Три лучших российских сериала в новом сезоне

Опубликовано (обновлено )
Рассказываем о мини-фильмах, сделанных в РФ: «Вампиры средней полосы», «Топи» и Happy End

Российская киноиндустрия успешно осваивает рынок сериалов. После «Эпидемии», которую похвалил Стивен Кинг, и экзотичных «Чик» (сериал о том, как бывшие проститутки хотят открыть фитнес-центр на Кубани), зритель стал намного лояльнее к творчеству соседей.  И, похоже, не зря – новые проекты тоже достойны обсуждения. «Курсив» рассказывает о трех популярных мини-сериалах, сделанных в России: «Вампиры средней полосы», «Топи», и Happy End. 

«Вампиры средней полосы» 

Пилотные серии комедийно-детективного сериала о вампирах, проживающих в Смоленске, был снят еще в 2018 году, но почему-то премьера в онлайн-кинотеатре Start состоялась только в марте 2021-го года. За это время исполнитель одной из главных ролей Юрий Стоянов успел войти в эту роль и даже отказаться от нее, предложив вместо себя Михаила Ефремова, но после резонансного ДТП с участием артиста, когда 40% материала уже было отснято, авторам пришлось вновь обратиться к Стоянову. И он не подвел: образ патриарха вампирской диаспоры Святослава Вернидубовича в его исполнении получился выше всяких похвал. Способствует тому и его актерская харизма, и удачный образ (дед, хоть и вампир, но крайне приятный персонаж, ведь он честен, принципиален и по-хорошему олдскулен). Безусловно, стоит отметить работу сценаристов под руководством шоураннера Алексея Акимова. Они наделили Вернидубовича стариковским обаянием – он хоть и троллит молодежь, и постоянно над ней шутит, но явно делает это с большой симпатией и отеческой любовью.

tri-luchshix-rossijskix-serialov-v-novom-sezone.jpgФото: Кадр из фильма

Авторы говорят, что вдохновлялись «Реальными упырями» Тайки Вайтити и Джемейна Клемента, но, кажется, сериал все же больше напоминает экранизированный Тимуром Бекмамбетовым «Ночной Дозор» Лукьяненко – вампиры живут рядом с людьми и занимаются такими же делами: служат в полиции, работают врачами, преподают в институте, а кто-то даже пытается стать звездой YouTube. Вампиры давно не убивают людей, они мирно пьют донорскую кровь, да и Хранители (главную хранительницу играет Татьяна Догилева) не дадут им это сделать: они следят за каждым шагом кровопийц, и если вдруг кто-то станет их жертвой, они обязательно должны будут уничтожить кого-то из вампиров – око за око, зуб за зуб. 

Мирное равновесие, естественно, нарушается – есть убитые, у жертв высосана кровь. Убийц найти не могут, хоть и дело резонансное. Тогда на помощь к смоленской следовательнице, вампирше Ане (Екатерина Кузнецова), приезжает человек из Москвы – опытный сыщик Иван (Михаил Гаврилов), который и понятия не имеет о том, что вурдалаки существуют. Несмотря на разницу в подходах к расследованию, они вместе должны разобраться – кто совершает преступления в смоленских лесах и почему. Естественно, здесь будут и любовь, и война, и драма, и комедия. 

Успех сериала «Вампиры средней полосы», наверное, не только в хорошем смешном сценарии и забавном миксе русской провинции с вампирской культурой, но и удачных персонажах, во всяком случае, все вампиры там куда приятнее некоторых людей.
 
Интересно, что в российском кино начинается целая эра вампирских историй – летом должен выйти сериал «Пищеблок» по роману Алексея Иванова, там в роли вампиров – пионеры. К тому же скоро будут новости по новому проекту Данилы Козловского «Карамора», где в роли кровопийц уже российские монархи. Какими получатся эти проекты – непонятно, но, кажется, выходцы из средней полосы будут самыми безобидными. 

«Топи» 

Сериал, снятый по сценарию одного из самых популярных российских писателей Дмитрия Глуховского (не так давно очень успешно экранизировали его «Текст»), получился довольно атмосферным: мрачным, местами жутковатым и даже зловещим. Одни зрители увидели в произведении лишь православную мистику, а точнее, ее обратную сторону – творящуюся вокруг чертовщину, другие же рассмотрели в этом хорроре у болот политические аллюзии – умирающую российскую деревню, в которой жители ни живы ни мертвы, и все находятся под управлением какого-то Хозяина. Похоже на что-то, не правда ли? 

tri-luchshix-rossijskix-serialov-v-novom-sezone-4.jpgФото: Кадр из фильма

По сюжету, успешному московскому программисту Денису (Иван Янковский), разработчику мобильного приложения TrueTalk (это такой карманный детектор лжи, который определяет правду ли говорит человек или лжет), угрожают эфэсбэшники, но ему на них наплевать. У него есть причина переживать посерьезнее – у парня диагностировали рак головного мозга. Хотя Денис уже сдался и не собирается бороться, мама Дэна не отчаивается и просит сына съездить в монастырь в Архангельской области – говорят, там происходят чудеса. Только вот у тамошних целителей одно условие – приехать они должны непременно группой. Но сопровождать Дениса некому. Хорошо, что есть соцсети.
 
Утром он пишет о планирующемся трипе у себя на странице, а уже к вечеру он в поезде, в нервной, но интересной компании: чеченки Эли, которая убила своего назойливого ухажера, а теперь ей надо уйти на дно (Софья Володчинская), брошенной накануне невесты Кати (Катерина Шпица), озабоченного журналиста, которого только что выгнали с работы из прокремлевского издания (Тихон Жизневский) и тихой Сони (Анастасия Крылова), у которой только что погибла сестра. В дороге вся компания попадает в аварию, а затем в странную деревню, где бродят хтонические старики и старушки, а из молодых присутствует только одна, и та явно что-то скрывает. Оказывается, все дело в заброшенном недалеко монастыре и Хозяине этих мест (омерзительного героя великолепно сыграл Максим Суханов). 

По сериалу заметно, что сценарий писала не группа энтузиастов, как это теперь бывает, а современный и состоявшийся писатель. Все эти рассуждения героев о том, где в Топях воля, а где тюрьма, кто кому хозяин и почему на самом деле они сами хотят быть в этом мрачном плену, оттуда, из литературного бэк-граунда, который всегда подразумевает что-то большее, чем просто страшную историю о группе молодежи, застрявшей в странных местах. Кроме того, все персонажи, даже второстепенные, в «Топях» детально проработаны, у каждого из этих молодых людей своя боль и свой глубинный страх. В каждом из них как будто есть чуть больше тайн, чем об этом нам рассказывают на экране.
 
Правда, и сценарные огрехи там такие, какие бывают обычно при экранизации романов, когда режиссер опускает какие-то детали, содержащиеся в книге, и некоторые вещи, происходящие в кадре, потом попросту непонятны. Вот, например, в одной из серий за одним столом собираются все жители странной деревни, там каким-то неведомым образом появляется сам Глуховский, его камео неоправданно и вызывает вопросы: а где он раньше был и почему он появляется в одной сцене, а в других его нет? Какую он задачу там выполняет? В романе такое возможно, а вот в кино нет. Впрочем, не будем спойлерить все смутившие нас моменты, тем более не так уж их и много. 

Главная удача сериала, снятого Владимиром Мирзоевым, – это актерские работы. Самым интересным выглядит герой Максима Суханова: его маньяк получился образцовым, пугает по-настоящему – поистине мерзкое чудовище. Отлично выглядит и Янковский-джуниор – здесь он нераздражающе красив, отчаян, наг и загадочен, никогда не поймешь, что у него в голове кроме опухоли. Несмотря на множество отмеченных ранее его работ, «Топи» – кажется, первая, где он не только приумножил свою аудиторию фанатов, но и окончательно и бесповоротно вышел из тени знаменитой родни и роли внука самого Олега Янковского, сына Филиппа Янковского и потрясающей Оксаны Фандеры. Особую атмосферу в «Топях» создают съемки в заброшенной белорусской деревне (выглядит это жутко) и волшебная музыка от Айгел Гайсиной. Одним словом, не зря популярный русский видеосервис «Кинопоиск» получил право показать этот сериал первым. 

Happy End

Премьера сериала от more.tv состоялась не так давно: сейчас восьмисерийный сериал на самой середине, но уже понятно, что проект, снятый Евгением Сангаджиевым, – актером «Гоголь-центра», дебютировавшем в режиссуре, будет хитом. Несмотря на то, что сериал начинается довольно провокационно – со съемок в порно-студии, там якобы снимают очередной фильм, сам Happy End оказался довольно милым и пока что вполне невинным. Проект Сангаджиева (не путать его с другим известным калмыком – кавээнщиком Сангаджи Тарбаевым) – это приятное драмеди о первой любви, взрослении и попытке стать самостоятельным. Впрочем, на всякий случай, сообщаем, что аудитория фильма 18+.

tri-luchshix-rossijskix-serialov-v-novom-sezone-3.jpgФото: Кадр из фильма

Итак, сюжет: подростки старших классов: Лера (потрясающая Лена Тронина, кстати, девушка родилась в Алматы), ее парень Макс (модный сейчас Александр Горчилин) и их друг-нерд Влад (обаятельный Денис Власенко из «Подбросов» Ивана И. Твердовского) занимаются торговлей наркотиков через интернет. Бизнес преступный, но успешный, до того самого момента, пока Леру и Макса не подловили на сексе в авто полицейские. Они требуют баснословную сумму, ребятам неоткуда ее взять, и Влад, любитель веб-кама, подбрасывает Лере идею – заработать на эротическом стриме, закрыв ее от российского рынка. Девушка так и делает, срывает, куш и думает, что это была разовая акция. Но не тут-то было – когда у них возникают проблемы, их им обеспечивает банда азиатов (главаря играет Данияр Алшинов), Влад с Лерой бегут в Москву. Чтобы выжить – надо стримить. Так и рождаются в России звезды веб-кама.

Надо сказать, что тема веб-кама у российских авторов достаточно популярная, фанатом такого сервиса был и герой «Китобоя» Филиппа Юрьева,  на этом построена и новая дебютная работа актера Григория Добрыгина Sheena 667 – там у семейной пары возникают проблемы, когда муж начинается чатиться с девушкой из веб-мира. 

Будет ли в Happy End настоящий хеппи-энд – пока не известно, но название обязывает, так что бояться или, наоборот, надеяться, что сериал резко сменит фокус к концу первого сезона, как это сделали в популярных «Чиках», пожалуй, не нужно. Хотя пилот изначально снимала другая команда, Сангаджиев справился с ним на пятерку. Следующим его проектом станет сериал «Балет» с Ингеборгой Дапкунайте и Джоном Малковичем.
 
В завершение хочется рассказать о нашей соотечественнице, актрисе Лене Трониной. Это настоящее открытие: перед камерой Лена ведет себя на редкость раскованно и легко, несмотря на пикантные сцены. Лене 31 год (в сериале она легко играет 19-летнюю барышню). Стартовав в  сериале «Астана – любовь моя», она уехала в Москву, где успела сняться в эпизодах российских сериалов «Триггер» с Максимом Матвеевым и «Перевал Дятлова» с Петром Федоровым, а также в главной роли в «Идентификации» (сериал ТНТ о русской девушке, работающей на кыргызском вещевом рынке в Москве и успевшей попасть в нехорошую историю, еще не вышел). Также у Лены готовится полнометражный фильм, снятый немцами, –  «Потому что мы боялись мечтать». Надеемся ее увидеть и в казахстанском кино.

Читайте также