Странам Центральной Азии следует вместе работать над развитием экотуризма

Опубликовано (обновлено )
Странам Центральной Азии целесообразно сделать ставку на экотуризм как на приоритетное направление развития туристской отрасли и на важный источник пополнения государственной казны

Странам Центральной Азии целесообразно сделать ставку на экотуризм как на приоритетное направление развития туристской отрасли и на важный источник пополнения государственной казны. Но для того, чтобы ставка на это популярное и востребованное направление оправдала себя, государствам региона необходимо сотрудничать и разрабатывать совместные программы, маршруты, а также общими усилиями решать вопросы подготовки кадров. К такому выводу пришли участники дискуссии, состоявшейся на прошлой неделе в рамках VI Центральноазиатского торгового форума.

Туризм с перспективой

На мировом рынке спрос на маршруты в области экотуризма растет не первый год. Такие маршруты давно облюбовали путешественники, которым скучно тратить долгожданный отпуск на пляжный отдых и шопинг, активные молодые люди, которым интереснее узнать новую для себя страну, изучая природные достопримечательности, национальные парки и архитектурные памятники. Для стороны, принимающей гостей, экотуризм тоже имеет массу позитивных аспектов – развивается инфраструктура приема путешественников, появляются источники пополнения бюджета, создаются новые рабочие места, тем самым обеспечивается занятость внутри региона, и местным жителям не приходится уезжать в большие города в поисках работы. В Казахстане первые шаги по развитию экотуризма были сделаны в 2005 году, когда Казахстанская туристская ассоциация (КТА) при поддержке ЮСАИД объявила о создании первого информационно-ресурсного центра по экотуризму.

«Мы долго не представляли себе, что может стать основным турпродуктом Казахстана, и понадобилось время для того, чтобы понять: таким продуктом может стать экотуризм. А сегодня очевидно, что экотуризм – это основной продукт, который могут предложить путешественникам все страны нашего региона, при том, что у каждой есть своя специфика», — считает президент КТА Рашида Шайкенова.

В рамках проекта информационно-ресурсного центра по экотуризму в Казахстане, например, было создано 88 гостевых домов, часть которых из-за отсутствия туристов до нынешнего года была законсервирована. В то же время таким регионам, как Алматинская, Карагандинская, Южно-Казахстанская области удалось сохранить инфраструктуру экотуризма и удержать интерес путешественников. Хотя, следует признать, на протяжении многих лет число тех, кто ехал в Казахстан за природными красотами и горными походами, не превышало 10-12% от общего количества путешественников. Оживление на рынке экотуризма началось в нынешнем году, и в КТА связывают данный тренд с расширением числа стран, гражданам которых для въезда в Казахстан не требуется виза. Сегодня в «белом» списке 20 государств, включая страны Азии, гражданам которых Казахстан близок и географически, и ментально. На протяжении многих лет трудности с оформлением казахстанской визы фигурировали в качестве одного из основных барьеров, препятствующих развитию въездного туризма, и пока в решении этого вопроса Казахстан отстает от того же Кыргызстана, который открыл безвизовый въезд для граждан 60 государств.

Впрочем, отмечают в КТА, значительная часть игроков туристского рынка не заметила оживления на рынке экотуризма, поскольку большая часть путешественников предпочитает самостоятельно организовывать туры, бронируя перелеты и гостевые дома через интернет. Возможно, дефицит официальной статистики является одной из причин того, что сегодня на государственном уровне развитию экотуризма не уделяют пристального внимания. «В законодательстве о туристской деятельности дается лишь определение экотуризма, а туристская администрация по-прежнему озабочена реализацией мегапроектов и привлечением крупных инвесторов. Но мы не сдаемся и продолжаем убеждать правительство и региональные власти в том, что для областей экотуризм – это идеальный инструмент создания рабочих мест, привлечения денег, формирования экологического мышления. Надеемся, что к нашему мнению прислушаются, хотя это вряд ли произойдет сегодня», — отмечает Рашида Шайкенова.

Объединить усилия

С проблемами в развитии индустрии туризма в региональных масштабах так или иначе сталкиваются все страны Центральной Азии. Стремление реализовать совместные инициативы не однажды озвучивалось на межгосударственном уровне, и можно вспомнить проекты, которые действительно «выстрелили». Между Узбекистаном и Казахстаном ежегодно курсирует пользующийся популярностью у зарубежных туристов поезд, проходящий по маршруту Великого Шелкового пути. И все же проектов, реализация которых ограничилась робкими попытками, пока больше. Была попытка создания центральноазиатского центра туризма, но даже представители туристской общественности затрудняются сказать, чем закончилось дело. «Всем нам важно решать вопросы организации сквозных туров, вопрос регистрации паспортов иностранных граждан, взаимодействия по ценовой политике, по кадровому обеспечению отрасли. Если мы говорим о том, что профессионалы должны иметь возможность работать на рынках всех государств региона, то должны быть созданы и единые стандарты подготовки кадров», — считает исполнительный директор Ассоциации туризма Таджикистана Мухаммаджон Зода. На кадровый вопрос обращают внимание и представители казахстанской стороны. Сегодня, отмечает Рашида Шайкенова, туроператоры из Кыргызстана самостоятельно привозят своих туристов и фактически ведут работу на казахстанской территории, что, естественно, вызывает недовольство со стороны местных коллег.

Ежегодно обсуждается проблема прохождения граждан соседних государств через пограничные переходы. В этом году в разгар туристического сезона социальные сети заполнили посты возмущенных граждан и фотографии с границы между Казахстаном и Кыргызстаном. Перспектива провести несколько часов в узком зарешеченном коридоре – повод вполне достаточный для того, чтобы поменять планы на отпуск и отказаться от отдыха хоть и в ближнем, но зарубежье в пользу родных пенат.

Статистика свидетельствует, что казахстанские туристские центры в этом году увеличили число посетителей в 1,5 раза – как за счет туристов из других стран, так и за счет казахстанских отдыхающих. По данным портала www.ranking.kz, за год посещаемость казахстанских курортных зон выросла в 1,5 раза. За зимний сезон 2016 года казахстанские курорты приняли 96 тыс. посетителей, в том числе курорты Алтая и Борового – 58 тыс. человек. Прошлый год принес казахстанским курортам доход в 7,7 млрд тенге. Потенциал курортов по вмещаемости в последнее десятилетие в среднем за год вырос на 15% а в прошлом году — на 9%.

По мнению участников рынка, развивать такое популярное и потенциально доходное направление, как экотуризм, странам региона выгоднее вместе. Соответственно, в общих интересах совместными усилиями сделать все, чтобы путешественникам, желающим пройти центральноазиатскими тропами, физические и административные барьеры не были помехой.

Читайте также