Неэффективных фермеров выдавят с рынка

Опубликовано
В Минсельхозе уверены, что новая система субсидирования агропромышленного комплекса страны искоренит коррупцию в местных органах власти и заставит нерадивых сельхозпроизводителей поменять сферу деятельности.

Уже в этом году субсидии, которые выдавались фермерам по количеству зарегистрированных за ними гектаров, начали уходить в прошлое. Минсельхоз в корне пересмотрел политику господдержки сельхозпроизводителей и предложил сразу шесть финансовых инструментов. Это – гарантирование и страхование займов, инвестиционные субсидии, субсидирование ставки вознаграждения по кредитам и лизингу, финансовое оздоровление, фондирование банков второго уровня. По мнению Минсельхоза реформа господдержки сельского хозяйства позволит развиваться только эффективным фермерам, остальным придется или менять свой подход к ведению хозяйства, или вообще завязать с бизнесом в сельском хозяйстве. Необходимость перемен в Минсельхозе в первую очередь объясняют тем, что «гектарные» субсидии не работали на развитие и повышение производительности АПК.

«Одной из причин переформатирования системы субсидирования является сложность администрирования, которая приводила к высокой коррупционности при выдаче субсидий», – сказал министр сельского хозяйства Асылжан Мамытбеков на брифинге в СЦК. «Например, в районе Габита Мусрепова в Северном Казахстане посевные площади составляют более миллиона гектаров и за две недели небольшая комиссия, в состав которой входит, в том числе районный акимат, должна проверить все эти поля и подтвердить факт посева. Это очень сложно, это занимает огромные ресурсы, как по времени, так и материальные, соответственно, у нас очень было много фактов, когда субсидии шли туда, где не было посевов, либо выдались субсидии там, где культуры сеялись, как попало», – добавил А. Мамытбеков.

При этом он подчеркнул, что сами «гектарные» субсидии являлись доходами для фермера, потому что затрат почти не было. Он отметил, что только за прошлый год прокуратурой было выявлено более 4 тысяч таких случаев, когда субсидии выдавались необоснованно, именно гектарные субсидии. Из них около двух тысяч только по Алматинской области. При новых формах субсидирования администрирование бюджетных средств станет куда проще. Поскольку новая техника, приобретенная фермером, легко поддается учету, а новые технологии скажутся на повышении урожайности. Однако у самих фермеров есть опасения, что и при новой системе субсидирования деньги увидят только крупные хозяйства, малые опять останутся за бортом господдержки. Так в Союзе фермеров РК отметили, что в целом поддерживают нововведение, но при условии, что это действительно поменяет подход государства ко всем сельхозпроизводителям. «В любом случае до мелких фермеров, сеющих менее одной тыс. гектаров, эти субсидии (на гектар «Къ») и не доходили. Если механизмы и приоритеты будут изменены, то возможность получать субсидии для мелких хозяйств возрастет, — говорит глава Союза фермеров Казахстана Ауезхан Даринов. По его мнению, главный принцип, который должен быть при любых механизмах субсидирования, – прозрачность. Как минимум списки тех, кто получил субсидии и на что он их получил, должны быть в открытом доступе. Вопрос вызывают и возможности небольших фермерских хозяйств взять кредиты, чтобы потом их субсидировать. Банки второго уровня рассматривают такие кредиты как слишком рискованные, да и вообще не горят желанием кредитовать АПК. В Минсельхозе уверены, что проблем не возникнет, по словам министра по данному вопросы были проведены консультации с финансовыми институтами, и саму ставку субсидирования (от 30%), уже можно рассматривать как первоначальный взнос. Кроме того, министр сельского хозяйства отметил необходимость создания сельскохозяйственных коопераций.

« У нас очень много перерабатывающих мощностей, которые сейчас не загружены во многом из-за того, что у нас отсутствует сбытовая кооперация, заготовительная кооперация», – сказал министр сельского хозяйства. По данным министра, сегодня около 70% поголовья скота и вся плодоовощная продукция находятся в личных подворьях.

«Да, мы занимаемся организованными хозяйствами, развиваем аграрный бизнес в организованных хозяйствах, но мы не должны устраняться и не обращать внимания на этот огромный сегмент в личных подворьях. И излишки этой продукции мы должны закупать и сдавать в перерабатывающие предприятия», – отметил Мамытбеков. При этом он подчеркнул, что речь не идет об укрупнении хозяйств, что при существующем законодательстве значительно повысит налогообложение небольших хозяйств. «Кооперация прежде всего предназначена для мелких хозяйств и оно будет оставаться мелким. И оно будет объединяться в кооператив. Это не юридическое объединение, это экономическое объединение мелких сельхозтоваропроизводителей», – заключил министр.

Кроме того, Асылжан Мамытбеков заявил, что Казахстан планирует присоединиться к международной ассоциации стран – экспортеров сельскохозяйственной продукции («Кернская группа»).

«Мы очень подробно изучали и брали во главу угла всех этих изменений (новые правила субсидирования в сельском хозяйстве) именно опыт Кернской группы, который принципиально отличается от тех стран, которые вместо развития преследуют иную цель – сдерживание роста производства. Например, не секрет, что в Европе есть проблема перепроизводства, и в некоторых странах государство платит только для того, чтобы фермер не сеял или не увеличивал свое поголовье. В странах Кернской группы стоит задача, которая совпадает с нашей, – именно по увеличению объемов производства, увеличению эффективности производительности труда в сельском хозяйстве. Соответственно, для нас этот опыт был бы особо важен, и мы сейчас очень серьезно рассматриваем вопрос о возможности присоединения Казахстана к Кернской группе», – сказал А. Мамытбеков.

Справка «Къ»

По данным Министерства сельского хозяйства внедрение в 2014 году инвестиционного субсидирования позволило увеличить на 14,4% объем инвестиций в основной капитал сельского хозяйства, который по итогам года составил 166,4 млрд тенге. Инвестиции в производство продуктов питания возросли на 16,5% и составили 40,8 млрд тенге. объем валовой продукции сельского хозяйства в 2014 году составил 2,5 трлн тенге, что превысило уровень предыдущего года на 0,8%.

В 2014 году Казахстан экспортировал 12,3 тыс. тонн мяса и мясопродуктов. Из них экспорт «красного мяса» составил 7,5 тыс. тонн, говядины – 6,3 тыс тонн. При этом импорт продукции АПК снизился на 4,1%.

В 2015 году объем субсидий в АПК составил 157,3 млрд тенге, что почти в 1,8 раз больше 2013 года.

Читайте также