Из-за повышения акциза рынок ГСМ неконкурентноспособен — эксперты

Опубликовано
Чем объясняется такая дискриминация?

Для местных поставщиков нефти топлива ставка акциза выросла с 4,5 тыс. до 10,5 тыс. тенге. Для импортных поставщиков нефтепродуктов осталась прежней. Тем самым все усилия создать на рынке ГСМ конкурентную среду сводятся на нет — игроки должны работать в неравных условиях, сообщает Zakon.kz.

Чем объясняется такая дискриминация?

Почему отечественные чиновники предпочитают поднимать экономику чужой страны, нежели развивать и поддерживать собственное производство и сохранять рабочие места? Вопросы пока остаются без ответа.

Как известно, повышенная ставка акциза снимет с отечественных поставщиков нефти маржу, образовавшуюся после того, как государство перестало сдерживать предельные розничные цены на АИ-92/93. Однако, ряд экспертов считает по-другому. В СМИ они озвучили предположения, что государству просто-напросто недостает денег в бюджете, поэтому сейчас всеми возможными способами изыскиваются дополнительные средства.

По мнению экспертов, других реальных причин для повышения акцизов нет и не было. Они приводят следующие доводы.

Во-первых, год назад литр самой ходовой марки топлива продавался РК по 128 тенге при цене «черного золота» в $102 за баррель. Сегодня нефть торгуется около отметки $40, а стоимость бензина осталась прежней. Если брать в расчет действующие курсы валют, то цена на АИ-92 и вовсе снизилась в 2 раза. Если в 2014 году литр топлива стоил 85 центов, то сегодня всего 40 центов. Более того, за два месяца, что АИ-92 провел в свободном плавании, цена на топливо не то что не поднялась, но в ноябре даже показала снижение на оптовом рынке на 3,8% — рынок работал по законам спроса и предложения.

Во-вторых, цены на нефть за последний год упали на 55% — с $79 до $44 за баррель. А 16 ноября Brent торговался на минимальной отметке за последние 6 лет — около $40.

В-третьих, в оптовой стоимости топлива всего 1% составляет доход трейдера. 61% — это цена производителя нефти, 22% — стоимость переработки, 16% — налоги. В общем, получается, что разговоры о сговоре и сверхприбылях оптовых поставщиков не имеют под собой оснований. А стоимость бензина после отпуска в «свободное плавание» складывалась по законам здоровой рыночной конкуренции.

Остается решить ряд таких вопросов как: что делать производителям бензина в нынешних условиях?

Казалось бы, необходимо просто поднять цены, тем самым компенсировав свои затраты. Но, если применить такой подход, то казахстанское топливо по цене будет неконкурентоспособным по сравнению с импортным. Из-за разной ставки акциза. Получается, что более чем двукратное повышение акцизов недропользователи должны компенсировать за свой счет. Притом, что за последние несколько месяцев налоговая политика в отношении нефтяников уже ужесточилась.

Напомним, с 1 октября тариф Атырауского НПЗ вырос до 20 501 тенге за тонну, ПНЗХ — до 14 895 тенге. С этого же момента на 10% увеличился тариф на транспортировку нефти по магистральным нефтепроводам.

Остается прибавить к этому, во-первых, высокую ставку экспортной таможенной пошлины на нефть, которая сегодня равна $60 за тонну; во-вторых, многолетний запрет на экспорт светлых нефтепродуктов, в том числе дизельного топлива, которое не востребовано в Казахстане большую часть 2015 года. В-третьих, с января 2016-го планируется оснастить резервуары производственных объектов производителей ГСМ, заправочные станции и нефтебазы контрольными приборами учета. По информации участников рынка, оборудование среднестатистической нефтебазы обойдется в $500 тыс.

В итоге получается, что Казахстан не только в плохие времена снимает с нефтяников сверхдоходы, но и пытается «найти» их в сложные времена. Если нефтяники в сложившейся ситуации сократят производство или добычу нефти, то это будет вполне логично при сегодняшней налоговой политике, а страна столкнется с еще большими сложностями. Как известно, нефтегазовый комплекс — основа бюджета и работодатель для немалой части населения республики. А также на нефтегазовый комплекс возложена обязанность по выполнению ряда социальных обязательств перед государством, к примеру, поставляют топливо для сельскохозяйственных производителей, объектов социальной инфраструктуры и так далее.

Чьи интересы лоббируют казахстанские чиновники, намеренно снижая ставку акциза для импортного топлива и создавая социальное напряжение разговорами о сверхдоходах нефтяников и предстоящим повышением цен на бензин? Пока вопрос остается открытым.

Читайте также