316 просмотров
316 просмотров

Почему автобусный парк Караганды медленно обновляется

Перевозчики не получают субсидии в полном объеме

Фото: Depositphotos

Обновление автобусного парка Караганды началось в 2019 году, но доля изношенного транспорта сегодня по-прежнему составляет 40%. Слабую активность перевозчиков объясняют недостаточным субсидированием их убытков со стороны местного акимата.

Автобусы в долг

Перевозчики обязаны обновлять автобусный парк согласно требованиям договоров, которые они заключают с местными исполнительными органами.  

В 2018 году на маршрутах Караганды работали 600 автобусов, из которых замене подлежали 240. В 2019 и 2021 годах транспортные предприятия приобрели 103 автобуса Yutong и Golden Dragon стоимостью от 35 до 45 млн тенге. В частности, ТОО «Автобусный парк №3» – 75, ТОО «Таксокомбинат 1» –  24, ТОО «Автобусный парк №5» – 2, ТОО «Карагандинский автобусный парк №2» – 2. Поставку 16 автобусов в настоящее время ожидает ЧУ «Рейс». 

В 2020 году покупка автобусов не осуществлялась из-за действия карантинных ограничений, которые привели к трехкратному сокращению пассажиропотока. По итогам этого периода в Караганде прекратили деятельность три перевозчика – ТОО «Автобусный парк «Арман», ТОО «Манас», ИП Есембекова. Их технику приобрело ТОО «Таксокомбинат 1». 

Всего с 2019 года под списание ввиду полной изношенности попало 60 автобусов. 

Таким образом, сегодня в Караганде насчитывается 540 автобусов, из которых в замене нуждаются 200. Акимат ожидает, что перевозчики решат эту задачу при помощи механизма льготного лизинга не позже, чем через три года. При этом повышать тариф на проезд в общественном транспорте они не планируют. 

Оператором программы льготного лизинга в Казахстане является АО «Фонд развития промышленности». Оно предоставляет в аренду сроком до семи лет с возможностью последующего выкупа оборудование отечественной сборки стоимостью от 100 млн тенге. При этом сумма аванса составляет 15%, минимальное значение ставки вознаграждения – 7%. Из всех перевозчиков Караганды механизмом воспользовался только один – ТОО «Таксокомбинат 1».  Остальные предпочли ему банковский кредит. 

Вопрос о субсидиях 

Как пояснил руководитель Ассоциации автотранспортных предприятий Карагандинской области Айнитдин Буралкин, вопрос об обновлении автобусного парка, прежде всего, связан с вопросом о выплате субсидий. Местные исполнительные органы, устанавливающие тарифы на проезд по социально значимым маршрутам, обязаны компенсировать перевозчикам их убытки. 

Всего из 48 городских маршрутов Караганды к социально значимым относятся 47. Тариф на проезд в общественном транспорте, установленный еще в 2014 году, составляет 80 тенге. Расчетный, при котором перевозчики работают безубыточно, – 280 тенге. Его ежегодно определяет специальная комиссия исходя из отчетов о количестве перевезенных пассажиров.  

«В настоящее время деятельность перевозчиков является нерентабельной – их потребность в субсидиях удовлетворяется всего на 20–30%. Поэтому они боятся увеличивать долговую нагрузку, связанную с приобретением новых автобусов. Механизм льготного лизинга не является для них привлекательным, так как предусматривает чрезмерно большое количество обязательств и не защищает их интересы», – поделился Айнитдин Буралкин. 

Недостаточное финансирование убытков перевозчиков подтвердил и заместитель акима Караганды Сабит Оспанов. Однако, согласно его данным, потребность в субсидиях местный исполнительный орган удовлетворяет на 60%. При распределении доходов бюджета он в первую очередь уделяет внимание таким сферам, как образование, здравоохранение, социальное обеспечение. В итоге на полное покрытие финансовых потерь перевозчиков не хватает средств. 

«Субсидировать убытки городских перевозчиков начали с конца 2017 года. В 2017 году соответствующие расходы составили 325 млн тенге, в 2018 – 2,1 млрд тенге, в 2019 – 2,8 млрд тенге, в 2020 – 3,4 млрд тенге, в 2021 – 1,8 млрд тенге (план на первое полугодие)», – уточнил он в ответе на письменный запрос. 

По словам перевозчиков, опрошенных «Курсивом», реальная потребность в субсидиях на 2021 год составляет 10,5 млрд тенге. Приобретение автобусов пойдет более быстрыми темпами, если для их стабильной работы будут созданы все благоприятные условия. В этом смысле они возлагают большие надежды на электронное билетирование, внедрение которого позволит судить о реальных объемах пассажирских перевозок.

Систему безналичной оплаты проезда в течение пяти лет безрезультатно пыталось запустить ТОО Smart Card.  После расторжения с ним договоров новый оператор еще не определен. 

В настоящее время в Караганде работают шесть перевозчиков. Наиболее крупными налогоплательщиками среди них являются ТОО «Автобусный парк №3», который в 2020 году перевел в бюджет 410,4 млн тенге, ТОО «Карагандинский автобусный парк №2» – 189,8 млн тенге, ТОО «Автобусный парк №5» – 65,6 млн тенге. 
 

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook и Telegram


Материалы по теме


Читайте в этой рубрике

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

kursiv_instagram.gif

Читайте свежий номер