Почему в Казахстане дорожает дизтопливо?

Опубликовано
Повышение летних акцизов на дизтопливо может привести в сезонное равновесие его дефицитный рынок

С 15 октября государство повысило акцизные сборы на летнее дизтопливо с 540 до 9 300 тенге. Акциз будет занимать примерно 7,3–7,5 тенге в цене солярки с апреля по октябрь, по подсчетам экспертов. Основная финансовая нагрузка в виде растущих затрат может лечь на сельское хозяйство, железную дорогу и ГМК.

С 15 октября в Казахстане были введены новые оптовые ставки акцизов на дизельное топливо, поставляемое с апреля по октябрь. Их размер увеличился более чем в 17 раз – с 540 до 9300 тенге за тонну, притом, как ни странно, акцизы на зимнее дизтопливо остались на старом уровне. По мнению отдельных специалистов, такой дифференцированный подход может увеличить финансовую нагрузку отдельных отраслей.

Так, председатель правления «BRB Invest» Галим Хусаинов обратил внимание общественности на своей страничке в Facebook, что дизельное топливо стало дороже бензина марки АИ-92. «Оказывается, с 15 октября изменили акцизы по дизельному топливу. Прочитал постановление по акцизам и совсем не понял логику правительства по поводу новой системы акциза по ДТ. Теперь с ноября по март акциз на ДТ составляет – 600 тенге, а с апреля по октябрь – 9 360 тенге!!! Подняли с 600 до 9360. То есть сезонно поднимается цена на ДТ на 7,3 тенге на 1 литр», – рассчитал экономист.

По мнению Хусаинова, основными сезонными потребителями дизтоплива, которые достаточно уязвимы по цене, являются сельхозтоваропроизводители. «Основное потребление у сельхозников происходит в период посевной (апрель-июнь) и в период уборки (август-октябрь). То есть, основное подорожание ДТ происходит аккурат для сельхозников. В зимнее время у нас в основном потребляют горнорудные компании, для которых как бы цены на ДТ не подняли. Это у нас таким образом происходит диверсификация экономики? Это мы таким образом боремся с инфляцией, путем увеличения себестоимости у сельхозтоваропроизводителей? Мы говорим о развитии сельского хозяйства, но все делаем, чтобы его убить. Кто у нас из нефтянки – помогите разобраться в логике действия нашего правительства, может я чего-то не знаю?», – задается вопросами аналитик.

Стоит отметить, что акцизы на летнее дизтопливо вступили в силу в Казахстане через два месяца после дерегулирования цен на солярку в августе этого года. После либерализации ценообразования на дизель для разрешения проблемы его дефицита и противодействия его трансграничному оттоку в Россию, в бой вступили рыночные силы, которые подняли цены на стратегическое топливо для фермеров с 95 до 115–125 тенге на первоначальном этапе.

Сейчас цена на дизтопливо в Астане установилась на уровне 128–129 тенге за литр. По данным www.abctv.kz и АО «Информационно-аналитический центр нефти и газа», за последнюю неделю дизельное топливо подорожало на 1,2% – до 128,2 тенге за литр в среднем по Казахстану. При этом максимальная цена зафиксирована в приграничных с Россией областях: Павлодарской области (136,1 тнг/л), ВКО (133,9 тнг/л), СКО (133,3 тнг/л), ЗКО (132,4 тнг/л) и Астане (132,2 тнг/л). «Вышеперечисленное связано с тем, что средние цены за дизтопливо в РФ составляют 190 тенге за литр. Это создает экономические предпосылки для транзитных транспортных средств заправляться исключительно на территории РК, вынуждая местные АЗС повышать цены во избежание дефицита для местных потребителей», – поясняют в центре.

Согласно заявлению вице-министра энергетики Магзума Мирзагалиева, новостному агентству www.bnews.kz, три недели назад запас дизельного топлива в стране был на уровне 90 тыс. тонн. «На данный момент риск устранен, наблюдается увеличение запасов. По состоянию на 21 октября объем запасов на нефтебазах составляет по бензину А-92, А-93 – 133 тыс. тонн, по дизтопливу – 126 тыс. тонн», – проинформировал вице-министр. Кроме того, он уточнил в комментарии СМИ, что дефицита дизтоплива на ближайшее время не предвидится.

Между тем, казахстанские СМИ сообщали в середине октября, что дефицит дизтоплива наблюдается в Восточном Казахстане. Там некоторые фермеры не смогли получить свою долю из квоты льготной солярки, которую правительство выделяет ежегодно в период уборки урожая. По данным телеканала «24КЗ» на уборочные работы в начале августа было выделено около 400 тысяч тонн дизтоплива для последующего распределения отечественным сельхозпроизводителям по цене 92 тенге за литр. Однако не все крестьяне получили выделенное дизтопливо, о чем сообщали журналисты ВКО.

По данным веб-сайта Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции, его департамент по Восточному Казахстану в начале недели провел совещание в городе Усть-Каменогорске с субъектами рынка, осуществляющими реализацию дизельного топлива. «Участникам встречи были разъяснены принимаемые антимонопольным органом меры по пресечению нарушений норм законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции. Кроме того, субъекты рынка были предупреждены о необходимости осуществления своей деятельности в строгом соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан в области защиты конкуренции и недопущении необоснованного роста цен на дизельное топливо», – сообщается на интернет-ресурсе госоргана.

Дерегулирование цены на дизтопливо и повышение его летних акцизов затронули не только фермеров, считают в Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий (АГМП). По ее информации, предприятия ГМК ежегодно закупают свыше 400 тыс. тонн или 470 млн литров дизельного топлива. Для сравнения: ежемесячно в Казахстане потребляется в среднем 350–400 тыс. тонн. При этом в летний период с апреля по декабрь горнорудные предприятия ведут активные работы, связанные с реализацией новых инвестиционных проектов и расширением добычной базы. Для предприятий ГМК, покупающих дизель в розницу для собственного потребления, повышение акциза будет означать удорожание дизтоплива примерно на 7,5 тенге. В итоге дополнительные траты предприятий ГМК превысят 2 млрд тенге в активный сезон «весна-осень», посчитали в бизнес-ассоциации. При этом наибольшие потери понесут угольные предприятия, у которых дизтопливо занимает до 40% затрат.

Смежная отрасль железнодорожных перевозок также может быть дестабилизирована повышением цен на дизтопливо и его акцизов. По данным пресс-секретаря АО «Самрук-Казына Контракт» Самал Наурызовой, согласно плану закупок КТЖ, в этом году железнодорожная группа компаний планировала приобрести дизельное топливо на сумму 217 млрд тенге. «В стоимости услуг локомотивной тяги доля расходов на ДТ составляет 20%. В железнодорожных тарифах локомотивная составляющая занимает приблизительно 50%. Так что рост цен на дизель на 10% может привести к удорожанию транспортных услуг на железной дороге на 1%», – отмечает заместитель исполнительного директора АГМП Максим Кононов.

По мнению эксперта в сфере сбыта нефтепродуктов Сергея Смирнова, повышение летних акцизов на дизтопливо окажут стабилизирующее влияние на его дефицитный рынок в Казахстане. «Полагаю, что акцизы в данном случае стали механизмом стабилизации рынка дизтоплива в условиях его сохраняющегося дефицита: ежегодный импорт дизтоплива из России составляет 400–500 тыс. тонн. Об этом говорит временный характер повышения акциза», – считает специалист.

Между тем, после окончания летнего сезона апрель-октябрь снижения цены на дизтопливо ожидать не стоит. «Поскольку акциз взимается только на фактический объем, поставленный на рынок в тот или иной период, то в ноябре ставка акциза должна вернуться к прежним значениям. Однако зимнее дизтопливо дороже летнего, и ожидать резкого снижения цен на дизтопливо не стоит. Стоимость зимнего топлива выше за счет имеющихся в нем присадок, снижающих его вязкость и препятствующих замерзанию при низкой температуре. Кустарным способом в летнее дизельное топливо добавляют до 20% керосина ТС-1 или КО, при этом эксплуатационные свойства практически не меняются», – пояснил Смирнов корреспонденту «Къ».

Вместе с тем, разница в цене с российским дизтопливом на сумму около 36 рублей за литр провоцирует контрабандный вывоз дизтоплива из Казахстана. «Поскольку в России товарооборот топлива классом ниже Евро-5 запрещен, то наше дизтопливо, имеющее в основном класс Евро-2, вывозится в Россию не столько в бензобаках транзитных машин, сколько цистернами под видом печного топлива, этиленгликоля и так далее. Прекращение перетока казахстанского топлива в соседние государства – Россию, Кыргызстан – возможно с установления равновесной цены. Такие крупные потребители дизтоплива как КТЖ, предприятия ГМК покупают его по более низкой цене, чем оно продается в розницу, поскольку механизм ценообразования у них свой и государством регулировалась лишь розничная цена на АЗС», – утверждает эксперт.

В целом, по данным Смирнова, основными потребителями дизельного топлива в Казахстане остаются железнодорожный транспорт, грузовой автотранспорт, водный транспорт, военная техника, сельскохозяйственная техника и легковой дизельный автотранспорт. «Самыми крупными потребителями дизельного топлива для промышленных объектов считаются горные предприятия, а в период полевых работ – сельское хозяйство», – уточнил аналитик.

Читайте также