Насколько конкурентоспособны казахстанские сериалы

Опубликовано (обновлено )
И смогут ли они быть такими же популярными как турецкие

Ежегодно в Казахстане производят около 50 отечественных сериалов. Если учесть, что активно их стали заказывать примерно 10 лет назад, то в общей сложности снято не менее 500 сериалов. Kursiv.kz разбирается, достаточно ли этого количества, чтобы совершить качественный скачок и сколько должно пройти времени, чтобы Казахстан смог делать свои сериалы такими же популярными, как это сделала Турция.

По данным РИА Новости, доход от экспорта турецких сериалов в 2019 году составил — $500 млн. Интересно, что еще в 2005-м, турки экспортировали свои «мыльные оперы» всего на $10 тыс., а уже через 8 лет в 2013-м — на $150 млн.  

При этом, турецкое правительство сразу же оценило потенциал своих сериалов, ведь это еще одна площадка для рекламы их страны и возможность для привлечения туристов. К примеру, во время визита в Латинскую Америку, Эрдоган лично продал ряд своих сериалов, это при том, что Латинская Америка сама производит конкурентные продукты на этом рынке. 

Казахстанские телесериалы тоже продаются за границу, но это больше редкость, чем стандартное явление, казахстанскую сериальную продукцию пока покупают соседи: Кыргызстан, Узбекистан (хотя у них и своих достаточно), Россия, в частности, это Татарстан, Башкортостан. Бывает, продают и подальше, например, в Индонезию, Малайзию и другие азиатские страны. 

Востребованные жанры в казахстанских сериалах 

За время существования казахстанских сериалов были испробованы, наверное, все жанры кроме хоррора и фэнтази – с разным успехом снимались и ситкомы, и просто комедии, и мелодрамы, и драмы, и исторические сериалы, и байопики, и спортивные, и детские фильмы, и детективы, и криминальные сериалы, и военные фильмы. Впрочем, с жанрами у нас особо не разойдешься. Во-первых, целевая аудитория телеканалов – это, как правило, домохозяйки, пенсионеры и дети. К чему, например, им хорроры? Во-вторых, производство жанровых сериалов (в особенности, исторических эпопей или военных кинокартин) требует серьезного финансирования, для большинства продакшнов это пока непозволительная роскошь. 

Судя по произведенным продуктам, в Казахстане востребованы два жанра – это комедии и мелодрамы. Интересно, что почти в каждом давно работающем продакшне есть, как минимум, сериал о взаимоотношениях свекрови со своей невесткой (один из самых рейтинговых кейсов «Келинжан» производства GGCinema) и обязательно своя история Золушки, которая всегда пользуется успехом у казахской аудитории. К примеру, у студии «567 creative laboratory»  — это сериал «Зауре» , у «BAS Production» — это сериал  «Айжан»,  а у «Satti Media» – сериал  «Жибек». Бывало  «выстреливали»  и истории наоборот, не тот случай, когда провинциалка приезжает в большой город, а напротив, когда городская девушка оказывается в ауле. Одним из самых рейтинговых сериалов в свое время был проект Баян, на тот момент, Есентаевой «Любовь Тракториста»  («Тракторшының махаббаты»).  

Комедийными сериалами и ситкомами занимаются те, кто могут их сделать, это, как правило, экс-кавээнщики и продакшны с сильным авторским составом. На рынке производителей мелодрам и драм игроков чуть больше. Главная тема здесь, это, конечно, семейные отношения. Драматичный сериал студии «567 creative laboratory» «Әке» («Отец») посвящался взаимоотношениям отца со своими отпрысками. Он убил мать своих детей, а они не могут простить. Проект «GGCINEMA» «Ана жүрегі» рассказывал об отношениях матери и сына. Их сериал «Қарлығаш ұя салғанда» о любви вдовца, оставшегося и с тремя дочками и вроде бы успешной женщины, но не сумевшей вовремя построить свою семью. Встречаются варианты по типу турецких — например, «Бақытсыздар бағы» («Сад несчастливых»), где в друг друга влюбляются родные брат и сестра (производство «BAS Production»). 

Если первые годы вкусы отечественных телезрителей только изучались, то сейчас казахстанские телеканалы предельно точечно подходят к вопросу. Они просят снять что-то под конкретную целевую аудиторию, ведь они имеют максимально четкое представление о ней, «в это время нас смотрят подростки, в это время пенсионеры, а в эти часы молодые мамы, которые сидят в декретном отпуске. 

Каких сериалов не хватает казахстанскому ТВ? 

Хотелось непатриотично пошутить, что узнаваемых, ведь для активных молодых людей, которые не смотрят телевизор, названия многих даже рейтинговых казахстанских сериалов порой не знакомы. «Все дело в том, что так говорят те, кто не смотрит телевизор, но хотите вы этого или нет, но ТВ-аудитория у нас по-прежнему большая. Хороший интернет в Казахстане, как правило, в крупных городах, но стоит отъехать на километров 300, и здравствуй, телевизор, — говорят производители. Нельзя рассуждать обо всем только через свою призму, если вы это не любите, это не означает, что этого мира нет. Иначе бы зачем нас выпускали? Люди смотрят казахстанские ТВ-сериалы! Конечно, не так массово, как в 90-х «Рабыню Изауру» или «Просто Марию»  – это нереально, тогда у людей не было выбора, сейчас контент максимально разнообразен, смотри, что хочешь». 

«Раньше наша аудитория  была более лояльной, — говорит продюсер, директор «Satti Media», снявшей  «Домашние войны», «Жүрек сыры», «Шабдалы» , «Шырағым» и др.) Шолпан Батырбаева. — Людям было просто радостно видеть свои родные казахские лица на экране, и все первые сериалы получали хороший отклик, сейчас аудитория стала в разы требовательнее. Сериалов очень много, как ТВ, так и на Ютубе, нам приходится конкурировать и друг с другом, и с нашими коллегами, которые работают в веб-формате и могут позволить более смелые проекты, и со стриминговыми сервисами долях которых только нарастает по всему миру. Работать сложно, но интересно, конкуренция – это прекрасно». 

Можем ли мы составить конкуренцию турецким сериалам? 

«Мы раньше шутили, что если наших аульских женгешек отправить в Стамбул, они никогда там не потеряются, ведь благодаря сериалам они знают все уголки Турции назубок, — говорит продюсер популярных сериалов «Саке», «Патруль», директор «BAS Production» Акылбек Досжанов. – Почему турецкие сериалы у нас такие популярные? Вы думаете по тому, что их продукция в разы лучше и наши не могут составить конкуренцию ни туркам, ни индусам, ни корейцам? Да, пока не могут, но ведь могли бы! Будь они поставлены в равные условия, — продолжает он. – Иностранцам дают для эфира 100 – 150, даже 1000 серий, а нам всего 12-16, если повезет чуть больше. Но согласитесь если показывать турецкие сериалы каждый день, причем, включая выходные и делать это 2 раза в сутки, то человек рано или поздно будет смотреть только это. Нашим сериалам не дают разогнаться, чтобы зрители привыкли к продукту, полюбили персонажей и где-то даже «подсели» на них. Если комедийные могут существовать короткими сезонами, то все мелодрамы – это длинномеры».
  
Турецкие сериалы, и правда, имеют свойство затягивать, во-первых, они сразу снимают длиннющие сезоны, во-вторых, с продолжительность одного эпизода у них длится в среднем — от 120 до 150 минут. То есть, если ты начал это смотреть и погрузился, то потом избавиться от этого очень трудно.
  
Акылбек Досжанов добавляет, что чем больше у сериала серий и сезонов, тем он дешевле выходит. «На мой взгляд, государству выгоднее снимать сериалы с большим количеством серий, а делать множество мини-сериалов – это роскошь». 

«Но разве длинные серии и продолжительные сезоны — это единственная причина успеха турецких сериалов?, — пытаюсь спорить я. — Почему у турков героиней может стать женщина, в которую влюблены сразу три мужчины, а у нас таких героинь будто бы нет, у нас все идеальные и нереальные?». «А вы спросите это у наших заказчиков контента, почему в турецких сериалах эти ньюансы могут быть показаны, а у нас такой материал могут не принять, — говорит Акылбек Досжанов. — В турецких сериалах очень много смертей, жестокостей и коварства, там много любви и страсти, неоднозначных любовных треугольников, женщин, кто скажем, не ведет идеальный образ жизни, там пьют и изменяют, а у нас такое не сильно приветствуется. И почему если нам нельзя, то им можно? Ведь показывается это по государственным каналам!».  

При этом, Акылбек отмечает, что  успех сериалов их производства именно в том, что они делают жизненно, если это «Патруль», то это полицейских которых мы знаем, если «Саке», то акимы, которые нам встречались. Зрители должны узнавать в героя себя и тех, кто вокруг. Тогда это будут конкурентные сериалы. 

«Поймите, что не всегда казахстанские проекты закрывают из-за низких рейтингов, иногда заказчикам просто хочется видеть в своей сетке что-то другое, — рассказывает Акылбек Досжанов. – К примеру, одному из наших лучших сериалов «Басеке», который был хорош и по рейтингу, и идеологически, почему-то дали только 2 сезона. Это сериал о двух бизнесменах, которые поспорили о том, кто из них лучше строит бизнес. Они едут в аул и начинают там дело  с нуля, во втором сезоне они уже вместе и соревнуются не друг с другом, а с американцем. Говорят, что могут жить и развиваться, используя только казахстанскую продукцию. Очень жаль, что проекту не дали раскрыться, ведь это не просто сериал, он мотивирует людей заниматься бизнесом».
  
Шолпан Батырбаева добавляет относительно конкурентоспособности отечественных сериалов. «Да, в своих сериалах мы не показываем секс, жестокое насилие, проституцию, наркотики, у нас нет мата и ничего шокирующего, но мы не боимся острых тем — делится продюсер. — А поскольку наш продакшн славится своими женскими историями и исследованием семьи и социума, материала для творчества много. Например, в сериале «Асыл Арман» мы рассказываем историю девушки, которая отказывается от ребенка и выкидывает его в мусорку. Нам было интересно понять как у молодых девушек возникает такое чудовищное желание и почему оно оказывается сильнее материнского инстинкта». При этом Шолпан говорит, что их цель снимать сериалы, которые бы могли одновременно смотреть три поколения женщин одной семьи и при этом не стесняться  друг друга. 

Рынок казахстанских телесериалов точно станет другим, ведь в затылок уже дышат молодые авторы, те, что сейчас гремят на YouTube. 

Читайте также