Составлен социологический портрет коррупционера в Казахстане

Опубликовано (обновлено )
Чаще всего это молодые мужчины из трех мегаполисов страны

Казахстанские эксперты на основании открытых отчетных данных госорганов составили социологический портрет коррупционера в республике. Чаще всего это мужчины 26–39 лет, а наибольшее число дел о коррупции раскрывают в Алматы, Нур-Султане и Шымкенте.

Всего было проанализировано 1 524 материала уголовных коррупционных дел, опубликованных в Банке судебных актов за период 2019 – 11 месяцев 2021 года. Анализу подлежали обвинительные решения судов по 11 коррупционным статьям Уголовного кодекса.

Как отметила соучредитель и исполнительный директор ОФ Transparency Kazakhstan Ольга Шиян, «в соответствии с требованиями Закона «О персональных данных и их защите» все сведения анонимизированы и носят исключительно исследовательский характер с целью улучшения качества антикоррупционного обучения и, как следствие, снижения коррупции в Казахстане».

Изучение материалов этих дел позволило сделать следующие выводы относительно лиц, признанных по решению суда виновными в совершении коррупционных преступлений:

  • 83% коррупционных преступлений совершают мужчины, 17% приходится на женщин;
  • диапазон возраста мужчин-коррупционеров охватывает 18–71 год, две трети коррупционных преступлений были совершены ими в возрасте 26–39 лет. В среднем 20-40 коррупционных преступлений ежегодно совершено мужчинами в этом возрасте;
  • 30% коррупционных преступлений совершили мужчины руководящего уровня;
  • чаще всего обвинительные решения против мужчин-коррупционеров выносились за получение, дачу взяток, злоупотребление и превышение полномочий;
  • среди женщин, признанных решением суда виновными в совершении коррупции, возрастной диапазон колеблется в пределах 22–62 лет. На долю женщин-руководительниц пришлось 29% коррупционных преступлений;
  • основной пик совершения коррупционных преступлений среди женщин приходится на возраст 28–43 года. В среднем по 4–6 коррупционных преступлений ежегодно были совершены женщинами в этом возрасте;
  • женщины оказывались фигурантами уголовных дел по фактам дачи, получения взятки, посредничества во взяточничестве, служебного подлога, превышения полномочий;
  • обзор региональной динамики вынесения обвинительных заключений показал, что наибольшее число судебных решений по коррупции было вынесено в Алматинской области, Шымкенте, Нур-Султане, Алматы и Западно-Казахстанской области.

Изучение профессий, мест работы и сфер деятельности лиц, осужденных за коррупцию, показал, что чаще всего это служащие органов внутренних дел, акиматов, включая акимов, сотрудники налогового комитета министерства финансов, министерств сельского хозяйства, здравоохранения и уголовно-исполнительной системы, военнослужащие,

Со стороны населения чаще совершали коррупционные преступления наемные рабочие, водители автотранспортных средств, безработные, предприниматели и директора компаний (ТОО, АО).

Помимо коррупционных преступлений госслужащих, эксперты изучили и другие нарушения и преступления, совершаемые государственными служащими. Для этого из общего массива статистических данных по преступлениям, опубликованным на сайте Qamkor.kz, были выгружены данные по преступлениям, совершенных госслужащими, работниками власти и управления.

До 35% нарушений госслужащих касаются коррупции. В сравнении с данными 2018 года наблюдается снижение динамики коррупционных преступлений в общем массиве преступлений госслужащих с 45–49% до 34,9–38,4%. Коррупционные преступления – самые распространенные в перечне нарушений, допущенных госслужащими.

На втором месте – правонарушения против собственности, здоровья, нарушения в транспортной сфере, а также против личности, свобод и прав других граждан. В целом наблюдается тренд на снижение преступлений, совершаемых служащими государственной сферы. Тройку нарушителей представляют сотрудники органов внутренних дел, акимы и военнослужащие.

Также в рамках исследования было проведено обобщение данных по гражданам, пострадавшим от коррупционных преступлений. Ежегодно треть пострадавших от коррупции приходится на женщин: 39 – в 2019, 49 – в 2020 и 30 – в 2021. Основная доля потерпевших от коррупционных преступлений приходится на молодежь и людей среднего возраста: 27,6% – в возрасте 21–29 лет и 43% – в возрасте 30-39 лет.

Завершает исследование анализ динамики коррупционных преступлений в Казахстане. Доля коррупционных преступлений, согласно официальным статистическим данным, на протяжении последних трех лет снижается. Это отражает общий тренд по снижению всех видов преступлений в стране.

В разрезе по статьям коррупционных преступлений можно заметить следующие тенденции:

  • растет количество дачи взяток, бездействия по службе и халатности;
  • снижается количество служебного подлога, злоупотреблений и превышений должностными полномочиями, незаконного участия в предпринимательской деятельности, получения взяток и посредничества во взяточничестве;
  • анализ статистики по преступлениям, доведенным до суда, показал тенденцию на общее улучшение качества проработки дел на стадии досудебного расследования. По делам правоохранительных органов, доведенным до суда, рост составил практически 10% (с 20% до 30%). По коррупционным преступлениям соотношение дел, доведенных до суда, снизилось с 75% до 62% за последние три года.

В разрезе по коррупционным статьям можно отметить, что до суда доходит в 5 раз меньше дел, возбужденных по халатности, в 4 раза меньше дел по бездействию по службе и превышению власти или должностных полномочной. Следует отметить, что данные категории преступлений сами по себе сложно доказуемые. Отмечается рост соотношения доли дел, доведенных до суда по посредничеству во взяточничестве.

Ущерб от коррупционных преступлений в Казахстане составил максимальную долю в общем ущербе в 2019 году – 5%. В 2020 году ее доля снизилась до 2,9%, а в 2021 – возросла до 4,4%.

Наибольший вклад в ущерб от коррупции вносят следующие преступления: злоупотребление должностными полномочиями, халатность и  в 2021 году – получение взятки. Примечательно, что самые «дорогие» виды коррупции входят в число дел с низким процентом дел, доведенных до суда.

Наибольший ущерб нанесен интересам государства, физических лиц, замыкают – юридические лица. При этом государству и компаниям коррупционные преступления стали обходиться «дороже», ущерб от коррупции по населению имеет тенденцию к снижению.

Возмещение ущерба по коррупционным преступлениям на стадии досудебного расследования на высоком уровне – 93% в 2020 году и 84% по итогам 11 месяцев 2021 года.

В разрезе по потерпевшим наибольший процент ущерба на стадии досудебного расследования был возвращен государству и юридическим лицам. Возмещение ущерба по коррупционным преступлениям в отношении физических лиц было самым высоким лишь в 2019 году – 91%, в 2020 снизилось до 79%, в 2021 – до 65%.

Таким образом, статистический анализ позволяет отследить закономерности проявлений коррупции, оценить усилия властей по устранению негативных последствий коррупции.

Ранее сообщалось, что государственных служащих планируют проверять по принципу «тайного покупателя»: им будут предлагать взятки и отслеживать дальнейшие действия. Подробнее о проверке сотрудников госорганов можно прочитать по ссылке.

Читайте также