В Казахстане сократилось производство табачных изделий

Снижение местного производства перекрывает импорт, увеличившийся по итогам января в 2,3 раза

В Казахстане сократилось производство табачных изделий

В Казахстане сократилось производство табачных изделий

За январь-февраль 2017 выпуск сигар, черут, сигарилл, сигарет и папирос в натуральном выражении сократился до 2,09 млрд штук - на 12,4% меньше, чем за первые два месяца 2016 года.

В многолетней динамике спад отмечался все последние годы. Например, в 2013 снижение объемов выпуска составило 5,1% за год, в 2014 - 2,2%, в 2015 - сразу 21,9%. Лишь в 2016 наблюдался незначительный прирост - на 3,4% за год.

В стоимостном выражении производство табачных изделий составило за январь-февраль текущего года 9,25 млрд тг - на 22,9% меньше, чем в аналогичном периоде годом ранее.

Уменьшение соответствует принципам Рамочной конвенции по борьбе против табака Всемирной ассоциации здравоохранения, участником которой Казахстан является 10 лет. Так, по итогам 2016 года уточненная посевная площадь табака составила 357 гектаров. Для сравнения, в 2012 году она составляла 1 275,1 гектара. Таким образом, за последние четыре года посевная площадь табака сократилась на 72%, а только за прошлый год - на 22,5% к 2015.

В то же время, по итогам 2015 года загрузка производственных мощностей в секторе составляла лишь чуть больше половины (51%). В целом же, предприятия, занимающихся выпуском табачных изделий (транснациональные компании Philip Morris International и Japan Tobacco International), могут производить до 37,9 млрд штук сигарет, папирос, сигар и черут за год.

Однако, потребление табачных изделий не только не снижается - напротив, по итогам января 2017 года выросло год-к-году на 47,6%.

На фоне сокращения производства сигарет и папирос, январский импорт увеличился сразу в 2,3 раза, и обеспечил уже 52,3% спроса, против всего 29,1% в первом месяце прошлого года.

По итогам 2016 года импорт также увеличился заметнее, чем местное производство (на 19,1%, против всего 3,4%). Таким образом, привозная продукция перекрывала в 2016 году 41,2% спроса, против 37,8% в 2015. Реализация на внутреннем рынке выросла в прошлом году почти на 10%.

По сообщению Atameken Business Channel, ежегодно в Казахстане потребляется в среднем 8-10 млрд штук табачных изделий, ежегодный рост объема потребления в период 2013-2015 годов составляет порядка 44% в натуральном и более чем 11% в стоимостном выражении. В среднем, в 2015 году на душу населения приходилось порядка 769 сигарет, или 38 пачек сигарет в год. Объем реализованных табачных изделий может увеличиваться как за счет роста числа курильщиков, так и за счет увеличения объема потребления ими табачной продукции.

За год цены подскочили на 11,9%, до 337 тг за пачку сигарет по итогам февраля.

Дороже всего среди крупных городов страны сигареты обходились жителям Жезказгана (363 тг за пачку, +11,7% за год), Актау (355 тг, +12% за год) и Астаны (353 тг, +6,6% за год).

На табачную продукцию регулярно повышаются акцизы. В этом году по сравнению с 2016 годом они выросли на 24% - с 5 000 тенге за 1 000 штук до 6 200 тенге. В 2018 году ставки планируют поднять до 7 500 тенге, в 2019 году до 8 700 тенге.

Согласно решению Евразийской экономической комиссии, для стран ЕАЭС к 2022 году будет установлена единая ставка на сигареты, в размере 35 евро за тысячу штук.

Единая индикативная ставка - это среднее значение, на которое может ориентироваться каждая страна ЕАЭС при установлении табачного акциза. Для всех стран был разработан и диапазон отклонений фактической ставки от индикативной. В Казахстане, России и Белоруссии отклонение не может превышать 15% в меньшую сторону и 20% в большую.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Вырастут ли цены на бензин в Казахстане

Падение спроса на топливо из-за пандемии коронавируса уже привело к сокращению продаж на казахстанских АЗС на 40%

Фото: Офелия Жакаева

Пандемия коронавируса привела к резкому снижению потребления топлива и спроса на нефтепродукты во всем мире, и Казахстан не стал исключением. В апреле нефтеперерабатывающие заводы страны были переведены на минимальный технологический режим, сообщили в Министерстве энергетики РК.

За первые пять месяцев 2020 года потребление бензина по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом уменьшилось на 15%, до 1,4 млн тонн, а дизельного топлива – на 5%, до почти 1,9 млн тонн. 
В отраслевом ведомстве считают, что автомобильного бензина отечественного производства вполне достаточно для покрытия потребностей всего казахстанского рынка. 

«В настоящее время все три НПЗ работают в штатном режиме, с ежесуточным производством светлых нефтепродуктов с последующей отгрузкой на внутренний рынок. Фактов возникновения дефицита ГСМ не наблюдается», – отметили в ведомстве.

Излишки ГСМ идут на экспорт в страны, не входящие в ЕАЭС, – с января по май из Казахстана было вывезено 206,7 тыс. тонн бензина. 

Продажи просели

Кризис на рынке транспортного топлива задел в первую очередь розничных продавцов нефтепродуктов. Представитель компании-владельца более чем ста автозаправочных станций рассказал «Курсиву», что в этой сети в первом полугодии продажи топлива упали примерно на 40%. Несмотря на уменьшение спроса, оптовые отпускные цены растут почти каждый месяц.

«Если раньше бензин на атырауском заводе (Атырауский НПЗ – «Курсив») стоил 150 тысяч тенге за тонну, то сейчас тонна стоит 160 тысяч тенге. То есть на 10 тысяч тенге выросла цена», – пожаловался бизнесмен.

Такой расклад его удивляет:

«Во время пандемии, когда цена на нефть упала, российский бензин стоил 66 тенге за литр (оптовая цена). Но мы его не могли привезти, потому что запрет был на ввоз. А наш стоил тогда 130 тенге за литр».

По словам представителя сети, розничные цены на автозаправках поднимать не разрешают.

«Курсив» направил запросы в Министерство энергетики и национальную компанию «КазМунайГаз», которая контролирует все три крупные казахстанские НПЗ и является одним из крупных ресурсодержателей, чтобы выяснить, когда и по какой причине были подняты оптовые цены на бензин. На момент подготовки статьи ответы еще не были получены.

Председатель ассоциации «Жанар-Жагармай» (объединение владельцев АЗС) Кайыпбек Камбаров говорит, что сейчас, к примеру, в Туркестанской области мелким розничным продавцам ГСМ стало труднее развиваться. В основном из-за того, что большую часть (около 60%) продукции они закупают через посредников и по повышенной цене. В результате маржа получается очень маленькой. По его словам, из-за пандемии передвижение на транспорте снизилось на 30–40%, соответственно, упали доходы и розничных реализаторов горючего. В регионе на данный момент более 560 действующих АЗС.

В целом по Казахстану, по данным Комитета статистики МНЭ РК, на начало 2020 года работали более 3,9 тыс. автозаправочных станций, свыше 2 тыс. газовых АЗС и 15 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций. В 2019 году на них в розницу было продано нефтепродуктов на сумму свыше 1,1 трлн тенге. В том числе бензина – на 706 млрд тенге, дизтоплива – на 357 млрд тенге, пропана-бутана –
на 77 млрд тенге. По талонам нефтепродуктов за прошлый год было реализовано на 334 млрд тенге.

Больше, чем вчера

Несмотря на общее падение спроса на топливо, по данным Комитета по статистике, за первое полугодие выпуск бензина по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на 7,1%, до свыше 2,1 млн тонн, сжиженного пропана и бутана – на 5,7%, до 1,3 млн тонн. Но более чем на 30% упало производство керосина.

Чтобы защитить отечественных производителей топлива, правительство недавно продлило до 1 сентября введенный ранее запрет на импорт бензина и дизтоплива из России, где последние два месяца, наоборот, наблюдается рост потребления и, соответственно, цен на нефтепродукты. По данным ценового агентства Argus, российские НПЗ, выполняя рекомендацию Минэнерго РФ, существенно нарастили производство автомобильного бензина в июне. Если 1 июня в сутки выпускалось 80,2 тыс. тонн бензина, то уже к 14 июня этот показатель повысился до 99,6 тыс. тонн, а 28 июня достиг 107,9 тыс. тонн. Хотя общий показатель по-прежнему немного меньше, чем было в аналогичный период прошлого года. Министерство энергетики и

Федеральная антимонопольная служба России предложили своему правительству рассмотреть возможность отмены запрета на импорт бензина и других нефтепродуктов, который был введен на срок до 1 октября этого года. Связано это «с восстановлением спроса на моторное топливо на уровень, близкий к уровню, который был до введения ограничительных мер в связи с коронавирусной инфекцией».

Некоторые казахстанские эксперты считают, что рост спроса на топливо и отмена запрета на импорт в России могут привести к росту цен на бензин в Казахстане. Они полагают, что казахстанские ресурсодержатели начнут экспортировать горючее в более выгодный с экономической точки зрения рынок. Однако, как выяснилось, республика не обладает большими возможностями, чтобы удовлетворить потребности соседней страны. В первую очередь это связано с качеством казахстанского бензина.

На вопрос, может ли Россия снять запрет на импорт бензина и начать вывоз топлива из Казахстана, редактор изданий «Argus Рынок Каспия» и «Argus Транспорт Каспия» Рауф Гусейнов ответил, что «да», это возможно.

«Такое раньше происходило, когда казахстанский бензин поставлялся именно на внутренний рынок России. В основном поставлялся бензин пятого класса (К5), с завода «Конденсат» из Западно-Казахстанской области», – сообщил он.

Однако в России возможна реализация топлива не ниже пятого класса.

«Поэтому количество предложений из Казахстана может быть ограниченным. Для казахстанских поставщиков топлива приоритетным направлением являются все же не Россия, а страны Центральной Азии, где они могут конкурировать с российскими производителями», – считает эксперт.

Другое дело, что экспорт неф­тепродуктов из Казахстана регулируется Министерством энергетики, ежемесячными графиками. По мнению Рауфа Гусейнова, казахстанское правительство в первую очередь заинтересовано в протекции внутреннего рынка, в полном обеспечении казахстанского потребителя, особенно дизельным топливом в преддверии уборочной кампании, которая, по сути, в августе уже начинается.

«На основании практики мы знаем, что все большие запасы, которые накапливаются в Казахстане зимой и летом, быстро расходуются в период посевной и уборочной кампаний (весна-осень). Потому что потребление в это время вырастает очень серьезными темпами», – поясняет эксперт.

По его словам, сейчас республика не экспортирует дизтопливо. В преддверии сезона экспорта дизеля не будет вовсе либо он будет очень ограниченным. Правительство не будет рисковать и открывать экспорт на фоне роста внутреннего потребления.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

qazexpocongresskz.jpg