Мобильность – не роскошь

Опубликовано
Наибольшее количество пользователей мобильного интернета, порядка трети от общего количества, приходится на долю оператора Tele2 Казахстан и Altel

Казахстанцы сокращают расходы на мобильную связь. Доля тех, для кого данная статья расходов превышает 2000 тенге в месяц, по итогам I квартала текущего года сократилась до 19%, тогда как год назад больше означенной суммы ежемесячно тратили на мобильную связь 30% казахстанцев. В то же время выросло количество респондентов, которые тратят на мобильную связь от 1000 до 2000 тенге в месяц. К такому выводу пришли аналитики международной исследовательской компании 4Service Group, проводившие исследование в 14 городах Казахстана.

Неуклонно растет сегмент пользователей мобильного интернета. По сравнению с аналогичным периодом 2015 года казахстанцы стали чаще пользоваться мобильным интернетом, однако 18% респондентов, согласно данным опроса, по-прежнему не нуждаются в услуге мобильного интернета. Наибольшее количество пользователей данной услуги — порядка трети от общего количества приходится на долю оператора Tele2 Казахстан и Altel, и это логично, поскольку до недавнего времени только этот игрок мог предоставить услуги в стандарте 4G/LTE. Однако в конце прошлого года лицензию на частоты 4G получили другие операторы, и за полгода они провели большую работу по развертыванию сети. А высокоскоростная передача данных, которая и является главной «изюминкой» LTE, уверены участники рынка, изменит и отношение пользователей к мобильному интернету, и расклад сил.

«Люди хотят быть включенными одновременно в несколько событий, хотят общаться многозадачно, и высокоскоростной мобильный интернет в полной мере отвечает этим запросам. Запуск второй сети LTE в коммерческую эксплуатацию позволит повысить конкуренцию на рынке, к тому же наша компания, например, располагает спектром частот на 800 МГц, что позволит быстро и эффективно обеспечить географическое покрытие. Кроме того, в случае с LTE впервые в истории телекома технология опережает развитие устройств. Операторы в нашей стране строят сеть 4G, понимая, что в базе пока не так много девайсов, способных поддержать эту технологию», – отметил Александр Комаров, главный исполнительный директор «Beeline Казахстан», на прошлой неделе запустившей в коммерческую эксплуатацию сеть LTE.

Еще один оператор, «Кселл», запустил новый стандарт на отдельных участках, инвестирует в развитие сети, чтобы в конце лета – начале осени обеспечить качественное покрытие на улице и в помещении. В компании с запуском 4G связывают большие надежды на продвижение новых OTT-сервисов, запуск которых состоялся в феврале.

Еще один аспект исследования, проведенного компанией 4Service Group, касается вопроса лояльности абонентов к своим операторам. Особенно актуальной эта тема стала в связи с внедрением услуги MNP (Mobile number portability). Согласно представленным данным, 13% абонентов полностью довольны всеми условиями своих операторов, а основными причинами ухода к другому оператору являются низкое качество связи и мобильного интернета (35% случаев) и высокая стоимость услуг (28%). При этом по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 4% увеличилась доля тех абонентов, которые готовы сменить оператора по причине качества связи. Очевидно, что в отличие от рынков некоторых стран, на которых при введении MNP меняли своего оператора порядка 70% абонентов, в Казахстане масштабы перехода оказались более скромными. По мнению участников рынка, иного трудно было ожидать, учитывая, что многие пользователи до введения MNP имели sim-карты двух, а то и трех операторов. Кроме того, уровень услуг, предоставляемых всеми операторами, достаточно высок, и многие пользователи предпочитают оставаться со «своим» оператором, действуя по принципу «От добра добра не ищут». Точно также всегда будет существовать категория пользователей, готовых опробовать услуги другого оператора.

На сегодня количество переходов сокращается. Тем не менее, результаты опроса показали, что для 44% тех, кто все-таки решился на смену оператора, решающим фактором стало недовольство высокими тарифами. Авторы опроса отмечают, что по сравнению с прошлым годом стоимость услуг мобильной связи стала несколько выше. При этом операторы сокращают в своих пакетах количество SMS – что вполне логично, учитывая растущую популярность мессенджеров, однако увеличивают лимит звонков на других операторов и объем интернет-трафика. Кроме того, все операторы перестали тарифицировать звонки внутри сети.

Сами участники рынка, отмечая низкую стоимость услуг мобильной связи в Казахстане, расценивают этот факт неоднозначно. В краткосрочной перспективе, отмечает Александр Комаров, приятно иметь низкие цены, но надо понимать, что за этим стоит высокая стоимость инвестирования, снижение отказоустойчивости, а также неудовлетворительное качество обслуживания – от невозможности предоставить географическое покрытие до невозможности подключить абонента к услугам колл-центра.

Читайте также