Бизнес опасается последствий введения маркировки меховых изделий

Опубликовано
Представитель Национальной палаты предпринимателей "Атамекен" рассказал о больных вопросах реализации пилотного проекта

С сентября этого года не утихают споры вокруг вопроса о необходимости маркировки меховых изделий, а также о технических проблемах претворения этой идеи в жизнь. Напомним, основной целью внедрения маркировки является борьба с ввозом контрафактной и контрабандной продукции. По итогам пилотного проекта будет принято решение о введении маркировки всей продукции легкой промышленности в рамках ЕАЭС. О том, как обстоит ситуация на сегодняшний день, «Къ» поведала и.о. заместителя председателя правления Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен» Дана Жунусова.

Дана Бейсеновна, учитывая все подводные камни, риски для бизнеса и сложности реализации пилотного проекта по маркировке меховых изделий, каких мнений на этот счет придерживаются представители бизнеса?

30 октября т.г. на площадке Нацпалаты состоялось совещание по вопросам реализации пилотного проекта по введению маркировки меховых изделий с участием государственных органов, основных импортеров и производителей. В ходе совещания представители бизнеса, в частности импортеры, высказали опасения в части роста контрабанды меховых изделий с соседних государств. По мнению Казахстанской меховой торгово-промышленной ассоциации существует риск, что маркировка не будет являться эффективным инструментом в борьбе с незаконным ввозом товаров.

Вместе с тем, в неменьшей степени представители бизнеса озабочены готовностью инфраструктуры и созданием условий для дальнейшей предпринимательской деятельности с обязательными требованиями по маркировке товаров. Обоснованное беспокойство вызывают сроки изготовления и получения контрольных знаков с момента подачи импортером/производителем заявки на изготовление. Ведь от этих сроков зависит своевременность маркировки товаров. При этом у меховых изделий есть своя специфика – сезонность продаж этой продукции, и в этом случае имеет важное значение возможность произвести маркировку при ввозе по принципу «одного окна». В этом вопросе мнение Нацпалаты и бизнеса единое – маркировка не должна стать барьером для осуществления предпринимательской деятельности на рынке меховых изделий.

Насколько Казахстан готов к внедрению проекта?

В апреле т.г. решением Совета ЕЭК утвержден план-график реализации пилотного проекта. В ноябре т.г. планируется утвердить первый пакет документов, который станет наднациональной основой реализации пилотного проекта в ЕАЭС. Кроме того, до конца года должны быть приняты еще два документа на уровне ЕАЭС и четыре нормативно-правовых акта на уровне национального законодательства Республики Казахстан.

Нацпалата неоднократно заявляла, что на этапе реализации пилотного проекта, такая нормативно-правовая база слишком громоздкая и может создать сложности для предпринимателей при практическом применении.

Конечно, для Казахстана маркировка товаров — это абсолютно новый опыт. Требования к контрольным знакам, которыми будут маркироваться меховые изделия, предполагают использование технологии RFID — Radio Frequency Identification (радиочастотная идентификация). RFID-метки – это современные информационные технологии, но стоит понимать, что для Казахстана ввиду отсутствия широкого распространения RFID технологий, в отличие от наших соседей, где налажено производство таких меток, применение RFID-меток представляет определенные сложности. К примеру, в Республике Беларусь система маркировки работает уже более 8 лет и охватывает порядка 20 товарных групп.

Немаловажным является тот факт, что система маркировки будет основываться на стандартах Всемирной Ассоциации GS1. В Казахстане уже 19 лет существует Ассоциация GS1 Kazakhstan и основными постоянными членами являются предприятия пищевой промышленности. Несмотря на это, для наших предпринимателей, которые работают на рынке меховых изделий, это нововведение сегодня вызывает очень много вопросов.

В целом можно бесконечно долго говорить о маркировке товаров и тех аспектах, которые затрагивает данный проект, но работа в этом направлении продолжается. Сегодня причастные государственные органы при непосредственном участии Нацпалаты рассматривают возможные варианты внутреннего механизма и итоговые изменения в национальном законодательстве в связи с реализацией пилотного проекта. 1 апреля 2016 года все государства-члены должны ввести в действие информационную систему маркировки товаров и начать реализацию пилотного проекта.

Известно ли уже, хотя бы примерно, сколько будет стоить для предпринимателя один контрольный знак?

Для бизнеса стоимость контрольного знака имеет принципиальное значение. Надо понимать, что цена знака будет влиять на конечную стоимость меховых изделий для потребителей. Хотелось бы обратить внимание, что стоимость контрольных знаков зависит от тех требований, которые будут предъявляться к таким знакам. Этот вопрос находится на финальной стадии обсуждения и Нацпалата выражает надежду, что до конца текущего года будет определено, какими контрольными знаками будут маркироваться меховые изделия. В целом хотелось бы отметить, что к контрольным знакам предъявляются достаточно высокие требования защиты.

Говоря о стоимости контрольных знаков нельзя забывать об обязательном требовании, о наличии RFID-метки. На сегодняшний день из существующих технологий кодирования (штрих-код, QR-код) технология RFID является самой дорогостоящей. Однако, принимая во внимание себестоимость меховых изделий и ценовой сегмент данного рынка, мы надеемся, что стоимость контрольного знака не повлияет на розничные цены.

Кроме того, стоимость контрольного знака находится в прямой зависимости от определения организации-эмитента. Эмитент – это организация, которая должна осуществлять изготовление контрольных знаков. При этом надо понимать, что немаловажную роль в этом процессе играет оборудование для изготовления контрольных знаков. По состоянию на сегодняшний день в Казахстане не сформирован национальный реестр эмитентов и, соответственно, ответить на вопрос о стоимости контрольного знака пока некому.

По каким критериям будет оцениваться успешность реализации проекта?

Изначально основной целью введения маркировки товаров была борьба с контрабандным ввозом товаров на территорию ЕАЭС. На наш взгляд, определенные трудности могут возникнуть с оценкой реализации проекта. Планом-графиком утверждены все сроки реализации пилотного проекта. 1 апреля 2016 года должны быть введены в эксплуатацию национальные компоненты информационной системы маркировки всех государств-членов ЕАЭС. Анализ результатов реализации пилотного проекта состоится в 4 квартале 2016 года.

Таким образом, для полноценного подведения итогов пилотного проекта остается не так много времени. Уполномоченные государственные органы и Евразийская экономическая комиссия должны будут сделать выводы о положительном либо отрицательном влиянии введения маркировки на контрабандный ввоз товаров на основе сведений о ввозе товаров за шесть месяцев 2016 года (2-3 квартал). Следует понимать, что для полноценной и объективной оценки реализации проекта, шести месяцев недостаточно.

По мнению Нацпалаты, основным критерием оценки успешности проекта станут отзывы отечественного бизнеса, как непосредственных исполнителей проекта. При этом ключевую роль будет играть готовность инфраструктуры в Казахстане и внутренний механизм реализации проекта. От того, как скоро бизнес адаптируется к новым условиям, зависит, когда мы сможем сделать вывод об итогах реализации проекта.

Нельзя забывать и об оценке проекта потребителями. Пилотный проект предполагает возможность считывания информации об основных характеристиках меховых изделий с мобильных устройств.

Как будет развиваться ситуация, если по итогам пилотного проекта результаты будут негативными?

Оценка целесообразности будет проходить как в государствах-членах в отдельности, так и на площадке Комиссии. Дальнейшее решение будет приниматься Советом ЕАЭС на уровне глав правительств. Целесообразно будет вернуться к этому вопросу в следующем году, когда мы будем наглядно видеть, как проходит маркировка не только в Казахстане, но и в других государствах-членах.

Читайте также