11213 просмотров
11213 просмотров

Евгений Забиякин: «Пока импортные товары в РК содержат большие логистические издержки»

Таким мнением в частной беседе с "Къ" поделился генеральный директор PONY EXPRESS в РК Евгений Забиякин

Евгений Забиякин: «Пока импортные товары в РК содержат большие логистические издержки»

Евгений Забиякин: «Пока импортные товары в РК содержат большие логистические издержки»

По сравнению со странами Европы, в Казахстане логистические издержки выше в два раза. Однако, с развитием логистики в республике, как внутренней, так и трансграничной, и появлением лучших условий у бизнеса, выиграет и конечный потребитель. Таким мнением с "Къ" поделился генеральный директор PONY EXPRESS в РК Евгений Забиякин.

- Евгений Владимирович, как представитель рынка логистических услуг, как Вы можете оценить ситуацию с развитием этой сферы в РК, будучи знакомым с ней изнутри?

- За последние 10 лет государственные инвестиции в транспортную отрасль возросли в 10 раз, а в совокупности с государственно-частным партнерством это еще больший объем. Я вижу устранение точек неконкуренции и совершенствование использования географического положения. Как известно, Казахстан расположен в самом центре Евразии, здесь брал свое начало Шелковый Путь. Безусловно, наша инфраструктура далека от совершенства, но удачное расположение в центре материка диктует свою логику. Приятно отметить абсолютно правильную государственную стратегию развития логистического и транзитного потенциала страны. По сути, мы можем стать перекрестком мировой торговли, и быть транзитером товаров между Севером и Югом, из Китая в Европу, а это более быстрый путь, чем морской. В пору, когда спрос и цены на сырье падают, это поможет нам диверсифицировать экономику от сырьевых рисков.

- Какие именно действия предпринимает государство для развития логистики?

- Например, мы видим, что быстрыми темпами совершенствуется железнодорожная инфраструктура. Сейчас КТЖ запустил высокоскоростные коммерческие поезда, на которых мы доставляем груз, поэтому среднее время доставки уменьшилось. Государственные органы стремятся к облегчению пути движения товаров путем сокращения времени на оформление и требований к документальному оформлению. В настоящий момент работает экспертная группа, в рамках создания новой редакции Таможенного кодекса ЕАЭС, состоящая из представителей таможни, бизнеса, логистики. Они все вместе ищут наилучшие решения с точки зрения и бизнеса, и государства для того, чтобы движение товаров шло быстрее и легче. Для бизнеса далекие расстояния – это одно, а бюрократические барьеры другое. Также предусмотрено создание логистических центров по всему пути движения товаров с Юга на Север, с Севера на Юг, с Запада на Восток, это не только СЭЗ «Харгос». В этих центрах бизнес может хранить товар, комплектовать товар, получать услуги комплектации и транспортировки. Как только это будет сделано, ситуация качественно измениться.

- Какие слабые места, помимо бюрократии, Вы можете выделить в транспортно-логистической системе Казахстана?

- По-прежнему есть проблемы с авиаперевозками. На сегодняшний день мы пока сильно зависим от нормы загрузки авиарейсов коммерческими грузами - в некоторые города Казахстана летают самолеты с недостаточной коммерческой загрузкой. Поэтому мы вынуждены полагаться на дублирующие сети: авто и ж/д. Авиаиндустрия вообще сейчас переживает не лучшие времена, но Казахстан здесь пока еще счастливое исключение.

- Есть ли трудности с транспортировкой груза автомобильным транспортом?

- С практической точки зрения я наличия такой проблемы не вижу. Открыта скоростная магистраль, соединяющая Алматы и Астану, а также Алматы и Западный Казахстан. Если 5 лет назад мы сталкивались с ситуацией, когда в зимнее время нельзя было автотранспортом перевезти груз из Актау в Алматы или из Атырау в Алматы, то сейчас эта проблема решается. Качество дорог в Казахстане я считаю одним из самых лучших, по сравнению с другими соседними странами, как это ни странно. В итоге, мы груз из Голландии в Казахстан смогли доставить автотранспортом всего за 10 дней, а это очень быстрый результат. Так что, особой проблемы здесь, на мой взгляд, нет.

- Сколько конечные потребители в Казахстане в среднем платят за логистические издержки?

- Пока любой товар и любое оборудование, завезенное в Казахстан, содержит достаточно большие издержки – порядка 25%. Для сравнения, в Европе средняя норма логистических издержек – 11-13% и то, она снижается. Но чем эффективнее будет логистика в республике, как внутренняя, так и трансграничная, тем больше будет условий для бизнеса и, в конечном счете, для потребителя.

- Сейчас активными темпами развивается рынок e-commerse. Как он влияет на развитие логистики?

- Если раньше весь e-com сосредотачивался в двух крупных городах: Астана и Алматы, то сейчас и ритейлеры, и интернет-магазины все более активно выходят в другие казахстанские города и перед логистикой стоит вопрос, как делать доставку туда. Высокая конкуренция в сфере торговли ведет к высокой конкуренции в сфере логистики. За счет этого выиграет, прежде всего, потребитель и те компании, которые смогут предоставить умные решения. Конечно, доставка, заказов в дальние села была одним из сдерживающих факторов развития логистики в отдаленные регионы, но жизнь идет, за счет умных, эффективных решений логисты ищут способы снижать издержки, а не перекладывать все на плечи потребителя. Мы смогли снизить свои издержки в несколько раз, не смотря на рост горючего и рост тарифов.

- Как Вы думаете, как скоро смогут осуществиться планы по превращению Казахстана в транспортно-логистический хаб Евразии?

- У меня самый оптимистичный взгляд на будущее республики в логистике. Я думаю, что этот вид услуг с добавленной стоимостью будет определять лицо нашего государства в будущем. Если мы посмотрим на амбициозную программу Китая, который анонсировал создание Шелкового Пути, включая высокоскоростную железную дорогу, Пекин-Астана- Москва, то Казахстан тут ключевой элемент. У нас каждый день улучшающаяся логистическая платформа, поэтому, я нисколько не сомневаюсь, что в формате 10 лет, Казахстан не только выстроит свою умную логистику, а будет задавать тон в евразийской логистике.

- Рассчитываете ли Вы, что в этом случае вырастит и бизнес PONY EXPRESS?

- Безусловно. Чем больше грузопоток будет идти в Казахстан, тем больше грузов будет перевозить наша компания. Сейчас мы развиваем контейнерные перевозки из Китая. Не менее важным стратегическим партнером является Россия, поскольку она основной партнер Казахстана. Еще 10 лет назад преобладающие услуги PONY EXPRESS были внутри Казахстана, внутри городов, а сейчас международные услуги показывают одни из самых динамичных темпов роста. В формате 3-5 лет мы рассчитываем удвоить свою рыночную долю. На это позволяет надеяться то, что сейчас наш ежегодный рост опережает показатели по экспресс индустрии.

Справка: В 2012 году Казахстан занял в Индексе эффективности логистики (LPI) Всемирного банка 86 место из 155 стран, а в 2014 году 121 место из 160 стран. Это исследование проводится раз в два года на основании оценок таких индикаторов, как эффективность таможенной администрации, качество инфраструктуры, своевременность отгрузки товаров, путем опроса более тысячи специалистов отрасли. Как видно, пока развитость логистики в республике эксперты оценивают, в сравнении с мировыми стандартами, как невысокую.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook и Telegram

kursiv_in_telegram.JPG


Материалы по теме


Читайте в этой рубрике

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

kursiv_instagram.gif

Акции и индексы

ИНДЕКС S&P 500
     
 
АКЦИИ
FREEDOM HOLDING CORP
     

Читайте свежий номер

rgo