Какие шансы у Казахстана на «Оскаре»

Опубликовано (обновлено )
«Курсив» анализирует возможности «Желтой кошки» попасть в шорт-лист и в число номинантов премии

27 марта 2022 года в Лос-Анджелесе состоится 94-я церемония вручения самой престижной в мире кинопремии. Казахстан впервые за всю историю отправил на «Оскар» работу режиссера нового поколения – ленту «Желтая кошка» Адильхана Ержанова.

Почему выдвижение «Желтой кошки» можно считать историческим

До этого года Казахстан ни разу не отправлял на «Оскар» фильмы режиссеров авторского кино – представителей нового поколения (тех, кому от 30 до 40 лет или чуть больше). 

Если учесть, что картины, отмеченные на крупнейших мировых фестивалях, в оскаровской гонке имеют более высокие шансы, чем все остальные, то на «Оскар-2014» имело смысл отправлять громко прозвучавший дебют Эмира Байгазина «Уроки гармонии», ведь в 2013 году его отметили «Серебряным медведем» Берлинале за выдающуюся операторскую работу. А на «Оскар-2020» Казахстан мог бы отправить потрясающую драму 2019 года «Черный-черный человек» Адильхана Ержанова, чья премьера состоялась в испанском Сан-Себастьяне и получила хорошие отзывы в международной кинопрессе.   

Нестыдно было бы отправить и другого триумфатора фестивалей – прекрасный «Тренинг личностного роста» Фархата Шарипова, получившего Гран-при Московского кинофестиваля в 2019 году. Но, увы, возможности были упущены. 

Зато в этом году на суд киноакадемиков решили представить «Желтую кошку», мировая премьера которой состоялась в 2020 году на 77-м Венецианском кинофестивале. Девятая по счету полнометражная художественная картина Ержанова снята за небольшие деньги независимой кинокомпанией Zerde Films (Казахстан) при участии Short Brothers (Казахстан), киностудии «Казахфильм» им. Ш. Айманова и Arizona Productions (Франция).  

Фильм был номинирован на российскую кинопремию «Ника», а также на премию Asian Film Awards в трех категориях: «Лучший режиссер-постановщик», «Лучший оператор-постановщик», «Лучший художник по костюмам». 

Кроме того, лента удостоена множества призов, но не на Венецианском фестивале, а на мероприятиях поменьше. Она была награждена «За оригинальность сценария» на МКФ «Шелковый путь» в Китае, «За лучшую режиссуру» в Батуми, ее отметили киноведы на фестивале «Московская премьера». Также картина получила приз Best Narrative Feature Film на МКФ Verona International Film Festival и Brugge International Film Festival, «За лучшую режиссуру» на МКФ Hope International Film Festival в Стокгольме. 

Какие шансы у «Желтой кошки» на «Оскаре-2022»  

Наша лента будет участвовать в единственной категории для иностранных картин со всего мира – «Лучший международный художественный фильм» (Best International Feature Film). 

В последнее время некоторым неамериканским участникам разрешили состязаться в других категориях, например, «Лучший режиссер», «Лучший фильм», «Лучший сценарий». Но такой чести удостоились пока немногие. 

В 2020 году кореец Пон Чжун Хо с «Паразитами» был представлен во всех перечисленных номинациях (это помимо категории для иностранцев) и все их выиграл. А в 2021-м на «Оскаре» отметили датчанина Томаса Винтерберга с «Еще по одной». Его работа была в категории «Лучший международный фильм» (она увезла статуэтку), плюс ко всему представитель датского кино номинировался как «Лучший режиссер». 

Однако все это, как говорится, не наш случай – сенсационных побед в режиссуре, как у тех же корейцев, у нас еще не было. Формально пока наше самое грандиозное фестивальное достижение – это «Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля за лучшую женскую роль Самал Еслямовой в драме «Айка». Поэтому в ближайшие годы наш «потолок» на «Оскаре» – номинация в категории «Лучший международный фильм», а если очень повезет, и победа.  

С кем придется конкурировать за шорт-лист 

В единственной номинации для всех неамериканских фильмов жесточайшая конкуренция – в этом году свои работы там представили 93 страны. Механизм отбора таков: сначала претендент на статуэтку попадает в лонг-лист (но на самом деле сюда проходят все, кроме тех, кто не соответствует техническим требованиям), затем – в шорт-лист (на прошлом «Оскаре», который состоялся в апреле 2021 года, его расширили до 15 лент, для сравнения: на «Оскаре-2020» в «иностранную» категорию попали только 10). Избранные попадают в пятерку номинантов.  

Начнем с тех, без кого оскаровский шорт-лист 2022 года представить практически невозможно. Во-первых, это «Герой» знаменитого иранского режиссера Асгара Фархади. Иран пять раз выдвигал на «Оскар» именно его картины, и два раза Фархади был награжден, он – единственный иностранный режиссер, у которого есть две статуэтки в данной категории. 

Во-вторых, свою новую киноленту, шпионский триллер «Скалолазы», представил легендарный китаец Чжан Имоу. Китай в восьмой раз отправляет на «Оскар» его эпохальные работы, и за все время они были там номинированы шесть раз, из них три раза в категории «Лучший иностранный фильм». 

Еще один сильный претендент, который наверняка войдет в шорт-лист, а затем станет номинантом – это дебютная драма из Косово «Улей» от режиссерки Блерты Башолли. Проект стал триумфатором очень важного американского «Сандэнса» и получил три его главные награды – за режиссуру, приз жюри и приз зрительских симпатий.  

Также в шорт-лист могут попасть такие участники, как эстетская италь­янская лента «Рука Бога» Паоло Сор­рентино (работа получила в этом году приз жюри и «Серебряного льва» Венеции, кроме того, у режиссера уже есть «Оскар» за «Великую красоту»), скандальный французский «Титан» Жюли Дюкурно («Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля), очень талантливая российская драма «Разжимая кулаки» Киры Коваленко («Особый взгляд» Каннского кинофестиваля, плюс у картины влиятельный продюсер Александр Роднянский) и, пожалуй, конъюнктурная австрийская гей-драма «Великая свобода» Себастьяна Майзе (приз жюри программы «Особый взгляд» Канн). 

Наверняка в числе 15 лучших окажутся мексиканский хит Netflix «Молитва об украденных», исландский фильм, заработавший в американском прокате $2,5 млн, «Агнец» (его тоже отметили в Каннах за оригинальность) и датская анимационная документальная лента «Беги» Йонаса Поэра Расмуссена. Вероятно, «Беги» будет номинирована не только в этой категории, но еще и как «Лучший документальный фильм», и как «Лучший анимационный фильм». Итого, 10 участников.  

Отдельно упомянем таиландскую картину Апичатпонга Вирасетакула «Память». Она слишком артхаусна для мэйнстримного «Оскара», но там снималась звезда класса А – Тильда Суинтон, и это невозможно не заметить, ее шансы на фестивале высоки. Есть вероятность, что отметят японского претендента на «Оскар» – фильм Рюсукэ Хамагути «Сядь за руль моей машины» (у него есть премия за сценарий в Каннах, а также награды ФИПРЕССИ и Экуменического жюри). 

Очень оскаровскими картинами выглядят еще несколько работ. Во-первых, это швейцарско-украинская кинолента «Ольга» Эли Граппе о гимнастке из Украины, которая не знает, за кого выступать – за историческую родину или за новую. Стоит учесть, что Швейцария была номинирована на «Оскар» пять раз и дважды побеждала. Во-вторых, словацкий документальный проект «107 матерей» Питера Керекеша – о материнстве в женской тюрьме. В-третьих, самый кассовый гонконгский фильм этого года – «От нуля до героя», который снял Джимми Ван; он о первом паралимпийском чемпионе этой страны. В-четвертых, иорданская картина «Амира» Мохаммеда Диаба о палестинской девочке, которая была зачата нестандартным путем – сперму ее отца, арестанта одной из тюрем, передали на волю. В-пятых, довольно убедительно в этой гонке смотрится конъюнктурный литовский «Исаак». Итого, уже 17 картин.  

Нам любопытными также видятся: чилийская драма Тео Корта «Белым по белому», камбоджийская лента Кавича Неанга «Белое здание» и венгерский хоррор «Посмертно» Петера Бергенди. Но наш любимец (помимо родной «Желтой кошки», разумеется), это потрясающий индийский кандидат – победитель Роттердама, драма «Галька» П. С. Винотраджа. Критики ее называли «уроком чистого кино», и, судя по трейлеру, так оно и есть.  

Сможет ли фильм Ержанова втиснуться в число 15 лучших, которых объявят в декабре? Если и есть у него шанс, то крошечный, уж слишком много в этом году куда более конъюнктурных картин. С другой стороны, лента Ержанова выглядит самым адекватным претендентом от Казахстана в этом году.  

Какие фильмы нужно отправлять на «Оскар» 

Попадание в номинацию – это сложный процесс, в котором играет роль не только качество работы и ее истинная кинематографическая ценность, но и много других факторов. Начиная от известности режиссера, его успехов на фестивалях и актуальности его сегодняшних высказываний до влиятельности продюсера данной ленты, частоты появления страны, которую они представляют, в мировых новостях, общего интереса к региону и даже промоушн-кампании, организованной в поддержку выбранной работы.  

Анализируя списки номинантов последних лет, можно понять, что о ленте должны быть достаточно наслышаны все представители американской индустрии. Для иностранных картин, не имеющих доступа к рынку США, единственный путь – это крупнейшие международные фестивали. Неслучайно среди номинантов «Оскара» много фестивальных хитов: «Квадрат», «Нелюбовь», «Магазинные воришки», «О теле и душе», «Коммивоя­жер», «Тони Эрдманн», «Капернаум» и другие картины. Разумеется, под успехами на фестивалях имеются в виду только мировые киноивенты класса А – это Канны, Венеция, «Сандэнс» и подобные. Желательно, чтобы кандидат от страны был достаточно конъюнктурным и соответствовал оскаровской политике, не будем ее расписывать, ведь о ней знают даже обыватели.  

К сожалению, заслуги перед отечественным зрителем, количество лет, проведенных в профессии, значимость истории для локальной аудитории, потраченный бюджет (а иногда и масштаб съемок) – все это не имеет для «Оскара» никакого значения, если у работы нет успехов, перечисленных абзацем выше. Поэтому впредь таких кандидатов не стоит даже отправлять.  

Кто вошел в оскаровский шорт-лист, станет известно в декабре, а кто стал номинантом в этой категории – в феврале. Ждем их и от души болеем за «Желтую кошку». 

О чем «Желтая кошка» 

Большой казахстанской кинопремь­еры у «Желтой кошки» не было. Она вышла на «КиноПоиске», а «Курсив» публиковал подробную рецензию на этот фильм. 

Это причудливая история любви парочки аутсайдеров: только что освободившегося из тюрьмы Кермека (российский казах Азамат Нигманов) и работницы притона Евы (Камилла Нугманова). Оба персонажа выглядят чудаками и для местных жителей они вроде той самой несуществующей «желтой кошки» – уж слишком не вписываются в местную реальность. 

К примеру, Кермек мечтает стать актером и построить подальше от цивилизации кинотеатр, а Ева грезит сбежать от своей жизни и пуститься в путешествие по миру. 

Мешают им это сделать бандиты. Здесь появляется Санжар Мади, экранный красавец представлен в неожиданном амплуа – у него лысина, живот, смешная походка и болезнь, заставляю­щая его без конца бегать по туалетам. 

Картину снял талантливый оператор Еркинбек Птыралиев, прежде уже сотрудничавший с Ержановым на его «Хозяевах» и «Бое Атбая». Художником-постановщиком стал еще один давний соратник режиссера – Ермек Утегенов, а чудесную музыку к фильму написали композиторы Алим Заиров и Иван Синцов

kakie-shansy-u-kazaxstana-na-«oskare».jpg

Кадр из фильма «Желтая кошка»

Казахский след в истории «Оскара» 

Казахстан выдвигает на «Оскар» своих претендентов с 1992 года. Первой представила независимую страну историческая драма «Гибель Отрара» Ардака Амиркулова. Затем был большой перерыв, когда кино, соответствующее требованиям «Оскара», у нас попросту не производилось, и только после кинобума 2005 года, когда в Казахстане сняли высокобюджетный «Кочевник», практику возобновили. После на «Оскар» стали отправлять практически ежегодно. 

kakie-shansy-u-kazaxstana-na-«oskare».png

«Гибель Отрара»

Среди тех, чьи работы были выдвинуты от Казахстана: Сергей Бодров-старший (россиянин представил там сначала фильм «Кочевник», снятый им в соавторстве, а затем и свой российско-казахстанский проект «Монгол»), а также Ермек Турсунов («Келiн», «Шал», «Жат»), Акан Сатаев («Заблудившийся», «Жаужүрек мың бала», «Дорога к матери»), Сергей Дворцевой («Тюльпан», «Айка»), российский режиссер Егор Михалков-Кончаловский («Возвращение в А»), Сатыбалды Нарымбетов («Аманат»), Рустем Абдрашев («Казахское ханство. Золотой трон») и Марина Кунарова («Плач великой степи»).  

Номинантом «Оскара» в категории «Лучший иностранный фильм» казахстанская лента была всего один раз – в 2008 году картина Бодрова-старшего «Монгол» попала в пятерку лучших неамериканских киноработ 2007 года и соседствовала там с превосходной драмой Никиты Михалкова «12», выдвинутой от России. Но ни та, ни другая не были награждены.  

В оскаровский шорт-лист отечественные кинофильмы попадали тоже всего два раза: это «Келiн» Ермека Турсунова («Оскар-2010») и «Айка» Сергея Дворцевого, снятая в копродукции с несколькими странами, в том числе с Россией («Оскар-2019»). 

Читайте также