20503 просмотра
20503 просмотра

Эксперты прогнозируют снижение зависимости Казахстана от импортного топлива

Завершение программы модернизации казахстанских НПЗ, возможно, сможет решить проблему перетоков топлива

Эксперты прогнозируют снижение зависимости Казахстана от импортного топлива

Эксперты прогнозируют снижение зависимости Казахстана от импортного топлива

На сегодняшний день для Казахстана проблемы перетоков топлива в соседние государства и большой зависимости от импорта ГСМ все еще остаются актуальными. Этим вопросам сегодня, 28 июня, в рамках конференции «Argus. Нефтегазовый рынок Казахстана и Центральной Азии 2017» было уделено много внимания. Но, по мнению экспертов, вполне вероятно, что в скором времени ситуация разрешится.

«Борьба с перетоками топлива между странами Таможенного союза – это проблема, которая существует последние несколько лет, о чем неоднократно говорили министерства и регулятивные органы. Понятно, что компании-поставщики ищут рынки, где могут получить заведомо высокую цену. Существует большой, достаточно серьезный дисбаланс по внутренним ценам между российским, казахстанским и кыргызским рынками. Поэтому «круговорот» топлива между этими странами – это достаточно серьезная причина для беспокойства», – заявил в своем выступлении редактор издания «Argus рынок Каспия» Рауф Гусейнов.

Напомним, об острой зависимости Казахстана от импортного, преимущественно, российского топлива говорится уже не первый год. Неоднократно о сложной сложившейся ситуации говорил и министр энергетики РК Канат Бозумбаев, по словам которого Казахстан импортирует в среднем около 30% топлива в энергобалансе. Это регулярно сказывается и на ценообразовании. Напомним, в этом году рост цен на ГСМ в Минэнерго РК объясняли проводимыми в РФ налоговыми реформами.

По словам г-на Гусейнова, с начала текущего года по бензину внутренний рынок Казахстана зависел от импортных поставок на 23% (в основном, это российский бензин). Однако, по его словам, уже в ближайшее время ситуация может измениться в лучшую сторону. Поспособствовать этому может завершение программы модернизации трех казахстанских нефтеперерабатывающих заводов.

Напомним, в мае этого года на брифинге по итогам работы Правительства РК за I квартал по реализации Послания президента «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» Канат Бозумбаев сообщил о том, что модернизация НПЗ идет по плану.

«Модернизация двух НПЗ – Атырауского и Павлодарского – должна завершиться в текущем году, Шымкентского – в следующем», – заявил тогда г-н Бозумбаев. Хотя, напомним, ранее планировалось завершить модернизацию АНПЗ в декабре 2016 – январе 2017 года.

Большие надежды на завершение процесса возлагают и в компании «КазМунайГаз». Директор департамента управления проектами модернизации НПЗ Кайрат Уразбаев сообщил в рамках прошедшей конференции, что в ближайшие годы объем переработки нефти на всех трех заводах планируется довести до 16,5 млн тонн. Напомним, по итогам 2016 года в Казахстане было произведено 14,5 млн тонн нефтепродуктов.

«Теоретически, конечно, заводы могут переработать и больше, но при этой цифре (16,5 млн тонн) достигается профицит основных нефтепродуктов на рынке Казахстана – это автобензин и дизельное топливо, авиакеросин – то, что сегодня является дефицитным», – сообщил г-н Уразбаев.

По информации спикера, после завершения процесса модернизации заводов производство автобензина в среднем вырастет на 82,5% (при этом прекратится производство низкооктанового бензина АИ-80), а дизельного топлива – на 23%. Объемы производства авиационного топлива планируется увеличить в три раза.

«Естественно, стоит задача по повышению конкурентоспособности казахстанских НПЗ, созданию более привлекательных условий для поставщиков нефти за счет улучшения ассортимента, качества нефтепродуктов, производства более дорогих нефтепродуктов. Свою роль сыграет и продукция нефтехимии», – добавил г-н Уразбаев.

Впрочем, модернизация НПЗ – не единственный способ борьбы властей с топливным кризисом.

«Параллельно обсуждаются различные схемы по приватизации перерабатывающих активов. Казахстан готов отказаться от государственного регулирования розничных цен. В принципе, этот процесс уже виден, мы с вами его наблюдаем. Также обсуждается в той или иной степени либо послабление, либо полная отмена графиков обязательных поставок топлива. Возможно, что в каком-то виде такие графики все равно останутся, поскольку обязательства и государства, и заводов перед внутренним рынком никто не отменял», – сообщил в рамках вышеупомянутой конференции г-н Гусейнов.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook и Telegram


Материалы по теме


Читайте в этой рубрике

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

kursiv_instagram.gif

Читайте свежий номер