Предприниматели назвали факторы, препятствующие развитию бизнеса

Опубликовано
Резкое ослабление курса тенге, снижение цены на нефть, высокие девальвационные ожидания серьезно сказываются на деятельности бизнеса.

Резкое ослабление курса тенге, снижение цены на нефть, высокие девальвационные ожидания серьезно сказываются на деятельности бизнеса. К такому выводу пришли в Департаменте регионального развития на основании исследования, проведенного совместно с региональными палатами предпринимателей. Результаты исследования опубликованы на сайте Национальной палаты предпринимателей.

В опросе приняли участие 410 субъектов предпринимательской деятельности, из них 328 средних и крупных предприятий. Основными респондентами выступили предприятия сферы сельского хозяйства (89), горнодобывающей промышленности (13), обрабатывающей промышленности (116), строительства (32) и торговли (35).

37% опрошенных, или 121 компания оценили уровень загрузки производственных мощностей предприятий как полный или высокий, на уровне 80-100%. 39% респондентов, или 128 компаний считают, что их производственные мощности загружены на среднем уровне, или немного превышают средний показатель, колеблясь в диапазоне 50-80%. 55 компаний или 17% респондентов считают, что мощности их предприятий загружены недостаточно, менее чем на 50%, 3 предприятия указали на отсутствие загрузки.

116 опрошенных субъектов предпринимательской деятельности или 35% респондентов, отметили повышение уровня продаж и их стабильно высокий показатель. 90 предпринимателей, принявших участие в опросе или 27% респондентов, оценили показатель продаж как средний, а 23% отметили снижение продаж ниже среднего уровня загрузки.

Несмотря на непростую ситуацию в экономике страны, 51% компаний, принявших участие в опросе Департамента регионального развития и региональных палат предпринимателей, не испытывают проблем с погашением задолженности перед кредиторами, в том числе отмечают отсутствие кредитных обязательств. Со своей стороны, 4% респондентов отметили высокий уровень задолженности и трудности с погашением кредитов.

72% участников опроса вопреки трудностям указали на отсутствие социально-трудовой напряженности в коллективе. 14% считают, что подобная напряженность в их коллективах присутствует, а 3% считают, что ее уровень достаточно высок. Несколько респондентов указали на сезонность бизнеса, по причине которой работники находятся в отпуске, а 30 респондентов предпочли вообще не заполнять данный раздел.

Большинство участников опроса (40%, или 130 субъектов предпринимательской деятельности), отметили спад рынка. Главным образом по причине снижения покупательской способности, снижения объемов закупок со стороны государственных и частных организаций. Лишь 10% опрошенных или 33 компании отметили определенный рост рынка, а 25% или 83 компании указали на стабильность положения. При этом четверть опрошенных указали, что снижение спроса и рост цен являются в настоящее время основными проблемами для казахстанской экономики.

К числу самых непопулярных мер экономической политики, предпринятых государством, 41% опрошенных предпринимателей отнесли введение плавающего курса тенге; 3% считают, что на пользу экономике страны не пошла интеграция в рамках ВТО и ЕАЭС, 6% указали на снижение объемов государственных закупок и субсидий, 7% обозначили высокие пошлины и налоги. 47% респондентов затруднились ответить на вопрос о том, какие меры экономической политики РК вызвали позитивный эффект. 10% отметили снижение налоговой нагрузки, сдерживание уровня инфляции, меры поддержки предпринимателей. 7% отметили позитивную роль программ поддержки «Дорожная карта бизнеса-2020» и «Агробизнес-2020», 5% считают, что позитивную роль сыграло субсидирование АПК, а 14% не ощутили позитивного эффекта.

Также представители многих предприятий отмечают, что в некоторых банках второго уровня наблюдаются проблемы с тенговой ликвидностью, что банки затягивают сроки рассмотрения заявок, препятствуют в предоставлении кредитов. В результате предприятитя испытывают дефицит наличных тенге на пополнение оборотных средств.

Отмечаются значительные сложности в сфере сбыта продукции. В сфере машиностроения в среднем по регионам экспорт машин и оборудования в Россию упал более чем на 60%. Предприятия-экспортеры несут убытки в размере 20-50 млн тенге в месяц. При отсутствии текущей ликвидности, сокращении экспорта и снижении конкурентоспособности отечественной продукции это обуславливает перепроизводство и последующее затоваривание рынка в краткосрочном периоде.

Читайте также