Пять лучших картин об Афганистане

Опубликовано (обновлено )
Из них вы узнаете о жизни местных жителей при талибах

Кино — один из простых способов понять культуру и особенности менталитета любого народа. Для изучения Афганистана и их жизни «Курсив» выбрал пять картин. Они сняты режиссерами, имеющими афганские корни, а также теми, кто не раз бывал и жил в этой стране.

Афганский кинематограф – вещь полумифическая, ведь какие фильмы и режиссеры могут быть в государстве, где десятилетиями идет война, а кинематограф, музыка и образование женщин запрещены талибами, периодически находящими у власти? Но ведь так было не всегда – СМИ пишут, что в середине 90-х в Афганистане было 26 кинотеатров, в которых показывали индийские, пакистанские, русские и афганские фильмы. После варварского уничтожения экстремистами бамианских статуй Будд в 2001 году, о которых говорил весь мир, ими же был сожжен и киноархив Афганистана. Уцелели только пленки, которые сотрудники фонда спрятали в тайниках. 

Сегодня афганский кинематограф, это люди, которые успели оттуда уехать и делают теперь кино на Западе: это Сиддик Бармак, окончивший российский ВГИК, это 38-летняя афганская режиссерка Сахра Карими и другие. 

«Кандагар» Мохсена Махмальбафа, 2001 г.  

Мохсен Махмальбаф  — один из самых известных иранских режиссеров, чьи картины на родине под запретом. Сам он, как и полагается, диссиденту, давно живет заграницей и считается врагом, как официальных властей, так и у простых смертных с ультра-ортодоксальными взглядами. Тех, которые считают, что кинематограф –  это зло, женщина в режиссуре – величайший грех, которому никогда не будет прощения. 

Фото: Кадр из фильма

Ведь обе дочери Махмальбафа: Самира и Хана – режиссерки, они, как и отец, снимали свои фильмы, в том числе, и в Афганистане. Но сначала о Махмальбафе-старшем. 

Говорят, что на съемках его фильма «Кандагар», действия которого происходят на афганской территории, режиссера дважды пытались убить. К счастью, он не только остался жив, но и снял великолепное кино, лучше всего рассказывающее о том, что ждет женщин в талибском государстве. События в «Кандагаре» разворачиваются накануне свержения режима Талибана (организация запрещена в Казахстане). Фильм был снят в 2001 году, как раз после того как экстремисты, пришедшие к власти в 1996 году и образовавшие Исламский Эмират Афганистан, были свергнуты американцами после событий 11 сентября 2001 года. Сейчас после вывода американских войск оттуда они опять пришли к власти. 

Главная героиня фильма – канадская журналистка афганского происхождения Нафас (афгано-канадская актриса Нелофер Пазира, имеющая похожую судьбу). По сюжету, будучи маленькой, ей удалось бежать из страны, но в Афганистане остались ее сестра и отец. Оказывается, когда они всей семьей были готовы к побегу и эмиграции у сестренки оторвало ноги миной и дорогу бы она не пережила, в итоге они с папой вынуждены были остаться, а Нафас уехала. Потом возможности выехать у них не было. 

Но канадка получает тревожное письмо от родственницы – та сообщает, что ее жизнь в Афганистане невыносима и она собирается покончить жизнь самоубийством в день затмения. Нафас поехала ее спасать, она очень долго пыталась въехать в страну и, наконец, через месяц мытарств у нее получилось, но теперь у журналистки всего пара дней, чтобы доехать до отчего дома в Кандагаре и спасти девушку. Вооружившись диктофоном, куда она записывает свои впечатления, Нафас отправляется в путь, но он не прост. Там повсюду опасность — игрушки начинены взрывчаткой, на мины нарываются чуть ли не чаще, чем на добрых людей, люди голодают и даже воды нормальной у них нет. А к женщинам в этой стране относятся хуже, чем к скоту, их называют черноголовыми, нещадно бьют, насилуют и отдают на растерзание педофилам. Афганкам можно выходить из дома только в сопровождении мужчины и запрещено вступать с чужими даже в диалог. 

Несмотря на страшную тематику и контекст, у Махмальбафа получился, как ни странно, невероятно трогательный и поэтичный фильм, в котором каждый образ, каждый диалог или сцена из разряда большого кино. Даже начинается фильм с очень  красивой сцены — женщина поднимает чадру, полностью скрывающую лицо и тело, солнце освещает ее красивые глаза и мы видим какая же красота погибает в этих «голубых тюрьмах» — так называют покрывала, которыми укрыты все женщины.  

Сцены фильма душераздирающие: сначала мы видим  толпы юных невест, которым нет и 10 лет, которых покупают старики для своих утех, затем, с высоты вертолета нам показывают госпиталь Красного Креста, вокруг которого скачут на своих костылях инвалиды. Несчастные бегут за парой протезов, которые гуманитарные службы скидывают на парашютах. Все эти мальчики, закатившиеся в религиозном экстазе и на раз собирающие автомат Калашникова; никому не нужные дети, радующиеся перстням, снятых с умерших; женщины, стирающие под палящим солнцем у колодца — все это производит жуткое впечатление. 

Сцена, где доктор общается с пациенткой через шторку с отверстием и при помощи посредника – даже медикам запрещено осматривать женщин, кинематографически великолепна, по-человечески страшна. Но Нафас  не привыкла отступать, она отважно передвигается по пустыне со случайными проводниками. И несмотря на финал, зритель надеется , что у нее все будет хорошо, ведь талибы не вечны.  

«Кандагар» — прекрасный фильм и хороший повод познакомиться с творчеством Махмальбафа, который, был в Казахстане и даже собирался снимать здесь свой фильм. 

«Усама» Сиддика Бармака, 2003 г. 

Если «Кандагар» Махмальбафа имеет хоть какие-то нотки надежды, ведь женщина к финалу все еще жива и ничего дурного с ней еще не произошло, то фильм Сиддика Бармака, лишает талибский Афганистан и афганских девочек хоть какого-то света в конце туннеля. Первый фильм афганского режиссера, снятый после падения Талибана в 2001 году, получился невыносимо печальным и шокирующим. Драма «Усама» — это история о поруганном детстве и отсутствии каких либо перспектив для миллионов девочек, которым не повезло родиться в Афганистане.

Фото: Кадр из фильма

Главная героиня – юная афганка, которой ради выживания пришлось притворяться мальчиком и назваться Усамой ( ее играет непрофессиональная актриса Марина Голбахари). Так она может выходить на улицу и даже работать.

Начинается фильм эффектно: на улицах Кабула работает мальчик-попрошайка, он окуривает прохожих благовониями и  молится за них странными словами: «именем повелителя красок и самаркандских дев я прошу для вас везения», за это ему дают пару афгани. Он пристает к проходящей мимо женщине и ее дочери, но у тех нет денег – глава семейства скончался и теперь они оставлены на произвол, и даже поход на работу – в полуразрушенную больницу, где женщина работает медсестрой, им запрещен. Никто не нанимает работниц женского пола и теперь целых три женщины: девочка, ее мама и бабушка умирают от голода. Тем временем, на улице начинается демонстрация: десятки вдов, с ног до головы, укутанных в чадру, просят помощи: «У нас нет политических требований, мы голодны,  дайте нам работу!» , — скандируют они. Но демонстрацию жестко разгоняют: водометами,  пулями  и дубинками, кого-то убивают, кого-то арестуют, чтобы потом забить камнями. 

«Жаль, что Бог вообще создал женщин», — горько восклицает одна из героинь. «Я уже вся седая, но не видела разницы между мужчинами и женщинам, все мы одинаково нечастные», — утешает ее старшая. Вечером на семейном совете решено, что самую младшую подстригут под мальчика и назовут Усамой. Теперь она может работать, но длилось счастье всего пару дней, ведь на одном из собраний, где мальчиков учат быть талибами, выясняют, что она девочка. За это мальчишки ее травят, а мужчины уже пытают, садят в тюрьму и публично судят, правда, решение судьи еще хуже, чем смерть. Единственное, что у девочки остается это ее скакалка, пока ее не отнимут талибы, она еще ребенок. 

В фильме собраны все проблемы афганских женщин эпохи талибов: отсутствие каких-либо прав, тотальная дискриминация, насилие, ранние браки, педофилия, запрет образования и прочие чудовищные вещи. Фильм снят всего за $46 тыс., но он очень эффектен и кинематографически зрел, не зря режиссер получил приз за лучший дебют – «Золотую Камеру» на Каннском кинофестивале и «Золотой Глобус» как лучшая иностранная картина. 

«Репортерша», 2016 г. 

«Репортерша» — это военная комедийная драма по мемуарам журналистки Ким Бейкер, работавшей в «горячих точках» и написавшей книгу «Талибанская перетряска». Описание фильма звучит, как минимум, любопытно — ну какая комедия в этой войне, которую все никак не могут выиграть? Оказывается, что авторы «Репортерши»: режиссеры Гленн Фикарра и Джон Рекуа нас не обманывают, фильм действительно смешной, ведь с юмором и здоровым цинизмом они рассказывают всю подноготную журналистской профессии и представляют новый взгляд на американское присутствие в Афганистане. 

Фото: Кадр из фильма

Впрочем, шутки мало кто оценил, и фильм со звездами уровня Тины Фей, Марго Робби, Мартина Фримана и Билли Боб Торнтона почему-то провалился, при бюджете в $35 млн он собрал всего лишь $23 млн. Видимо, как говорит одна из героинь фильма — директор телеканала: «люди устали от Афганистана», «они не хотят видеть оттуда новостей». 

События в «Репортерше» начинаются после вторжения американских войск в Афганистан в 2001 году и свержения режима талибов. Все американские телеканалы отправляют туда своих военных репортеров. Тихоня Ким (Тина Фей) всегда была вне кадра, но теперь ей как бездетной, незамужней 40-летней, то есть «свободной» по мнению руководства женщине, выпал шанс стать звездой эфира. Ее отправляют туда на три месяца, а Ким остается там на несколько лет, ведь война – это адреналин в чистом виде, наркотик, который хочется еще и еще.
 
Начинается фильм с какой-то убойной закрытой вечеринки в Кабуле: иностранные репортеры веселятся от души: танцуют полуголые, курят, пьют, нюхают и отрываются так, будто бы в последний раз в жизни. Что так и есть, ведь на войне может случиться всякое. Так бы они и продолжали морально разлагаться до утра, если бы не упавшая рядом бомба, и сегодняшние тусовщики уже не алкоголики и весельчаки, а серьезные люди, свидетели войны, работающие для зрителей. 

После, действие переносятся на события трехлетней давности.  Ким, приехавшая на военную базу в Афганистане с маленьким оранжевым рюкзачком, знакомится с местными: роковой красоткой и  ТВ-дивой Таней (Марго Робби), любвеобильным шотландским фотографом Иэном (Мартин Фриман) и суровым генералом Холланеком, руководителем морпехов (Билли Боб Торнтон), который сразу предупреждает дебютантку – его парней не соблазнять! Ему и без этого проблем хватает. 

Ким объясняют, что в «горячих точках» работает правило «4.10.4», оно о тех, кто в США по 10-ти балльной системе тянет на четверку, а приезжая в Афганистан автоматически получает, как минимум девятку или десятку. Если же человек возвращается домой, у него вновь четверка. Поэтому люди здесь оседают — все хотят быть на десятку. Правда, после того как началась война Ираке, Афганистан превратился в «ЗВ», то есть в «Забытую Войну» и репортажей с каждым годом все меньше. 

Но Ким так начинает нравиться Кабул: с его экстримом, тайными вечеринками, местными свадьбами, дружбой с генеральными прокурорами и сексом с самыми горячими коллегами, что она не хочет возвращаться домой. Ну где еще в мире мужчины прикуривают от выстрелов, тебя одну подстраховывает целая армия и есть реальное Министерство «порока и поощрения добродетели»? Тем более, здесь Ким приносит людям пользу, например, просит американских военных не делать больше колодцев рядом с домом местных жителей. Для афганок ходить за водой это единственная отрада, они даже сами минируют колодца поблизости, лишь бы мужья их хоть иногда выпускали из дома. Ведь чем дальше колодец, тем дольше ты не дома. 

«Репортерша» — это картина не только об Афганистане и афганцах, но и об иностранцах, которые там были, их быте и приключениях, а если они еще и журналисты, это всегда весело. Фильм получился отличный – захватывающий, смешной и очень экзотичный. Так что, не верьте рейтингам, оцените его сами. 

«Ласточки Кабула», 2019 г. 

«Ласточки Кабула» — это полнометражная лента с прекрасной анимацией и трагическим содержанием, участвовавшая в программе «Особый Взгляд» Каннского кинофестиваля 2019 года. Создали ее две французские постановщицы: Забу Брейтман (в прошлом актриса) и Элеа Гоббе-Мевеллек (мультипликатор). По сути, «Ласточки Кабула» —  это ничто иное как акварельная экранизация одноименного бестселлера алжирского писателя Мохаммеда Мулессегуля, в котором он рассказывает о столице Афганистана под контролем талибов.  «В Кабуле уникальный свет, он очень яркий», — делится художница. «Из-за этого тени получаются очень жесткие и все лица контрастные, поэтому акварель была лучшей техникой для этой истории». 

Фото: Кадр из мультфильма

Итак, сюжет: Кабул 1998 год, талибы уже два года властвуют, они запретили искусство в любом виде: нельзя ни петь, ни танцевать, ни слушать музыку, ни заниматься живописью. А женщинам вообще запрещено все, кроме готовки, уборки и рождения новых солдат. В центре внимания две семьи. Одна — светская: Мохсен (бывший университетский преподаватель) и его любимая жена Зунаира (художница, преподававшая живопись). Другая  — консервативная: Атик, бывший моджахед, воевавший против СССР и его смертельно больная супруга, домохозяйка Муссарат. 

Одни дома рисуют, слушают музыку, поют песни группы Burka Band (это реальный женский рок-коллектив из Афганистана) и мечтают о подпольной школе, другие – служат талибам. В силу трагических обстоятельств их жизни однажды пересекутся.
 
Хотя картина анимационная, детям ее смотреть не следует, ведь сцены публичной казни женщин, на которые собираются топы зевак на стадионе (а так оно и было в период правления талибами), не выдержит даже взрослый человек. Их забивают камнями в таких темпах, что в тюрьмах уже пустуют все камеры. 

«Ласточки Кабула» — это фильм о вопиющем невежестве, религиозном фанатизме и любви, которая даже зверя может превратить человека. 

«Добытчица», 2017 год

Еще одна анимационная картина использует ту же историю, что и «Усама», в центре обоих произведений лежит одна и та же идея – девочка притворяется мальчиком, чтобы семья, оставшаяся без кормильца, не умерла голодной смертью. Только здесь эта история адаптирована под детей, впрочем, смотреть такие жестокости им, наверное, будет непросто.

Фото: Кадр из мультфильма

Мультфильм «Добытчица» спродюсирован Анжелиной Джоли  и создан Норой Туми и знаменитой ирландской анимационной студией Cartoon Saloon (той самой, что сделала прошлогоднюю «Легенду о волках», участвовавшей в «Оскаре»). Картина является экранизацией романа Деборы Эллис об отважной 11-летней девочке Парване, которая живет в Афганистане, контролируемом талибами.  

В семье трое детей, Парвана – средняя, а еще у нее есть младший братик, который только учится говорить и старшая сестра – невеста на выданье. Больше всего забот у Парваны: принести воды и заработать — это ее обязанности. Она  целыми днями сидит с отцом на базаре, чтобы продать ее новое платье и купить хлеба. Когда-то папа девочки получил увечье и работать не может, да и всю жизнь он поработал учителем, а такие в стране талибов не нужны. Во время стычки с молодым экстремистом, отца Парваны бросают в тюрьму, а семья остается без средств к существованию. Тогда Парвана становится Атишем, она берется за любую работу, хоть за тяжелую, хоть за приятную – за небольшую плату она читает и пишет письма неграмотных. 

Вскоре Парвана (точнее Атиш) находит себе подружку Шазию, которая теперь тоже мальчик. Одна мечтает вытащить отца из заключения и копит на взятку, а другая спит и видит как сбежит от отца-самодура и будет жить у моря. Но началась война, а это значит, надо делать все в три раза быстрее, ведь с приходом сюда военных действий у них не будет никаких шансов. Из помощников у Парваны только выдуманная же ею сказка. 

Фирменная ирландская анимация, причудливые афганские сказки и мифы, в которых кратко вся история Афганистана и очень храбрая героиня, которой приходится решать совсем недетские проблемы, делают эту картину совершенно особой. Если бы не потрясающая «Тайна Коко», обошедшая эту ленту в самом финале оскаровской кампании, она бы обязательно получила в 2018 году статуэтку.

Читайте также