Приватизация активов КМГ. Еще не время?

Опубликовано
Эксперты считают, что для КМГ сейчас не лучшее время продавать активы
Китайские инвесторы проявляют нешуточный интерес к активам АО НК «КазМунайГаз», выставляемым на продажу в рамках программы приватизации. Но, по мнению экспертов, несмотря на колоссальные убытки и долги, которые КМГ нажило за последние годы, с продажей активов лучше повременить.
Как известно, в конце декабря прошлого года правительство Казахстана утвердило новый комплексный план приватизации на 2016–2020 гг. А в начале января 2016 г. был определен окончательный список объектов госсобственности, участвующих в программе приватизации. Так, в соответствии с ним, в числе наиболее крупных компаний, которые будут выведены на IPO, оказалось и АО НК «КазМунайГаз».
Однако необходимо отметить, что успех инвестиционной истории КМГ не предопределен и зависит от соблюдения ряда условий. Аналитики Halyk Finance включают в их число увеличение операционной эффективности, стабилизацию финансового положения, а также масштабную работу по реструктуризации непрофильных активов.
Плюс на минус
Говоря об инвестиционной привлекательности компании, необходимо упомянуть о том, что на сегодняшний день НК «КазМунайГаз» контролирует более четверти объема добычи нефти и газа РК, а также занимает доминирующее положение в нефтепереработке и транспортировке нефти и газа. Серьезным преимуществом компании в текущих условиях повышенного риска девальвации тенге в Halyk Finance считают тот факт, что КМГ генерирует регулярные денежные потоки, номинированные в иностранной валюте.
Но у любой медали две стороны. Олжас Байдильдинов, независимый аналитик, специализирующийся на нефтегазовой отрасли, отмечает следующий нюанс: «Реализация активов происходит в период высокой волатильности мировых цен и общей нестабильности на мировых фондовых рынках, следовательно, продажа активов сейчас предполагает некоторую упущенную выгоду».
Поясняя свои слова, эксперт проводит аналогию с рынком недвижимости: «Продать сейчас недвижимость в Казахстане затруднительно, и если мы хотим это сделать, то придется предоставлять существенную скидку. Но если подождать несколько лет, то объект можно будет продать гораздо выше текущих цен. Так и с активами в нефтяной отрасли – после периода низких цен неизбежно придет их восстановление вместе с ростом стоимости активов».
Аналитики Halyk Finance, в свою очередь, также причисляют к существенным инвестиционным рискам низкие цены на нефть, не забыв упомянуть и такой аспект, как высокая долговая нагрузка КМГ. «На пути к IPO компании предстоит довольно большой объем работы по реструктуризации большого портфеля активов. Основным шагом в этом направлении должен стать выкуп РД КМГ, решение о котором уже находится на рассмотрении акционеров. В дальнейшем компанию, скорее всего, будет ждать оптимизация и реструктуризация, необходимая для соответствия требованиям «эпохи низких цен на нефть»», – говорится в аналитическом отчете Halyk Finance. Ожидается, что в результате приватизации количество «дочек» в структуре КазМунайГаза сократится с 206 до 75. Напомним, в 2002 г. в состав только созданного КМГ входило всего 48 дочерних и зависимых организаций.
Как в шелках
Говоря о высокой долговой нагрузке КазМунайГаза, эксперты выделяют ряд принципиальных нюансов. Так, Олжас Байдильдинов говорит:
«Во-первых, КМГ в целом продолжает дотации внутреннего рынка: мы слышали заявление об убыточности поставок нефти на внутренний рынок при текущих ценах на ГСМ еще в ноябре прошлого года, а недавно, к примеру, было заявлено об убытках КазТрансГаза на 126 млрд тенге при реализации газа на внутреннем рынке. Схожая ситуация есть по многим параметрам, то есть группа компаний КМГ в целом выполняет важную социальную функцию по поддержке отечественной экономики».
По словам аналитика, в случае реализации части активов КМГ, несущих такие функции, можно ожидать двойной эффект: материнская компания улучшит свои финансовые показатели, но при этом часть товаров/услуг станет обходиться дороже населению и предпринимателям.
«Во-вторых, долговая нагрузка может снизиться, однако на примере прошлых сделок с ФНБ и Национальным Банком видно, что подобная экстренная помощь всегда может быть оказана КазМунайГазу со стороны государства, что может служить некоторым демотивирующим фактором: если бы компания была частной или листинговалась на мировых площадках, подход к операционной деятельности и долговым обязательствам был бы другим», – говорит Байдильдинов.
Инвесторов из РК «давят» китайские
Говоря о приватизации в РК, необходимо отметить также и тот факт, что она проходит на фоне практической невозможности привлечения долгосрочных кредитов в национальной и иностранной валюте. «Потенциальные внутренние инвесторы могут рассчитывать только на собственные ресурсы и не могут привлечь заемный капитал, что, конечно, сказывается на конечной цене данных активов, именно об этом и говорил председатель президиума НПП», – отмечает Олжас Байдильдинов.
Напомним, в начале февраля на II ежегодной конференции предпринимателей Алматы председатель президиума Палаты «Атамекен» Тимур Кулибаев говорил о том, что нехватка тенговой ликвидности может замедлить процесс приватизации. В этой связи глава НПП предложил использовать при выкупе предприятий бизнесменами механизм оплаты «в рассрочку» или «в доверительное управление». Кулибаев также сделал акцент на том, что в приоритете должен быть именно отечественный предприниматель.
Вместе с тем, наиболее платежеспособными покупателями в условиях вывода инвестиций с рынков развивающихся стран западными инвесторами остаются инвесторы из Китая. Кстати говоря, китайские компании уже выразили свое желание участвовать в приватизации объектов в Казахстане. Эту информацию недавно подтвердил Чрезвычайный и Полномочный Посол Китая в Казахстане Чжан Ханьхуэй. «У нас очень много предпринимателей запрашивают информацию о приватизации в Казахстане. Я думаю, что на обоюдной основе взаимовыгодного сотрудничества китайские предприниматели будут принимать активное участие в приватизации и строительстве экономики Казахстана», – заявил посол в кулуарах встречи в Астане, посвященной обсуждению планов развития Китая.
Что же касается КМГ, то в середине декабря 2015 г. уже сообщалось о намерении China Energy Company Ltd (CEFC) выкупить 51% долю в «дочке» АО «НК КазМунайГаз» KMG International N.V. (бывшая «Rompetrol Group N.V.» («TRG»)), большинство активов которой размещены в Румынии, Франции, Испании и Юго-Восточной Европе. По оценке одного из источников The Economic Times, опубликовавшего данную новость, выставленный на продажу пакет акций KMGI оценивается в $0,5-1 млрд.
В КМГ сообщили, что с CEFC был заключен меморандум, в рамках которого, в случае принятия предложения CEFC, КазМунайГаз сохранит за собой значительную долю участия в KMGI, а CEFC намерено полностью финансировать инвестиционную программу KMGI.
Помимо Китая, иностранные инвесторы не проявляют особого интереса к КМГ. И первопричиной этого является вовсе не долговая нагрузка компании. Олжас Байдильдинов основным фактором считает то обстоятельство, что компания ограничена в дальнейших перспективах роста. «Месторождения истощаются, а новые (как Кашаган) либо остаются в планах, либо нерентабельны (как тот же самый Кашаган). Новых прорывных технологий, способных заинтересовать инвесторов, тоже нет. Да и время для продажи активов сейчас не самое удачное», – подводит итоги эксперт.
Читайте также