на сумму 37,7 млрд тенге. Из них 9,6 млрд тенге – на строительство 11 новых школ; 8,2 млрд тенге – на развитие индустриальной инфраструктуры по строительству 15 новых и двух переходящих инвестпроектов.

19 млрд тенге приходится на кредиты: 16,9 млрд тенге – на реконструкцию и строительство систем тепло-, водоснабжения и водоотведения: Акмолинской области – 0,8 млрд тенге, в Актюбинской – 1,5 млрд тенге, ВКО – 2,2 млрд тенге, в ЗКО – 1,5 млрд тенге, в Карагандинской – 3,7 млрд тенге, в Костанайской – 1,4 млрд тенге, в Кызылординской – 3,4 млрд тенге, в Мангистауской – 1,4 млрд тенге, в Павлодарской – 0,3 млрд тенге, в СКО – 0,3 млрд тенге, в ЮКО – 0,4 млрд тенге. На реконструкцию и строительство систем теплоснабжения запланировано 2,1 млрд тенге, в Акмолинской области на сумму 1,5 млрд тенге, в Костанайской – 0,6 млрд тенге.

Следует отметить, что указанные средства местными исполнительными органами перечисляются на счета коммунальных предприятий по теплоснабжению. Далее эти предприятия проводят конкурсы, заключают договоры с подрядчиками и оплачивают их услуги.

По состоянию на 1 июля объем налогов в бюджет от плательщиков, участвующих в Госпрограмме составил 21,1 млрд тенге, в том числе ИПН – 1,9 млрд тенге и КПН – 7,9 млрд тенге. Это в 1,2 раза больше, чем за аналогичный период 2016 года – 18,4 млрд тенге.

Все процедуры государственных закупок по Госпрограмме подвергаются камеральному контролю. В результате камерального контроля по 54 налогоплательщикам, участвующим в качестве генеральных подрядчиков и субподрядных организаций по Госпрограмме, на 1 июля текущего года дополнительно взыскано 1,7 млрд тенге. Камеральным контролем в первом полугодии текущего года в рамках Госпрограммы было охвачено 176 процедур государственных закупок на общую сумму 83,2 млрд тенге.

Отметим, что расходование средств, выделенных на реализацию госпрограммы, контролируется посредством процедуры государственных закупок и анализа уплаты налогов подрядчиками. Таким способом с начала года был выявлен ряд нарушений, за которыми последовали наказания.

Как отметил Бахыт Султанов, министр финансов РК, бюджетная часть государственной программы «Нұрлы жол» освоена почти на 100% к плану на год. Средства на реализацию инфраструктурных проектов, развитие ЖКХ и жилищного строительства, инфраструктуры в сфере образования использованы в полном объеме. На местном уровне освоение средств Госпрограммы также достаточно высокое - 98,7 %.

Проведенным камеральным контролем в 2016 году в рамках Госпрограммы «Нұрлы жол» охвачено 420 процедур государственных закупок на общую сумму 221 млрд тенге, из них направлены уведомления на сумму 55 млрд. тенге. Объектами государственного аудита выявленные нарушения устранены. При этом пересмотрены итоги госзакупок на сумму 17 млрд тенге; отменены госзакупки на сумму 38 млрд. тенге.

Также отмечается рост объема налогов в бюджет от плательщиков, участвовавших в Госпрограмме «Нұрлы Жол». Так, их объем за 2016 год составил 43,5 млрд тенге, что в 1,4 раза больше, чем за 2015 год.

«Бюджетом на 2017 год на реализацию Госпрограммы предусмотрены средства в сумме 387,4 млрд тенге», - отметил Бахыт Султанов и призвал все государственные и местные исполнительные органы уже сейчас принять необходимые меры и взять под контроль своевременное проведение бюджетных процедур в целях эффективной реализации Госпрограммы «Нұрлы Жол».

В свою очередь вице-министр национальной экономики Айбатыр Жумагулов пояснил, что, в целом, использование денег возросло во всех направлениях. Так, в подведении недостающей инфраструктуры к объектам предпринимательства по «Дорожной карте бизнеса-2020» оно увеличилось на 1 млрд тенге, в развитии логистической инфраструктуры - на 10 млрд тенге.

«В автодорожных проектах освоение увеличилось на 35,6 млрд тг. В целом по итогам ожидается полное освоение. Модернизация системы тепловодоснабжения увеличилась на 5 млрд тенге, по итогам которой планируется построить и реконструировать порядка 700 км сетей. В сфере образования освоение увеличилось на 11,3 млрд тенге и планируется ввести в эксплуатацию 70 объектов по итогам 2017 года. На развитие инфраструктуры в образовании в этом году выделили около 72 млрд тенге. На сегодня акиматам перечислили 41 млрд, 94% из этой суммы освоили», - отметил вице-министр.

По словам вице-министра образования и науки, до конца 2017 года в эксплуатацию должны сдать 70 новых объектов.

Бибигуль Асылова, вице-министр образования РК уверила, что акиматы подтверждают и оставшиеся 18 объектов будут сданы до конца декабря 2017 года.

«У нас все обязательства акиматами приняты и есть соответствующие гарантийные письма о том, что они завершатся в этом году», - отметила она.

Что же касается анализа по уплате налогов, то наблюдается рост объёмов финансовых поступлений в бюджет от плательщиков, участвующих в госпрограмме. В отчётном периоде налогов поступило 33,4 млрд тенге, что на 12,3 млрд тенге больше, чем годом ранее.

Министр национальной экономики Тимур Сулейменов отметил, что для строительства инфраструктуры СЭЗ «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк» в 2017 году предусмотрены 7,7 млрд тенге, освоение которых запланировано на ноябрь 2017 года. Он проинформировал, что на текущий момент ведутся строительно-монтажные работы, поставлены четыре газовые турбины, осуществляется поставка котлов утилизаторов, паровых турбин, конденсаторов воздушного охлаждения. Реализация проекта ведется в соответствии с графиком.

На модернизацию систем тепло-, водоснабжения и водоотведения в 2017 году из средств Нацфонда предусмотрено 53 млрд тенге, что позволит в 2017-2018 годах построить и реконструировать порядка 1248 км сетей.

«По состоянию на 1 июля 2017 года, согласно плану финансирования МИО, были выданы бюджетные кредиты субъектам естественной монополии (СЕМ) в размере 29,3 млрд тенге, освоено 3,2 млрд тенге. Из запланированных на 2017 год 700 км построено 439 км сетей», – сообщил Сулейменов.

По его сведениям, в 2017 году из средств Нацфонда предусмотрено 71,7 млрд тенге на строительство 109 объектов образования (53 переходящих объекта, 56 новых объектов).

«По состоянию на 1 июля текущего года в местные бюджеты перечислено 30,4 млрд тенге, они освоены в полном объеме. В эксплуатацию введены три школы на 1150 мест в Жамбылской, Карагандинской и Южно-Казахстанской областях и два детских сада в Мангистауской и Восточно-Казахстанской областях», – сообщил Сулейменов.

На подведение недостающей инфраструктуры к объектам предпринимательства в рамках «ДКБ-2020» в 2017 году предусмотрены средства из Нацфонда в размере 10 млрд тенге. «Планируется профинансировать 22 проекта МСБ в секторах пищевой промышленности, сельского хозяйства, легкой промышленности, металлургии, производства строительных материалов, основных фармацевтических продуктов и мебели», – сказал министр.

Он также сообщил, что планируется дополнительное распределение средств на сумму 8,8 млрд тенге. «Причинами низкого распределения средств государственным органам по 073 бюджетной программе (БП) на 2017 год является низкая проработка проектов и отсутствие заявок от государственных органов. Вопрос эффективного использования нераспределенного остатка средств в 2017 году по 073 БП будет решаться в рамках уточнения республиканского бюджета на 2017 год», – заключил Сулейменов.

В заключение отметим, что бюджетом на 2017 год на реализацию госпрограммы «Нұрлы жол» предусмотрены средства в сумме 387,4 млрд тенге.

Отмечается рост объема налогов в бюджет от плательщиков, участвовавших в госпрограмме «Нұрлы Жол». Так, их объем за 2016 год составил 43,5 млрд тенге, что в 1,4 раза больше чем за 2015 год.

839 просмотров

Должна ли индустрия ископаемого топлива возмещать климатический ущерб

Зависит от того, насколько оправданно сравнение топливной отрасли с табачной промышленностью

Иллюстрация: Mitch Blunt

В последнее время можно наблюдать нескончаемый поток судебных исков против индустрии ископаемого топлива от городов, округов и штатов США. Истцы пытаются взыскать ущерб, который они, по их словам, понесли в результате изменения климата.

Некоторые юристы обвиняют крупные нефтяные компании в мошенничестве с ценными бумагами. По их заявлениям, компании десятилетиями знали, что изменение климата представляет существенный риск для их бизнеса, но скрывали это от инвесторов. Другие юристы мотивируют иски тем, что добыча и продажа нефти и газа – это источник общественного вреда, так как эта деятельность ведет к выбросам парниковых газов и в итоге выливается в пагубные последствия изменения климата.

Пока что ни один из этих исков не увенчался успехом, а какие-то из них федеральный суд вовсе отказался рассматривать. Но все же некоторым таким делам был дан ход.

Те, кто считают, что нефтегазовая индустрия несет какую-то финансовую ответственность за ущерб, нанесенный изменением климата, приводят аналогию с табачными компаниями. Так же, как табачники долгое время тщательно скрывали вред курения от потребителей, топливные компании предвидели ущерб от использования их продуктов. Однако они не приняли никаких мер для предотвращения вреда и не предупредили о нем общественность.

Их оппоненты отвергают сравнение с табачной промышленностью: по их словам, ископаемое топливо, в отличие от табачных изделий, является насущной необходимостью для всех без исключения. Они утверждают, что сокращение выбросов парниковых газов – это не тот вопрос, который должен решаться в суде. Это вопрос государственной политики.

Джастин Гундлах, адвокат Института добросовестной политики в Школе юридических наук Нью-Йоркского университета, считает, что компании, добывающие ископаемое топливо, должны нести ответственность за свой разрушительный вклад в климатический кризис.

Линда Келли, старший вице-президент, главный советник и корпоративный секретарь в Национальной ассоциации производителей США, приводит аргументы против.

ДА: Эти компании знали об ущербе, который наносит использование ископаемого топлива

Автор: Джастин Гундлах

Когда компании производят и продают вредные продукты, то даже если вся опасность изначально неизвестна, они обязаны платить, чтобы исправить нанесенный ущерб.

Пример этого принципа в действии: Генеральное соглашение об урегулировании претензий 1998 года, согласно которому производители сигарет обязались бессрочно выплатить в государственную казну миллиарды долларов – чтобы помочь покрыть расходы на общественное здравоохранение, которые повлекло курение табака.

Другой пример: в 1980 году вступил в действие так называемый закон «О суперфонде», вводящий ответственность за неправильную утилизацию опасных веществ – даже если утилизация произошла до 1980 года.

Топливные компании вовсе не особенные, не является какой-то особенной и их продукция, так что ничто не освобождает их от действия этого принципа и не снимает с них ответственности за разрушительное влияние на климат. Даже наоборот. Крупнейшие компании топливной промышленности еще в начале 1980-х гг. предвидели с пугающей точностью, насколько их продукты увеличат содержание углекислого газа в атмосфере. Они также предвидели, что растущие выбросы парниковых газов приведут к опасному повышению средней температуры и уровня моря, а также другим серьезным последствиям. Согласно недавним судебным заключениям федеральных судов, эти компании предвидели вред и в то же время не сделали ничего для его предотвращения. Вместо этого они принялись за маркетинг и лоббистские кампании, чтобы потребители и власти не могли добраться до истины – связи между потреблением ископаемого топлива, выбросами парниковых газов и изменением климата.

Некоторые будут спорить, что несправедливо возлагать на одну отрасль ответственность за поставки товара, который весь мир жадно требовал и широко использовал. В конце концов, по их словам, в настоящее время мы полагаемся на ископаемое топливо по мириадам причин, а еще оно буквально послужило топливом для экономического развития.

Однако экономические выгоды от сжигания угля, газа и нефти необходимо соотносить с целым рядом расходов, включая наводящую ужас цену возможной дестабилизации климата. А в этом отношении вклад корпораций и частных лиц был далеко не одинаковым, если уж решать, кто должен нести финансовую ответственность.

Учтите, что физические лица, полагающиеся на ископаемое топливо для получения электроэнергии и передвижения, обычно не имеют выбора. Их потребление угля, газа или нефтепродуктов обусловлено решениями по устройству электроэнергетических и дорожных систем, которые за годы и даже десятилетия до этого сделали другие люди. Да, у отдельных людей есть выбор, но в нашем обществе этот выбор структурирован.

Есть несколько способов, которыми можно заставить компании платить за вклад в изменение климата: какие-то с участием судов, другие – с участием законодательных и регулирующих органов.

Например, суд может сослаться на нарушение закона о ценных бумагах в связи с сокрытием от инвесторов рисков, которые для активов и доходов представляет изменение климата: по требованию суда топливным компаниям придется платить штрафы и раскрывать информацию. Или, ссылаясь на принципы общего права, суд может постановить, чтобы одна или несколько компаний возместили истцам причиненный им ущерб.

Между тем власти штатов или федеральные власти могут ввести пошлины, чтобы перенаправить прибыли от продаж угля, нефти и газа на климатические инициативы или на поддержку зарождающихся отраслей экономики, которые, возможно, заменят отрасли, зависимые от ископаемого топлива. Эти и другие методы не являются взаимоисключающими.

И то, что сегодня мы повсеместно используем ископаемое топливо в различных секторах экономики, не освобождает топливные компании от необходимости платить за климатический ущерб. Однако потенциально это усложняет вопрос о том, как и до какой степени они должны этот ущерб возмещать. Например, самые явные осложнения включают вопрос о том, что делать с прошлыми или существующими государственными лицензиями и присутствием других компаний в цепочках поставок, через которые проходит ископаемое топливо. Но и в этом случае табачное соглашение 1998 года и закон о суперфонде доказывают, что общество и раньше сталкивалось с подобными проблемами.

Решения здесь необходимо принимать тщательно, чтобы общество могло признать их последствия законными. И какие бы при этом ни возникли проблемы, они не должны служить оправданием для топливных компаний.

dolzhna-li-industriya-iskopaemogo-topliva-vozmeshchat-klimaticheskij-ushcherb.png

НЕТ: Изменение климата – вопрос государственной политики, а не судебных тяжб

Автор: Линда Келли

В течение 150 лет нефть, газ и другие источники энергии давали нам электричество, питали наши заводы, транспортные системы, охлаждали и согревали наши дома, наращивали экономическую независимость Америки и улучшали уровень жизни по всему миру.

Так что, оценивая, должны ли производители энергии теперь отвечать за изменение климата, федеральный судья в Калифорнии недавно задал ключевой вопрос: «После получения всех выгод от данного исторического прогресса будет ли справедливо теперь игнорировать нашу собственную ответственность за использование ископаемого топлива и обвинять в глобальном потеплении тех, кто поставлял продукт, который мы требовали?».

Ответ – нет, решил федеральный судья Уильям Элсап, когда отклонил иск, касающийся изменения климата.

Использование ископаемого топлива законно, строго регламентировано и, хочется некоторым это признавать или нет, все еще необходимо для нашего существования. Города США, которые подают эти климатические иски вместе с самыми упорными активистами, выступающими против угля, газа и нефти, не смогли бы выжить и дня без использования этих видов топлива. Как и все остальные, они полагаются на эти источники энергии, и при этом они пытаются взыскать компенсацию с их поставщиков.

Делать одну-единственную отрасль козлом отпущения – не только несправедливо, но и непродуктивно, особенно если указанная отрасль уже работает над инновационными решениями климатического кризиса. Так же, как все мы внесли свой вклад в этот кризис, наша общая обязанность теперь – выяснить, как и дальше добиваться экономического и общественного прогресса при снижении выбросов парниковых газов.

Федеральные суды неоднократно отклоняли попытки навесить на компании ответственность за изменение климата. Там поняли, что решение этой проблемы не может быть найдено через судебные тяжбы о материальной ответственности, что это – общественный вопрос, который должны решать Конгресс и исполнительная власть. Правовая система США не предусматривает ответственности за производство законных продуктов, которые работают именно так, как предполагалось. А нет никаких сомнений, что уголь, газ и нефть питают семьи и предприятия Америки так, как предполагалось.

Чтобы обойти этот факт стороной, изобретательные юристы истцов и эко-активисты придумали новый вид судебного разбирательства. Они предъявляют иски местным властям и иным лицам, утверждая, что несмотря на то, что топливо необходимо и выгодно в современном мире, тем не менее реклама и продажа топлива юридически является «источником общественного вреда». То есть необоснованным вмешательством в права широкой общественности. Однако теория общественного вреда не имеет ничего общего с регулированием глобального энергоснабжения. А представление о том, что эти сообщества имеют право требовать финансовой компенсации и в то же время использовать те самые продукты, которые они злостно очерняют в своих исках, просто лишено смысла.

Пришло время прекратить попытки этих деятелей нашуметь в СМИ, которые ничего не меняют. В том числе пора прекратить делать не относящиеся к делу заявления, что энергетические компании каким-то образом устраивали кампании, вводящие общественность в заблуждение касательно изменения климата. Эти аргументы служат для того, чтобы отвлекать СМИ и общественность от бессмысленности этих судебных исков. Дела об общественном вреде не имеют ничего общего с чьей-то публичной или политической повесткой.

Вместо того, чтобы играть в эту лицемерную игру «Найди виноватого» и позволять юристам истцов, гонящихся за наживой, определять федеральную энергетическую политику США, мы должны предпринять шаги для введения политики, которая поспособствует внедрению инноваций для решения этого общего глобального кризиса.

Изменение климата – самое важное испытание современности, и производители стремятся проложить путь через него благодаря инновациям. Мы также осознаем сложность причин и последствий изменения климата, поэтому Национальная ассоциация производителей США призвала представителей власти принять ;законодательство, касающееся изменения климата, а также возобновить присутствие США на международной арене, чтобы достичь справедливого климатического соглашения.

Производители уже работают над решением проблемы и сотрудничают с лидерами как демократов, так и республиканцев. А кто за этим не замечен, так это адвокаты истцов-стяжателей и активисты, которые стремятся превратить глобальную проблему в предмет судебных разбирательств.

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций