Почему гибридные релизы фильмов зрителям выгодны

Опубликовано (обновлено )
Тем не менее в долгосрочной перспективе потребитель все же проиграет

Исполнительница главной роли в блокбастере «Черная Вдова» Скарлетт Йоханссон подала в суд на Disney. Она обвиняет компанию в том, что фильм с ее участием, предназначенный для кинотеатров, был также размещен на потоковом сервисе Disney +. По ее мнению, это привело к недоплате ей $50 миллионов, ведь актриса имеет дополнительный процент только с кинопроката. Это можно считать началом войны за пандемийные гонорары в Голливуде.

Коронакризис изменил кинотеатральный бизнес. Достигнув в 2019 году рекордного бокс-офиса в $42,5 млрд, в 2020-м мировой кинорынок рухнул и не досчитался $30 млрд, а то и $32 млрд, как пишет Variety. По их данным, в 2020-м глобальный бокс-офис не сумел подняться даже до $13 млрд. Так или иначе, но для кинобизнеса прошлый год официально был худшим со времен Второй мировой.  

В условиях неработающих кинотеатров и массы отложенных фильмов производители решили изменить бизнес-модель и сконцентрироваться на стримингах. Этот рынок показал успешный рост и увеличился на треть – до $34 млрд, а все потоковые сервисы всего за год достигли целей, которые ставили себе на ближайшие пять и больше лет. 

Гибридные премьеры останутся навсегда?  

В 2020-м году Warner Bros. не очень успешно, по их мнению, прокатила в кинотеатрах «Довод» Нолана. При бюджете в $205 млн фильм заработал только $363,6 млн (хотя рассчитывали хотя бы на $500 млн). После этого компания решила больше не рисковать и выпускать гибридные релизы, то есть когда премьера в кинотеатрах идет почти одновременно с их стартом на стриминговой площадке. 

Первым фильмом Warner Bros., который вышел по этой схеме, был комикс «Чудо-женщина: 1984» с Галь Гадот. Компания запустила фильм и в кинопрокате, и на своем стриминге HBO Max (там блокбастер был доступен месяц). Картина сумела заработать только $167 млн при потраченном бюджете в $200 млн, но зато это привлекло много абонентов. Всего за год существования потоковый сервис компании завоевал внимание аж 43,5 млн подписчиков в США (общее количество юзеров HBO и HBO Max по всему миру 67,5 млн). Конечно, HBO Max пока еще не может составить конкуренцию тому же Netflix, у которого уже больше 200 млн пользователей, или Disney+, у которого их больше 100 млн, но начало положено.  

В конце прошлого года руководство Warner Bros. анонсировало выпуск всех своих 17 премьер 2021 года, в том числе и ожидаемых хитов, одновременно и в кинотеатрах, и на HBO Max. Это и «Отряд самоубийц: Миссия навылет» Джеймса Ганна, который стартует на этой неделе, это и будущая «Матрица 4» с Киану Ривзом, и «Дюна» Дени Вильнева, чья мировая премьера состоится на Венецианском кинофестивале 2021 года.  

Тогда новость о гибридных релизах переполошила кинорынок и нанесла еще один удар по кинотеатральным сетям. После объявления Warner Bros. акции Cinemark подешевели на 21%, AMC – на 17%, Imax – на 7,3%, Marcus Corporation – на 11%. Авторы, работающие с компанией, возмутились и разразились гневными интервью.  

«Некоторые из крупнейших кинематографистов нашей индустрии и одни из наиболее важных кинозвезд ушли спать с мыслью, что работают на величайшую киностудию, а, проснувшись, обнаружили, что работают на худший стриминговый сервис», – прокомментировал новость режиссер Кристофер Нолан.  

Поддержал его и коллега Дени Вильнев:

«Своим поступком AT&T (компания, которая владеет Warner) захватила одну из самых важных и уважаемых студий в истории кинематографа. Здесь нет никакой любви к кино и зрителям. Все упирается в выживание телекоммуникационного гиганта, у которого сейчас астрономический долг в размере $150 млрд».  

Но компания проявила стойкость в отношении выбранной стратегии и заявила, что наоборот рынку помогает: в 2021 году коронавирус не исчезнет и люди вряд ли сразу вернутся в кинотеат­ры в том же количестве, как это было до пандемии. Руководство Warner Bros. уверено, что сегодня гибридная модель – это единственное адекватное решение для всех участников рынка: от кинотеатров до создателей контента.  

Права ли Скарлетт Йоханссон?  

На комбинированные премьеры перешел не только Warner Bros., но и другой гигант – Disney, для которого развитие собственного потокового сервиса в приоритете. Об этом говорит и то, что они стали вкладываться в контент и снимать очень успешные сериалы, такие как: «Ванда/Вижн», «Мандалорец», «Локи», и то, что свои самые громкие премьеры стали выпус­кать не только в кинотеат­рах. Первым фильмом, который прошел через гибридный релиз, стал скандальный «Мулан», в ряде стран он был бойкотирован и собрал всего $66,8 млн при бюджете в $200 млн. По такой же схеме были выпущены анимационные фильмы «Душа» (бокс-офис почти $119,3 млн при бюджете в $150 млн), «Райя и последний дракон» (собрал $122,6 млн при бюджете $100 млн), «Лука» (сборы $23,7 млн, бюджет неизвестен).  

Не обошла эта участь и долгожданную «Круэллу» с Эммой Стоун (бокс-офис картины $221,4 млн при потраченных $200 млн) и 200-миллионный «Круиз по джунглям» с Эмили Блант и Дуйэном Джонсоном (правда, он только вышел в прокат и уже заработал там $62,7 млн плюс $30 млн на Disney+). Сборы «Черной Вдовы» пока не так хороши, как хотелось бы Йоханссон. Это $343,6 млн в прокате, плюс $60 млн от Disney+, то есть в общей сложности $403,6 млн. Для марвеловских фильмов, которые до пандемии собирали больше $1 млрд каждый, – это провал. Даже если учесть, что в Индии прокат «Вдовы» отложили из-за дельта-штамма, а в Китае дата премьеры еще не определена, все равно собрано мало. По мнению инсайдеров, если бы картина заработала около миллиарда, как большинство марвеловских фильмов, то Йоханссон получила бы премию минимум в $50 млн. 

Обычно такие дела до шумных разбирательств не доходят. Но Скарлетт терять нечего. Она прочно заняла место среди звезд класса «А», ее героиню в марвеловской франшизе убили, перспектив там уже никаких, к тому же ей заплатили авансом только $20 млн и не предложили, как той же Гадот, компенсацию (по неофициальным данным, той заплатили $10 млн за потерянный процент от сборов «Чудо-женщины»). Руководство Disney было возмущено заявлением Йоханссон и назвало ее «бесчувственной» и «равнодушной к проблемам пандемии». 

Как писал Variety, в 2019 году фильмы Диснея заработали около $12 млрд по всему миру. А если бы 2020 год прошел так, как планировалось, они могли бы заработать, как минимум, $6 млрд только на своих хитах. Но если Йоханссон добьется успеха в суде, то это может стать очень прибыльным делом для звезд ее калибра, чей гонорар обычно составлял не больше $20 млн.  

Этот прецедент ускорил пересмотр гонорарной схемы в Голливуде. Хотя у Warner Bros. и Disney разные подходы в этом вопросе, но и те, и другие предложили разработать новую формулу выплат актерам и режиссерам. Предполагается, что гонорары теперь не будут зависеть от кассовых сборов. Впрочем, инсайдеры говорят, что для некоторых звезд процент от сбора стримингов тоже полагается. Особо важных актеров студии собираются стимулировать процентом от всего дохода, получаемого фильмом в течение всего его жизненного цикла, то есть пока показывают картину – практически вечно.  

Почему гибридные релизы зрителям выгодны?  

До пандемии поход в кинотеатр был одним из самых демократичных развлечений. Но онлайн-премьеры сделали кино еще доступнее. Особенно для жителей тех стран, где цены на билеты всегда были довольно дорогими. К примеру, в Штатах средняя стоимость одного билета в кино была около $18, то есть примерно 7 600 тенге. В то время как месячная подписка на стриминг стоит всего $12–15 (от 5 тыс. тенге). 

С новой политикой гибридных премьер, чтобы посмотреть даже марвеловский блокбастер, рассчитанный на большой экран, достаточно лишь иметь домашнюю подписку. Так можно посмотреть все в очень хорошем качестве, не слезая с дивана, и чуть ли не в первый же день проката – это очень удобно.  

В странах, где развито пиратство, люди вообще ничего не платят за новинки. В сети они появляются уже через два-три дня после премьеры в кинотеатре, ведь стандартное 90-дневное кинотеатральное «окно» (период между появлением в прокате и на стриминге) исчезло или сократилось до пары дней. Получается, зрители смотрят контент бесплатно или за сущие копейки.  

Что зрители могут потерять?  

Если говорить о долгосрочной перспективе, то от гибридных релизов зритель тоже проиграет. Во-первых, это ощутимо ударит по кинотеатрам, которые уже сейчас еле дышат. Кинотеатров может стать меньше, и во всем мире походы в кино превратятся в дорогое развлечение.  

У нас эта ситуация вполне возможна, ведь согласно публикуемым в СМИ отчетам, до пандемии в Казахстане функционировало 102 кинотеатра на 368 залов. После карантинных мер закрылись пять кинотеатров с 20 залами, не могут открыться еще пять кинотеатров в Нур-Султане и четыре кинотеатра в Актау и Жанаозене.  

До пандемии ежегодный оборот от продажи билетов составлял 18 млрд тенге, сейчас же выручка существенно упала. Даже если сравнить доходы прошлого года и этого, то общая валовая выручка снизилась с 6,4 млрд тенге (с 1 января по 14 марта 2020 года) до менее 4,7 млрд тенге (с 1 января по 7 июня 2021 года). Если учесть, что сейчас 80% фильмов в прокате – это зарубежные картины, которые теперь свободно можно посмотреть в сети в хорошем качестве уже через день-два после премьеры, то нетрудно догадаться, что скоро будет с нашими кинотеатральными сетями. Вся эта пандемийная ситуация негативно сказалась (и еще будет сказываться) и на отечественной киноиндустрии.

По данным Государственного центра поддержки национального кино, по сравнению с I кварталом прошлого года количество показанных казахстанских фильмов снизилось с 14,5 до 7,4%, а за пять месяцев 2021-го доля отечественных картин в бокс-офисе страны упала с 28 до 5%. 

Гибридные релизы уменьшают желание сходить в кинотеатр, но без них развитие отечественной киноиндустрии пока невозможно. Стриминги нашу продукцию пока не покупают, а интернет-премь­еры приносят лишь славу, но не деньги. 

Читайте также