Перейти к основному содержанию
10092 просмотра

Финны составят конкуренцию казахстанским текстильщикам

На казахстанский рынок спецодежды в октябре зашла финская компания Lindstrom, представленная в 24 странах мира. «Къ» обратился к местным игрокам рынка, чтобы узнать их реакцию на новоприбывшего европейского конкурента.

Финны составят конкуренцию казахстанским текстильщикам

Финны составят конкуренцию казахстанским текстильщикам

На казахстанский рынок спецодежды в октябре зашла финская компания Lindstrom, представленная в 24 странах мира, чей годовой оборот средств составляет в среднем 300 млн евро. По словам президента компании Юхи Ларио, за месяц компания заключила контракты с более 30 алматинскими компаниями. «Къ» обратился к местным игрокам рынка, чтобы узнать их реакцию на новоприбывшего европейского конкурента.

Говоря о потребностях казахстанских компаний в услугах по предоставлению спецодежды, глава Lindstrom Юха Ларио отметил, что сегодня 150 млн евро из 300 млн евро годового оборота компании приходится на Финляндию с населением 5 млн человек, поэтому в Казахстане он видит большую перспективу. «Я заметил, что Казахстан всегда открыт к каким-то новым идеям, поэтому мы рассматриваем этот рынок как потенциальный для деятельности нашей компании. Мы хотим начать работать по направлению аренды рабочей одежды», - сказал он в беседе с «Къ». Спецодежду компания производит сама и предоставлят местным компаниям в аренду. В Казахстане она намерена работать с автомастерскими, автомобильными дилерскими центрами, предприятиями пищевой промышленности, розничной торговли, строительной индустрии, фармацевтики, металлургии и нефтяной промышленности.

«Къ» попросил местных участников рынка оценить шансы на успех своего финского конкурента. По мнению менеджера по продажам компании General Safety Сержана Мендигалиева, местные компании предпочитают импортируемую спецодежду, которая обычно стоит на 20-30% дешевле, чем одежда местного производства. «Есть несколько российских компаний в Казахстане, которые предоставляют спецодежду в аренду. И, насколько мне известно, наши компании такими услугами редко пользуются. Обычно спецодежду у нас берут на сезон. Предназначенная на сезон одежда недорогая, поэтому, когда она изнашивается, покупается новая. К примеру, если на летний сезон строительная компания покупает одежду на 100 человек, то зимой она берет не больше 50-60 форм», - говорит г-н Мендигалиев.

По его словам, около 80% спецодежды – привозная, и основной импорт идет из Китая и России. А согласно информации, озвученной на презентации законопроекта «О государственно-частном партнерстве» в феврале текущего года вице-премьером Казахстана Даригой Назарбаевой, занимавшей на тот момент должность вице-спикера мажилиса парламента РК, отечественные текстильщики закрывают 10% всего объема местного рынка спецодежды.

«Тех, кто занимается пошивом спецодежды, очень мало, их где-то 10 наберется. А перекупщиков сотни. Наши компании спецодежду выбирают всегда в зависимости от стоимости. А у финнов ничего дешевого нету. Сырье они сами тоже не производят. Поэтому я сомневаюсь, что аренда спецодежды для наших компании будет выгодной. Что касается наших цен, все зависит от того, какую одежду хочет заказчик: хочет недорогую – сошьем недорогую, хочет хорошего качества – и цена будет соответствующая», - говорит директор компании TOO ALMATY SAFETY TRADE Галым Торемуратов.

В Ассоциации предприятий легкой промышленности считают, что рынок спецодежды - это сильная позиция местных производителей, которую не нужно отдавать зарубежным компаниям. По словам президента Ассоциации предприятий легкой промышленности Любови Худовой, услуги по предоставлению спецодежды и уходу за ней в стране успешно оказывают и местные компании. «Так работает компания Kazakhstan Textiline для горнорудной компании «Казцинк». Аналогичные услуги оказывает в городе Жезказган производственная компания «Ютария» для компании «Казахмыс». То есть, делает то же самое, что и хочет предложить финская компания, и я не понимаю, почему эта компания пришла на наш рынок», - сказала глава ассоциации в беседе с «Къ». По мнению г-жи Худовой, ввоз спецодежды из-за рубежа нужно вовсе ограничить, так как спрос рынка могут удовлетворять местные компании – дело стоит только за местными заказчиками. «Мы сами можем делать эту работу, и сами здесь создаем рабочие места. Как делают в других странах? Они ограничивают импорт, если у них имеется производство аналогичных товаров. Так работает Беларусь, так работает Узбекистан, и Китай так делает. Если бы наши национальные компании повернулись бы лицом к отечественным производителям, мы могли бы так же работать на условиях аутсорсинга. Это реальные, хорошие проекты, которые нужно реализовывать. Компаниям выгодно так работать», - считает специалист.

Тем временем финская компания заключила договоры с более 30 алматинскими компаниями. Ее руководство уверяет, что спецодежда на аутсорсинге заказчики могут сэкономить как минимум 20% своих средств, затрачиваемых обычно на покупку униформы для своих сотрудников.

Справка:

Каково соотношение импорта и экспорта изделий легкой промышленности Казахстана?

Согласно данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики, в период с января по август 2015 года в Казахстан были импортированы текстильные изделия на сумму $622 907,7 тыс., а головные уборы и обувь - на $ 273 576,2 тыс. Экспортированные казахстанские текстильные изделия составили сумму $56 361,1 тыс., а обувь и головные уборы - $14 598,6 тыс.

Согласно итогам деятельности легкой промышленности РК за 2014 год, опубликованном на сайте Комитета индустриального развития и промышленной безопасности, в структуре отрасли 51% приходится на производство текстильных изделий, 42% - на производство одежды и 7% занимает производство кожаной и относящейся к ней продукции. Свыше 90% всех действующих предприятий легкой промышленности составляют средние и малые предприятия. В январе-октябре 2014 года доля легкой промышленности в объеме промышленного производства составила 0,34%.

banner_wsj.gif

719 просмотров

Как пандемия повлияла на трафик бизнес-джетов в Казахстане

Эксперты пророчат рынку чартерной и деловой авиации более быстрое восстановление, чем регулярному авиасообщению

Фото: Олег Спивак. Коллаж: Вадим Квятковский

Изменения на казахстанском рынке частных самолетов стали заметны в начале весны.

«В марте мы ощутили значительное снижение перевозок. Обычно в этот период клиенты летают на отдых и в деловые поездки. В марте большая часть рейсов была отменена, так как почти все бизнес-мероприятия были перенесены в связи с распространением коронавируса», – сообщил «Курсиву» директор Air Charter Service в Казахстане Евгений Галкин.

Air Charter Service – крупный игрок мирового рынка чартерной авиации, основные направления деятельности компании – это бизнес-авиация, групповые пассажирские и грузовые авиа­перевозки. В то же время, отмечают в компании, именно на март – на те дни, когда был объявлен режим чрезвычайного положения, – пришелся рост заказов на перелеты, поскольку многие постоянные клиенты бизнес-джетов эвакуировали себя и свои семьи частными рейсами в Казахстан из-за границы.

Период оживления оказался коротким: в апреле, когда в республике действовал режим ЧП, все чартерные рейсы внутри РК были запрещены, рассказывают в казахстанском представительстве Air Charter Service. Исключение составляли перевозки пациентов в критическом состоянии и пассажиров, у которых была государственная аккредитация (например, представителей строительных компаний, возводящих стратегические объекты).

Возможность путешествовать частными самолетами за границу сохранилась, но только у иностранных граждан, которые имеют право улететь из Казахстана в другую страну. Другими словами, пока возможно выполнение исключительно репатриационных рейсов. Та же Air Charter Service в Казахстане организовывала, например, эвакуацию граждан Узбекистана и США. Эвакуация граждан Казахстана из-за границы частными рейсами также возможна, но представители отрасли отмечают, что репатриационные рейсы требуют индивидуального согласования с государственными органами по противодействию COVID-19 и организуются крайне сложно.

Набор мер предосторожности на частном авиарейсе в период пандемии, рассказывает Евгений Галкин, выглядит так:

«Стало нормой спрашивать у пассажиров актуальный тест на коронавирус, пассажиры в свою очередь спрашивают отрицательный тест на COVID у всех членов экипажа. После каждого рейса происходит обязательная обработка салона самолета, специальными средствами обрабатываются все поверхности кресел и панелей».

На официальном сайте одного из участников казахстанского рынка частных авиаперевозок, компании Astana Business Aviation, представлен перечень направлений, популярных у их клиентов, и расценки на такие перелеты. Перелет на Мальдивы и обратно обойдется в сумму от $85 тыс., а путешествие из Нур-Султана в Москву с возвращением – от $33 тыс. В Air Charter Service, комментируя вопрос о стоимости чартерных перевозок в период пандемии, отметили, что цены заметно снизились, так спрос на услуги авиакомпаний сократился: «Мы видим значительную конкуренцию среди авиаперевозчиков. В среднем тарифы авиакомпаний снизились на 15–20%».

kak-pandemiya-povliyala-na-trafik-biznes-dzhetov-v-kazaxstane0001.jpg

Авиаперевозчик, который работает на рынке чартерной и деловой авиации уже 30 лет, рассчитывает, что летом и осенью 2020 года пассажиры будут чаще выбирать чартерные рейсы и таким образом компании удастся восполнить снижение перелетов, которое наблюдалось в апреле и мае текущего года. Евгений Галкин прогнозирует:

«Мы полагаем, что часть пассажиров сократит свои расходы и снизит частоту полетов на бизнес-джетах. К сожалению, еще часть клиентов перестанет заказывать частные самолеты. Но при этом появятся люди, которые раньше не рассматривали для себя перелеты на бизнес-джетах, но у них были на это деньги, а сейчас крайне актуальным становится вопрос заботы о здоровье. Очевидно, люди будут опасаться летать вместе с 150 пассажирами в замкнутом пространстве, так как в этом случае риск заражения COVID-19 значительно выше. За последние два месяца у нас были заявки от клиентов, которые впервые заказали частный борт в связи с вынужденными обстоятельствами в отсутствие регулярных рейсов».

Похожие выводы на основании опроса своих клиентов делает Private Jet Card Comparisons – своего рода гид по предложениям от компаний, специализирующихся на частных авиаперевозках. Если до пандемии коронавируса 46% респондентов ожидали, что увеличат количество летных часов, которые они проведут в бизнес-джетах, то после пандемии их число сократилось. Но 33% респондентов по-прежнему планируют чаще летать на частных самолетах в 2020-м, чем годом ранее. Для еще трети постоянных клиентов частной авиации объем потребления таких услуг останется на прежнем уровне. 37% продолжат пользоваться услугами чартерной и деловой авиации, но реже, и только 3% заявили, что откажутся от такого способа передвижения.

И даже спад в бизнесе не станет поводом для отказа от частных авиаперелетов, показывают ответы участников исследования Private Jet Card Comparisons на вопрос «Что, скорее всего, повлияет на ваши частные поездки в течение следующих шести месяцев?». 77% выбрали вариант «снижение потенциального воздействия коронавируса», который означает как раз использование бизнес-джетов. И только 22% поставили в приоритет «опасения по поводу личных активов или продаж компании и ее прибыли по сравнению со стоимостью полета в частном порядке».

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png