Новые идеи для нового телекома

Опубликовано
Сегодня игроки телекоммуникационного рынка активно сотрудничают с разработчиками сервисов, проявляют интерес к стартап-проектам, делая ставку на них как на инструмент, способный помочь трансформироваться и более полно соответствовать меняющимся потребностям клиентов

Сегодня игроки телекоммуникационного рынка активно сотрудничают с разработчиками сервисов, проявляют интерес к стартап-проектам, делая ставку на них как на инструмент, способный помочь трансформироваться и более полно соответствовать меняющимся потребностям клиентов. Казахстанские игроки не остаются в стороне от данного тренда.

Одним из свидетельств этого стал стартовавший 20 июля евразийский этап международного конкурса инноваций Eurasia Mobile Challenge, объявленный «Beeline Казахстан». Евразийский чемпионат по мобильным разработкам является одним из этапов крупного мирового конкурса Global Mobile Challenge, в котором принимают участие разработчики и стартаперы из разных стран мира и финал которого ежегодно проводится в Барселоне. Целевую аудиторию конкурса представляют молодые люди технических или гуманитарных специальностей, авторы стартап-проектов, способные предложить концепцию или готовый прототип решения в сфере digital, в мобильных и финансовых решениях, в области big data, облачных решений и решений М2М, а также в решении социальных проблем.

Александр Комаров, главный исполнительный директор «Beeline Казахстан», напомнил, что в свое время и «ВымпелКом» вырос из стартапа, превратившись со временем в международную телекоммуникационную и высокотехнологичную компанию с 200 миллионами клиентов и доступом к более чем 10% населения мира. Сегодня, находясь в процессе трансформации в digital-игроков, традиционные мобильные операторы ищут новые решения и свежие бизнес-идеи, стараются формировать своими продуктами и услугами стиль жизни своих клиентов, и по мере того, как будет получать распространение технология 4G, спрос на сервисы нового поколения будет расти. В то же время очевидно, что с одной стороны, у операторов может быть недостаточно собственных ресурсов для развития подобных сервисов на таком высоком уровне, который обеспечил бы выполнение этой задачи. С другой — у операторов нет возможности и времени работать с конкретными стартапами. И в этом смысле проведение конкурса инноваций становится выходом из положения, позволяя оценить и сравнить все представленные проекты, а впоследствии создать экосистему, в которой разработчики смогут создавать собственные идеи и масштабировать их.

В Eurasia Mobile Challenge принимают участие предприниматели из Казахстана, России, Армении, Грузии, Кыргызстана, Таджикистана, Украины и Узбекистана. В ходе предшествующих конкурсу региональных этапов каждый участник получает возможность протестировать и доработать свои концепции во время серии семинаров, мастер классов и питч-сессий с участием местных и международных экспертов и менторов. Проекты оцениваются по таким критериям, как качество инноваций, актуальность для локального сообщества, масштабируемость и оригинальность.

Global Mobile Challenge проводится в рамках специализированной выставки стартапов 4YFN, которая, в свою очередь, была приурочена к крупнейшему событию в мире телекома Mobile World Congress. В прошлом году казахстанец Вадим Лю занял в Барселоне призовое место с проектом mDirect — сервиса для поиска и покупки автозапчастей. Сервис позволяет пользователю быстро находить оптимальные предложения по необходимым комплектующим. По мнению Вадима Лю, сегодня оптимальное время для того, чтобы начинать новое дело, и участие в подобных конкурсах помогает начинающим предпринимателям освободиться от страха и неуверенности, которыми, как правило, сопровождаются первые шаги на поприще бизнеса. С другой стороны, успешно заявив о себе в условиях конкурсов, разработчики стартапов получают возможность привлечь внимание заинтересованных компаний, в том числе игроков телекоммуникационного рынка, и быстрее масштабировать свое решение.

К числу идей, которые по определению могут быть интересны мобильным операторам, исходя из специфики деятельности последних, безусловно, можно отнести платежные решения. Для той же «Beeline Казахстан» таким опытом, например, стало сотрудничество с платежной системой Wooppay. Интерес представляют и проекты, направленные на создание контента – кино, музыки, книг, игр. В этом плане интересным и показательным стал опыт сотрудничества другого оператора, «Кселл» с сервисом для чтения электронных книг Bookmate. Представители компании признают, что сами не ожидали столь впечатляющего успеха и одним из его факторов считают то обстоятельство, что данный сервис – это больше, чем онлайн-библиотека, а своего рода книжная социальная сеть, в которой можно читать книги, комментировать прочитанное, общаться с людьми со схожими литературными пристрастиями.

"Beeline Казахстан", например, готов рассматривать и продвигать проекты, которые могут быть интересны в равной степени как компании, так и разработчикам, получая часть прибыли и выступая стартовой площадкой для перспективных стартапов. Запускать дополнительные сервисы намерен и объединенный оператор "Tele2 Казахстан" и Altel, при этом в компании также считают, что рассчитывать в разработке таких продуктов исключительно на собственные силы – это не выход из положения. "Все делать самим внутри себя для нас не совсем правильно. Мы в любом случае подыскивать партнеров, хотя в конечном счете будет и телевидение, и стриминговые сервисы. Но это будет следующий шаг после усовершенствования сети. Сначала сеть и интеграция, потом услуги", отметил председатель правления "Tele2 Казахстан" Роман Володин. По его словам, с 1 марта "Tele2 Казахстан" и Altel начали активную интеграцию, и одним из первых шагов в этом направлении стала работа по повышению качества сети 4G Altel и технические преобразования, связанные с интеграцией двух сетей. Глубокая интеграция сетей в настоящее время проводится в трех регионах – Шымкенте, Таразе, Кызылорде. В одном из этих регионов оператор планирует в перспективе начать пилотирование технологии LTE Advanced, которая в разы увеличивает скорость передачи данных.

Читайте также