Как год пандемии повлиял на Казахстан

Опубликовано
редактор отдела «потребительский рынок»
Рассказываем, что произошло в здравоохранении, экономике и образовании

Ровно год назад, 13 марта, в Казахстане был зарегистрирован первый случай заболевания коронавирусной инфекции. «Курсив» решил вспомнить, каким был 2020 год, и что за это время изменилось.

Наконец-то!

Первые меры по недопущению ввоза вируса в Казахстане стали предпринимать в начале 2020 года. С 6 января был усилен санитарно-эпидемиологический контроль на границе с Китаем. У приезжающих начали проверять температуру, и госпитализировать в случае выявлений признаков ОРВИ. Позже работа санитарно-карантинных пунктов была усилена на всех границах государства.

Спустя почти три месяца после выявления первых случаев заражения в Китае, 11 марта, ВОЗ объявила о начале пандемии коронавируса. В этот период министерство здравоохранения практически ежедневно отчитывалось об обстановке в Казахстане. В одну из таких пресс-конференций тогда еще главный государственный санитарный врач Жандарбек Бекшин (сейчас руководитель департамента контроля качества и безопасности товаров и услуг Алматы) сказал: «По нашему прогнозу, где-то с 11-16 (марта) у нас должен быть, все же, наконец-то, появится коронавирус в стране». 

Прогноз оказался верным: 13 марта у двух человек, прилетевших в Алматы из Германии, был обнаружен COVID-19. В тот же день коронавирус выявили еще у двух прибывших: по одному случаю в Алматы и Нур-Султане. В течение трех недель заболевания были зарегистрированы во всех регионах Казахстана.

Для предотвращения распространения инфекции в стране 16 марта было введено чрезвычайное положение, а 22 марта был закрыт въезд и выезд из Нур-Султана и Алматы. Позднее на карантин закрылись и остальные области страны. Режим ЧП в итоге продлился до 11 мая.

На период чрезвычайного положения была приостановлена деятельность торгово-развлекательных центров, кинотеатров, театров, выставок, под запретом оказалось проведение любых мероприятий с массовым скоплением людей, было отменено жд- и авиасообщение, большая часть организаций, где это было возможно, перешла на удаленный режим работы.

В течение года ограничительные меры вводились с разной длительностью и периодичностью в тех или иных регионах страны, в зависимости от эпидемиологической ситуации. Проведение зрелищных, спортивных и других массовых мероприятий, а также деятельность караоке, боулинг клубов, компьютерных клубов до сих пор под запретом.

Коронакризис и его последствия

Многие граждане, работавшие в пострадавших секторах экономки, остались без источников дохода. Для их поддержки были предусмотрены социальные выплаты в размере 42 500 тенге из Государственного фонда социального страхования. Заявки на получение выплат в период ЧП подали почти восемь млн казахстанцев, в итоге с 16 марта по 10 мая 4,6 млн граждан получили социальную помощь на сумму 321,9 млрд тенге.
 
Негативное влияние на экономику Казахстана оказывали и внешние факторы, вызванные пандемией: это и падение цен на нефть, и закрытие границ, и сокращение взаимодействия с другими государствами.

Для поддержки экономики правительство разработало пакет антикризисных мер, включавший в себя льготное кредитование бизнеса, освобождение от уплаты налогов в пострадавших секторах экономки, запуск дорожной карты занятости, выплаты пособий гражданам, оставшимся без заработка и многое другое. На эти мероприятия было предусмотрено 5,93 трлн тенге, из которых 3,46 трлн тенге – за счет республиканского бюджета, 2,47 трлн тенге – за счет внебюджетных средств.

По итогам года больше всего пострадала сфера услуг, завершившая год с минусовым показателем темпа роста в 5,6%. Зато в сфере информации и связи наблюдался рост на 8,6%, в сельском хозяйстве — на 5,6% и в образовании — на 2,3%.  В целом в 2020 году ВВП Казахстана упал на 2,6%. 

Вынужденная цифровизация образования

После введения режима ЧП все образовательные учреждения страны ушли на дистанционку. Обучение в новом формате с первых же дней выявило проблемы, связанные с невысоким уровнем цифровизации отрасли. Доступ к качественному интернету, как и необходимую для учебы технику имели не все. Лишь около миллиона школьников имели компьютеры (треть), около двух миллионов обучались с помощью смартфонов или планшетов, более 180 тыс. детей не имели никакой техники вовсе. У более 480 тыс. школьников не было интернета, а среди имевшихся в школах компьютеров в рабочем состоянии было лишь 60%.

В новом учебном году в школы, колледжи и вузы вернулось меньше половины учащихся, остальные продолжают получать знания, находясь дома. 

Для продолжения образовательного процесса в дистанционном формате МОН к началу учебного года было вынуждено провести активную работу по цифровизации сферы: оснащению учащихся и педагогов необходимой техникой, проведены курсы для учителей по работе в дистанционном формате, кроме того, в стране запустились сразу несколько образовательных платформ, предназначенные для дистанционного обучения. 

Отметим, что по прогнозам экспертов Всемирного Банка, заочное обучение негативно скажется на снижении показателей функциональной грамотности школьников, и увеличении разрыва в успеваемости между детьми из бедных и богатых семей.

Расстановка приоритетов 

Пандемия обнажила хронические проблемы здравоохранения, в числе которых нехватка профессиональных кадров и низкая оснащенность больниц. Несмотря на то, что подготовка к эпидемии в Казахстане велась с января, весной стало не хватать средств индивидуальной защиты как в больницах, так и в аптеках. А позже, в пиковый период, пришедший на июль, казахстанцы столкнулись с острым дефицитом лекарств и ПЦР-тестов; больницы были переполнены, а кареты «скорой помощи» не успевали обслуживать все вызовы.
 
На июль-август пришелся основной пик смертности от COVID-19 в Казахстане. По официальным данным, за эти два месяца умерло 1625 человек (46,6% от всех летальных случаев за год). 13 июля в Казахстане был объявлен Днем траура по погибшим от коронавируса.

 
Большая нагрузка на систему здравоохранения привела к тому, что более 15 тыс. медицинских работников, по официальным данным, заразились коронавирусом. Большая часть из них — девять тысяч человек получили по два млн тенге в виде единоразовых выплат. Остальные либо не смогли доказать, что заражение произошло на работе, либо заболели уже после отмены компенсации, действовавшей с марта по октябрь.

Сложившаяся ситуация заставила государство обратить пристальное внимание на развитие здравоохранения. По итогам года, средняя зарплата врачей была повышена на 30%, средних медицинских работников — на 20%. По поручению главы государства, этот показатель будет увеличен к 2025 году в 2,5 раза, а объем финансирования системы здравоохранения из всех источников должен вырасти до 5% от ВВП (сейчас этот показатель не превышает 4%). 

В связи с нехваткой мест в стационарах за год было построено 16 модульных и реконструировано три инфекционных больницы. 185 районных больниц на 100% оснащены рентгеновским диагностическим оборудованием, введены в эксплуатацию 64 кислородных станции, закуплено более тысячи машин «скорой помощи» по всему Казахстану, приобретено 459 единиц лабороторного оборудования. В медицинских вузах восстановлены факультеты санитарно-гигиенического профиля. Инвестиции в здравоохранение в 2020 году составили 302,5 млрд тенге, что в 2,5 раза выше чем в 2019 году. 

Спустя год после выявления первого случая в стране, по официальной статистике, переболело 249 316 человек, еще 59 тыс. человек получили вакцину. По прогнозам минздрава, к концу 2021 года планируется привить шесть млн человек.

Читайте также