21432 просмотра
21432 просмотра

Создание сети АЗС не решит проблему дефицита топлива в РК - мнения

ТОО «Казахстанский нефтеперерабатывающий завод» (КНПЗ) объявил о создании сети автозаправочных станций в Казахстане

Создание сети АЗС не решит проблему дефицита топлива в РК - мнения

Создание сети АЗС не решит проблему дефицита топлива в РК - мнения

ТОО «Казахстанский нефтеперерабатывающий завод» (КНПЗ) объявил о создании сети автозаправочных станций в Казахстане. В КНПЗ заявляют, что представители их сети АЗС смогут получать топливо по распределению напрямую от Минэнерго. Однако эксперты сомневаются в таком развитии событий.

КНПЗ в течение 5 лет создаст республиканскую сеть АЗС. На сегодняшний день уже более 25 владельцев трехсот заправочных станций изъявили желание стать частью этого проекта. Размер инвестиций составит порядка $50 млн.

«Сегодня Министерство энергетики распределяет топливо между реализаторами нефтепродуктов. Но в дальнейшем многие АЗС, не входящие в крупные сети, не дополучают заявленные объемы топлива. Таким образом, там создается дефицит товара», - рассказал о причинах создания управляющий директор ТОО «КНПЗ» Даулет Калиханов.

По словам спикера изначально в КНПЗ планировали выкупить 5 АЗС, но при доскональном изучении состояния станции пришли к выводу, что с подобными проблемами сталкиваются многие розничные реализаторы.

Даулет Калиханов заявил, что помимо дефицита топлива многие АЗС недостаточно укомплектованы. Отсутствуют места для хранения товара, многие зправки имеют непрезентабельный вид. «В силу этих факторов у населения падает уровень доверия к подобным АЗС», - добавил спикер.

Представители КНПЗ заявили, что $50 млн планируется инвестировать в модернизацию АЗС, которые находятся в не лучшем состоянии. «Часть денег взята из собственных средств компании, часть привлечена из различных финансовых институтов», - заявил Даулет Калиханов.

Председатель ОЮЛ «Жанар Жагармай» Кайыпбек Камбаров не считает создание сети АЗС решением всех проблем. «Есть положительная сторона, это поддержка МСБ в стране. В остальном, не совсем понимаю, каким образом они будут работать. Распределением топлива занимаются местные исполнительные органы (МИО)».

Собеседник «Къ» заявил, что государство не может обеспечить все АЗС в полном размере. «К примеру, в Южно-казахстанской области насчитывается более 500 АЗС, а по распределению государство может обеспечить порядка 350. При этом идет отток топлива в соседние страны».

По словам спикера, в России и Кыргызстане стоимость топлива на порядок дороже. Поэтому некоторые закупают топливо в Казахстане и контрабандой везут туда. «Фактически, чтобы решить проблему дефицита топлива, требуется увеличение цен», - пришел к выводу Кайыпбек Камбаров.

Министерство энергетики РК заявляет, что распределяет топливо по оптовым реализаторам. О причинах дефицита нефтепродуктов в АЗС ведомство рекомендует интересоваться у МИО.

«Распределение нефтепродуктов среди оптовых реализаторов производится совместной рабочей группой под председательством Министерства энергетики РК ежемесячно с участием представителей ресурсодержателей, местных исполнительных органов всех регионов Казахстана, включая Астану и Алматы, представителями крупных сетей АЗС (Гелиос, КМГ Өнімдері, Синойл, НПЗ), Министерства сельского хозяйства РК, Казахстан Темир Жолы в лице локоматива», - сообщает Минэнерго.

В КНПЗ заявляют, что их партнеры смогут получать топливо по распределению напрямую из Минэнерго, игнорируя акиматы. Однако аналитик нефтегазовой отрасли Сергей Смирнов считает, что подобный вариант событий маловероятен.

«Министерство энергетики распределяет нефтепродукты по регионам. Далее акиматы делят топливо между АЗС. Напрямую это сделать не получится. Для этого нужны свои люди в уполномоченном органе. Но в распределении участвует слишком много людей, и крутится слишком много денег. Поэтому провернуть подобное без последствий не реально», - заявил Сергей Смирнов.

«Создание сети АЗС никак не повлияет на рынок. 300 АЗС на всю страну это слишком мало, чтобы что-то изменить. Что касается цен, то вряд ли КНПЗ заинтересован в их снижении. Тем более, что в России цены на порядок выше и еще будут расти», - добавил спикер.

Собеседник «Къ» считает, что цены на нефтепродукты в Казахстане зависят от цен в России, так как часть товара – импортная. «Таким образом, у нас в стране стоимость топлива, в лучшем случае, останется неизменной».

СПРАВКА

«ТОО «КНПЗ» является казахстанским товаропроизводителем, а также оптовым и розничным поставщиком летнего, межсезонного, зимнего и арктического дизельного топлива, бензинов, топлива печного бытового и мазута топочного. Принимает участие в тендерах по поставкам ГСМ, объявляемых группой компаний АО «ФНБ «Самрук-Казына», недропользователями нефтегазового и горнорудного комплексов, государственными компаниями».

Учредителями компании являются Марат Абиев, Жанибек Дарибаев, Софья Степанова, Зульфия Тайсинова и Аманай Махметов.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook и Telegram


Материалы по теме


Читайте в этой рубрике

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

kursiv_instagram.gif

Читайте свежий номер