Какие украшения носили мужчины в прошлом тысячелетии

Опубликовано (обновлено )
Исторические ювелирные традиции возвращаются

Согласно отчету глобальной платформы Lyst о трендах на ювелирном рынке, интерес к украшениям для мужчин в 2020 году увеличился на 150%. Судя по красной дорожке Каннского кинофестиваля-2021, в этом году тенденция только усилилась. И речь уже не идет о брутальных браслетах и перстнях как у Джонни Деппа или бриллиантовых серьгах-пуссетах, как у Уилла Смита: мужчины осваивают диадемы (актер Николя Мори), подвески (модель Джордан Баррет) и даже колье (стилист Дженке Ахмед). Впрочем, если вспомнить историю украшений, окажется, что и в этом случае новое – это хорошо забытое старое: мужчины все это уже носили. Рассказываем о знаменитых мужских украшениях: от перстня святого Эдуарда, ожерелий и эгрета индийских махараджей до запонок герцога Виндзорского. 

Перстень святого Эдуарда

kakie-ukrasheniya-nosili-muzhchiny-v-proshlom-tysyacheletii (2).jpgФото с сайта rct.uk

Сегодня сапфир темно-голубого цвета с огранкой «роза» и весом в 167 карат находится в центре верхнего креста, венчающего Корону Британской империи, и каждый желающий может увидеть его в экспозиции лондонского Тауэра. Несколько столетий назад этот камень украшал перстень короля, который вошел в историю Англии как святой Эдуард.
    
По легенде, однажды, когда король отправлялся на утреннюю службу в Вестминстерское аббатство, ему встретился нищий и попросил милостыню. У короля не оказалось ни одной монетки, и тогда он снял с пальца перстень. Затем прошло много лет, он уже забыл об этом случае, когда к нему пришли путники и вернули его кольцо: оказалось, что в облике нищего королю явился сам Иоанн Евангелист. 

В 1066 году король умер, и его похоронили вместе с перстнем. Но через 200 лет гробница была вскрыта (Генрих III решил построить новую, достойную монарха, причисленного к лику святых) аббаты сняли кольцо с руки короля, а позже оно было передано в королевскую сокровищницу. Сапфир святого Эдуарда — самый древний камень в короне Британской империи, поэтому вряд ли можно определить его стоимость. Самый подходящий вариант: бесценен. 

Эгрет махараджи Капуртхалы

kakie-ukrasheniya-nosili-muzhchiny-v-proshlom-tysyacheletii.jpg
Фото с сайта katerinaperez.com

Махараджа индийского княжества Капуртхалы Джагатджит Сингх был ценителем роскоши и европейской культуры, и даже традиционные украшения для тюрбанов – сарпечи или джигги — заказывал у французских ювелиров. Впрочем, в Европе их называли эгретами — по аналогии с брошами для причесок и шляп. Под этим же названием они войдут через много лет в каталоги аукционных домов. 

Эгрет с бриллиантами и эмалью, изготовленный для махараджи Джагатджита Сингха в 1905 году старейшим парижским ювелирным домом Mellerio Dits Meller, станет одним из главных лотов аукциона Christie’s «Сокровища Моголов и махараджей» в Нью-Йорке в 2019 году. Выполненный в виде павлина из почти 2000 бриллиантов, он был оценен экспертами в $500-700 тыс. и ушел с молотка за $735 тыс.   

Ожерелье махараджи Наванагара

kakie-ukrasheniya-nosili-muzhchiny-v-proshlom-tysyacheletii (5).jpg
Фото с сайта elle.ru

Бриллиантовое ожерелье стоимостью в $150 млн, вокруг которого строится сюжет фильма «Восемь подруг Оушена», на самом деле было ощутимо больше, стоило гораздо дороже, и украшало не женщину, а мужчину – махараджу Наванагара. 

Его звали Ранджитcингхи, он учился в Кембридже, был одним из лучших игроков в крикет во всем мире и любимым клиентом французского ювелирного дома Cartier. Не только потому, что делал большие и дорогие заказы: за время сотрудничества парижские ювелиры оценили прекрасный вкус махараджи и его азарт коллекционера драгоценных камней. Один из них он и передал Жаку Картье в 1930 году – необыкновенный белый бриллиант с голубоватыми отблесками, весом больше 130 карат. Этот уникальный минерал должен был стать центром композиции парадного ожерелья (махараджи надевали их на официальные мероприятия), и Картье решил, что прекрасным фоном для него будут цветные бриллианты: розового, синего и даже очень редкого зеленого оттенков. «Это был лучший каскад цветных бриллиантов в мире, — скажет позже Картье о выполненном им заказе, — Превосходное воплощение мечты знатока». 

Работа была закончена в 1931 году, и вскоре была сделана фотография Ранджитcингхи в новом церемониальном ожерелье. После его смерти в 1933-м оно еще несколько раз появится на снимках других махараджей Наванагара, но потом украшение безвозвратно исчезнет. И когда Cartier решит сделать его копию для фильма «Восемь подруг Оушена», ювелиры используют эскизы ожерелья, созданные Жаком Картье – они сохранились в архивах ювелирного дома.

kakie-ukrasheniya-nosili-muzhchiny-v-proshlom-tysyacheletii (4).JPG
Фото с сайта aurusjewels.com

Голливудская копия на 15-20% меньше оригинала, вместо цветных бриллиантов — фианиты в белом золоте, и если общий вес камней в настоящем ожерелье был приблизительно 500 карат, то в реплике – около 450. После премьеры фильма в прессе будут обсуждать все эти детали, и, конечно, историю настоящего ожерелья махараджи Наванагара: так Дом Cartier снова заставит мир говорить об украшении, созданном им почти 90 лет назад.   

Ожерелье махараджи Патиалы

В 1888 году в шахте тогда еще малоизвестной компании De Beers в Южной Африке был найден алмаз огромного размера – 440 карат. После огранки в Амстердаме из него получился бледно-желтый бриллиант весом в 234,65 карат, который считается седьмым по величине ограненным алмазом в мире. Вскоре De Beers представит его на Всемирной выставке в Париже: камень произведет фурор, и его купит махараджа самого крупного сикхского штата Индии – Патиала. 

Несколько лет бриллиант не вставляли в оправу. Украшение будет заказано только в 1925 году, когда камень вернется в Париж. Его привезет новый махараджа Патиалы, Бхупиндар Сингх, о котором рассказывали легенды не только в Индии, но и в Европе: он заказывал ружья в знаменитой английской фирме Westley Richards, уникальные зажигалки – во французской Dupont, автомобили ему делали на заказ в Rolls-Royce, а украшения — в знаменитых ювелирных домах, от Boucheron до Cartier.   

Именно в Cartier Бхупиндар Сингх привезет в 1925 году алмаз De Beers, второй бриллиант – коньячного цвета, огромные рубины из Бирмы и много жемчуга. «Он приехал в Париж с чемоданами драгоценных камней, предназначенных для специального ожерелья», – рассказывал Эрик Нуссбаум, куратор-искусствовед коллекции Cartier. 

kakie-ukrasheniya-nosili-muzhchiny-v-proshlom-tysyacheletii (6).jpgФото с сайта katerinaperez.com

На изготовление этого украшения в стиле ар-деко у мастеров уйдет три года, зато результат превзойдет все ожидания: оно и сегодня остается не только самым крупным колье из когда-либо созданных Домом Cartier, но и одним из самых эффектных. Композиция была построена вокруг  знаменитого камня De Beers: каскад из 2930 бриллиантов общим весом 962,5 карат и двух рубинов в оправе из платины. 

Махараджи Патиалы не только часто появлялись в этом ожерелье на мероприятиях, но и с удовольствием фотографировались. Последний снимок, где его можно увидеть – это портрет сына Бхупиндара Сингха Ядавиндра: считается, что именно на нем в последний раз видели это украшение в 1941 году. А в 1948 году было объявлено об исчезновении ожерелья Патиалы из сокровищницы, и о нем ничего не будет слышно 34 года. 

Главный элемент украшения, желтый бриллиант De Beers «всплывет» в 1982 году на аукционе Sotheby’s. Тогда его оценили в $3 млн, но так и не продали. 

Еще через 16 лет, в 1998-м, в антикварном магазине в Лондоне были выставлены на продажу платиновые цепи – основа ожерелья Патиалы. Их увидит тот самый Эрик Нуссбаум, куратор коллекции Cartier. «Я наткнулся на ожерелье совершенно случайно, – рассказывал он. – Хотя цепи были разделены, и камней на них уже не было, но я сразу узнал их».

Ювелирный дом примет решение выкупить цепи и попытаться восстановить свое легендарное украшение, хотя было ясно, что найти замену бриллианту De Beers и бирманским рубинам будет невозможно. Пока вместо них в ожерелье решили вставить синтетические камни. И снова работа заняла несколько лет, и только в 2002 восстановленное украшение было выставлено в витрине Cartier в Нью-Йорке. 

По оценкам экспертов, если бы ожерелье Патиала удалось воссоздать полностью, его стоимость могла бы составить от $20 до $30 млн.

Запонки бывшего короля

Ювелирная коллекция четы Виндзоров — британского короля Эдуарда VIII и его жены, американки Уоллис Симпсон, ради которой он отказался от престола – выставлялась на аукцион несколько раз, и каждый раз – с рекордными результатами. 

kakie-ukrasheniya-nosili-muzhchiny-v-proshlom-tysyacheletii (3).jpg
Фото: pinterest.com

Хотя прежде всего внимание привлекали украшения Уоллис – в частности, украшенный ониксами и бриллиантами браслет в виде пантеры и брошь-фламинго от Cartier, немалый интерес вызвали и вещи бывшего британского монарха. Быть может, потому, что многие из них были с посвящениями – а, как сказал перед аукционом 2010 году агентству CNN председатель Sotheby’s Jewelry в Европе и на Ближнем Востоке Дэвид Беннет: «Драгоценности – не только примеры несравненного гения ювелиров Cartier, созданные в сотрудничестве с супружеской четой, но и предметы, гравировки на которых рассказывают о, пожалуй, самой яркой истории любви XX века. О романе, который заставил Эдуарда VIII отречься от престола».      

«Крепко обнимаю» — написано на комплекте, созданном Cartier в 1935 году: запонки и украшения для петлиц c бриллиантами и сапфирами. Это одна из любимых фраз герцога и герцогини Виндзорских – она часто встречается в письмах, которые они писали друг другу. Эти запонки считаются самыми дорогими в мире: они ушли с молотка за $400 тыс.

Читайте также