Кому достанется «Оскар» за «Лучший международный фильм»

Опубликовано (обновлено )
Три новые драмы, достойные внимания

Если когда-нибудь казахстанская картина и сможет сразиться за «Оскар»,  то только в номинации  «Лучший международный художественный фильм» (Best International Feature Film). На днях был озвучен шорт-лист в этой категории на 2021 год и казахстанской драмы о голодоморе там нет. Окончательный список номинантов 93-й премии «Оскар» объявят лишь 15 марта. 

В номинации «Лучший международный художественный  фильм» (ранее она называлась Best Foreign Language Film, т.е. «Лучший фильм на иностранном языке») всегда была жесточайшая конкуренция. Ведь это единственная номинация для всех неамериканских фильмов. Ежегодно на «Оскар» свои картины отправляют больше 90 стран мира, на этот раз их 93. 

Видимо, поддерживая свою политику разнообразия, в этом году Академия решила дать шанс большему числу кинематографистов других стран и в 2021-м сделала шорт-лист премии длиннее на пять фильмов. Если в 2020-м в «иностранную» категорию попали десять лент, то в 2021-м список был расширен до 15. При этом среди отмеченных работ обнаружились не только художественные кинокартины, но и документальные расследования, фильмы не только 2020-го, но и 2019 года. Казахстанская драма о голодоморе 20х–30-х годов «Ұлы дала зары», в результате которого погибла огромная часть населения страны, осталась незамеченной. 

Из 15 картин, попавших в престижный «короткий список», «Курсив» выбрал три ленты, которые можно посмотреть вне зависимости от того, попадут ли они в число номинированных или нет. Это великолепная драма «Дорогие товарищи!» Андрея Кончаловского, неплохой гватемальский фильм с элементами фильма ужасов «Ла Йорона» Хайро Бустаманте и красивая криминальная лента из Тайваня «Солнце» Чун Мунхуна

«Дорогие товарищи!» Андрея Кончаловского

komu-dostanetsya-«oskar»-za-«luchshij-mezhdunarodnyj-film»_0.jpgФото: кадр из фильма «Дорогие товарищи!»

Лента Кончаловского в шорт-листе «Оскара» не удивляет – россияне там оказываются часто: в 2019-м среди выбранных картин была «Дылда» молодого кабардино-балкарского режиссера Кантемира Балагова (но в номинацию так и не попала), в 2018-м в престижный список вошла «Нелюбовь» Андрея Звягинцева (ее в итоге номинировали, но она уступила «Фантастической женщине», чилийской драме о транссексуале). А двумя годами ранее, в 2016-м, в шорт-лист была отобрана картина Андрея Кончаловского «Рай» (правда, его драма о перипетиях судьбы русской эмигрантки во время Второй мировой так и не стала номинанткой). 

К слову, для 83-летнего режиссера, лауреата двух премий «Серебряный лев» Венецианского кинофестиваля за «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» (2014) , «Рай» (2016), а также специальных призов жюри (за новую ленту «Дорогие товарищи!» и старую «Дом дураков» ) – это третья попытка на «Оскаре». Кончаловский пытался пробиться в Голливуд начиная с 80-х годов. В 2002 году его трагикомедия «Дом дураков» о психиатрической больнице в Чечне была выдвинута на «Оскар», но в шорт-лист так и не попала. Через 14 лет войти в «короткий список» все же получилось. Через еще пять лет успех удалось повторить. 

Итак, черно-белая драма режиссера Андрея Кончаловского «Дорогие товарищи!» повествует о трагических событиях 1962 года в советском Новочеркасске, в результате которых была расстреляна мирная демонстрация. Властями признана смерть 24 человек, еще 70 были тяжело ранены. После кровавых событий были осуждены и расстреляны еще семь граждан, плюс 103 человека надолго сели в тюрьму.

Причина забастовки – дефицит продуктов, повышение цен и недовольство условиями труда. Первыми забастовали работники Новочеркасского электровозостроительного завода, после к ним примкнули рабочие других заводов и обычные жители Новочеркасска, в итоге в событиях участвовало больше пяти тысяч человек. Не сумев наладить диалог с забастовщиками, по мирной колонне открыли огонь. В подавлении выступления рабочих участвовали сотрудники милиции, КГБ и солдаты советской армии. 

Главная героиня фильма — сотрудник горкома партии Людмила Семина (Юлия Высоцкая), убежденная коммунистка и поклонница Сталина, прошедшая войну. Она хоть и недовольна ценами сама, но уверена, что трудности это временные и в стране делается все, чтобы советским людям жилось хорошо. Правда, ее дочь Светка, рабочая завода, и отец Людмилы, бывший казак, так и не принявший новую власть, думают иначе. Каждый бы из них жил бы в своем мире, если бы во время демонстрации дочь Люды не пропала бы без вести.
 
Что делает просто хорошую картину великолепной? Во-первых, ее актуальность. Несмотря на то, что фильм рассказывает об эпизоде из советской истории, ощущение, будто речь о современных протестах и методах работы с ними. Во-вторых, это отсутствие локальности, хотя подавляют в фильме советскую демонстрацию, по сути, подобные события могли произойти где и когда угодно. В-третьих, это выход за рамки одного лишь политического контекста, «Дорогие товарищи!» – это картина не столько о плохом Советском Союзе, сколько о крушении идеалов, кризисе веры в одной конкретной семье и превращении партработника в человека, маму, дочь и женщину, которой ничего человеческое не чуждо. По всем этим признакам новая драма Кончаловского прекрасна. 

Впрочем, поклонники совка думают иначе: в адрес режиссера уже прозвучали обвинения в отсутствии у него патриотизма, потакании западной конъюнктуре и разведении антисоветчины. Словом, типичный набор для мирового успеха. Хотя и отрицать экспортность картины и не замечать ее прицел было бы тоже глупо. 

Интересно наблюдать за тем, как в одном фильме собралась уйма, казалось бы, противоречащих друг другу вещей – в ней представитель каждой идеологии найдет свое: и либерал, и провластный элемент, и тот, кто считает, что «Сталина на вас нет», и тот, кто находит его одним лишь палачом и  злодеем. Кэгэбшники с человеческим лицом и мелкие подхалимы с большими амбициями, честные генералы и партийные подлецы, коммунисты, слепо верящие в идеалы социализма, и лихие казаки – словом, полный набор. Не это ли подлинное мастерство? Собрать в одном фильме идеологических оппонентов, да так, чтобы выглядело все честно, правдиво и максимально задевало за живое. С точки зрения режиссуры, фильм снят хоть и старомодно (впрочем, наверное, это называется классика), но так крепко, что все герои фильма выглядят как архетипичные фигуры, занятые в вечной трагедии – противостоянии власти и народа. Именно это позволяет перенести события 60-х годов в сегодняшние дни.
 
Добавляет и список авторов фильма «Дорогие товарищи!» и их биографии: режиссер – с одной стороны, сын автора гимна Советского Союза, с другой, максимально несоветский и всегда стремившийся на Запад режиссер, который сам имел проблемы с цензурой того времени. Главная актриса –  не «золотой ребенок», выросший в элитной семье, а самая настоящая представительница народа, родившаяся в том самом Новочеркасске, и знающая, «как там все было», из первых уст. Плюс генеральный продюсер – русский миллиардер Алишер Усманов, у которого свои основания не любить советскую власть.
 
Независимо от политических воззрений на советскую власть и современную Россию, «Дорогие товарищи!» – это мастерски сделанное кино, где все работает как надо: и цвет (ч/б нас погружает в мир категоричных людей, у которых есть только черное и белое), и звук (назойливые строчки из советской песни: «Товарищ, товарищ, в труде и в бою, храни беззаветно Отчизну свою!» добавляют свои краски), и изображение (отличная операторская работа Андрея Найденова). Говорить о потрясающей актерской игре Юлии Высоцкой (даже странно, что в Венеции ее не отметили) и превосходной режиссуре Андрона Кончаловского хоть и лишне, но мы все же скажем. Прекрасный во всем дуэт. Хотя составить конкуренцию фавориту этого сезона – датскому  фильму «Еще по одной» Томаса Винтерберга, ему будет сложно, но шансы на победу есть. 

«Ла Йорона» Хайро Бустаманте

komu-dostanetsya-«oskar»-za-«luchshij-mezhdunarodnyj-film»-2.png
Фото: Кадр из фильма «Ла Йорона»

Фильм 44-летнего гватемальского режиссера Хайро Бустаманте рассказывает историю последних дней жизни одного из диктаторов Гватемалы, чье управление страной и армией в 80-х годах привело к геноциду коренного населения – индейцев одного из племен – и стало большой трагедией. Против него выдвинуты серьезные обвинения, свидетелями по этому делу выступили сотни жертв творившихся здесь зверств: изнасилованные женщины, родственники убитых и пропавших людей. Несмотря на тяжесть преступления, злодей выпущен из зала суда, а его дом, где он прячется с семьей и прислугой, взят в осаду протестующими. Что касается Ла Йороны, то это распространенный в Латинской Америке персонаж фольклора, женщина-призрак, которая оплакивает потерю своих детей, ее появление грозит большими бедами. 

Фильм Бустаманте был показан в программах кинофестивалей «Сандэнс», а также в Торонто, Токио и Венеции, что обещает успех на «Оскаре». Он не только попал в оскаровский шорт-лист, но и выдвинут в качестве номинанта на «Золотом глобусе», а это значит, что у картины действительно есть большие шансы получить номинацию и от «Оскара». Впрочем, это и неудивительно: проблемы индейцев, их мир, растерзанный белыми захватчиками, одна из главных тем в современном Голливуде. Если в отмеченной  статуэткой «Роме» Куарона мы видим образ смиренной мексиканской богоматери, работающей теперь служанкой у белых господ, то в «Ла Йорона» образ матери трагичный – это женщина, чье горе страшно, и даже если она расквитается со всеми обидчиками, этого не будет достаточно. Здесь она дикарка, бунтарка, ведьма, которая ведает тайнами родной земли, она может насылать наводнения, топить и вызывать страшные сны и галлюцинации.  

Для гватемальца Бустаманте «Ла Йорона» – это один из фильмов из задуманной им трилогии, трилогии оскорблений. «Три худших оскорбления в моей стране — это индеец, гомосексуалист и коммунист», – признавался  в одном из своих интервью автор. Первый фильм «Вулкан Ишканул» рассказывает историю индейской девушки из народа какчикель, которая забеременела и из-за этого подвергается травле,  вторая картина «Ла Йорона» расследует дело генерала, очень похожего на реального ультраправого диктатора, антикоммуниста Хосе Эфраина Риоса Монтта, осужденного за геноцид и военные преступления, а потом почему-то оправданного. Наконец, третья лента режиссера «Дрожь» рассказывает историю семейного гетеросексуала Пабло, который без памяти влюбляется во Франциско.

За свой дебютный фильм «Вулкан Ишканул» Бустаманте был отмечен на Берлинском кинофестивале премией Альфреда Бауэра, который ранее вручали за «открытие новых путей в киноискусстве». В прошлом году премию отменили, узнав страшное – Бауэр был, оказывается, нацистом. В Сан-Себастьяне «Дрожь» Бустаманте (она, как и «Ла Йорона», вышла в 2019-м) наградили призом за лучший латиноамериканский фильм. Какие успехи ждут «Ла Йорону», кроме приза от Федерации европейских и средиземноморских критиков, пока не известно. 

Думается, что ее вершина – это номинация на «Оскар». Смесь латиноамериканской мистики, древних индейских мифов и верований, драматичной гватемальской истории, хоррора и прекрасных женщин с магическим взглядом как минимум любопытна и достойна зрительского внимания.  

«Солнце» тайваньского режиссёра Чун Мунхуна

komu-dostanetsya-«oskar»-za-«luchshij-mezhdunarodnyj-film»-3.jpgФото: кадр из фильма «Солнце»

Как все азиатские картины, красивый и прекрасно снятый фильм из Тайваня с хронометражом в два с половиной часа рассказывает о родительской любви – безусловной материнской и условной отцовской. В семье инструктора по вождению и парикмахерши два сына: один, хулиган и мелкий правонарушитель, вечно попадает в какие-то неприятности, другой – его противоположность, умница, отличник и перфекционист. Отец любит только хорошего сына и когда у него спрашивают, сколько у него детей, он отвечает, что один. Когда горе-отпрыск попадает в очередную заварушку –  его друг отрубает какому-то парню руку – отец от него отказывается, и нелюбимое чадо садят в тюрьму на три года. Однако самый страшный удар наносит главе семейства не неудачник, а как раз таки любимый сынок: не выдержав статуса «семейного солнца», у которого не должно быть ни малейшей тени, он, «устав ловить момент», кончает жизнь самоубийством. С этого дня отцу, наконец, придется заметить второго сына.  

Если знать политическую обстановку, то в тихой, интимной и  семейной драме можно увидеть не просто разборки в рамках одной семьи, но и взаимоотношения современного Китая и Тайваня: с одной стороны, жестокого и категоричного «отца» в лице КНР, с другой, пусть и маленького, но непослушного «сына» – острова, которые Китай считает своей неотъемлемой частью, и на паспортах их граждан есть надпись «Китайская республика». Впрочем, у тайваньских политиков, конечно же, иное мнение по этому поводу. Они даже обсуждали возможность сделать эту надпись шрифтом помельче, чтобы их не путали с обычными жителями КНР. 

Данный фильм вряд ли будет номинирован на «Оскар», но посмотреть его можно, ведь это одна из самых зрительских картин в программе – все эти фонтаны крови, отрубленные руки в супе и бои при помощи ассенизаторской машины и ее недр сняты в лучших традициях брутального азиатского кино. Не зря ее премьера состоялась на фестивале кино в Торонто, где главную награду вручает зритель. Также лента входила в программу кинофестивалей в Пусане, Токио и Сингапуре. И не случайно картину купил Netflix, ориентированный на большую зрительскую аудиторию. К тому же благодаря великолепной операторской работе зритель воспринимает ленту как экзотичное мини-путешествие в нематериковый Китай. 

Что касается авторского потенциала, то в 2013 году картина Чун Мунхуна «Душа» (о душе психопата, которая вселилась в тело одного парня) уже была в шорт-листе «Оскара» как «Лучший иностранный фильм», но, к сожалению, не была номинирована. Может быть, повезет на этот раз? Вряд ли, уж слишком хороши другие. 

Сама церемония пройдет 25 апреля 2021 года.

Читайте также