Три лучших сериала про финансовый мир

Опубликовано (обновлено )
«Миллиарды», «Озарк» и «Люди, которые построили Америку»

Криминал, оффшоры, уход от налогов, работа в условиях жесточайшей конкуренции и харизматичные лидеры с животной интуицией и способностью предвидеть будущее – «Курсив» сделал подборку сериалов о мире больших денег.

«Миллиарды»

«Миллиарды» – образцовый финансовый сериал (особенно первые сезоны), увлекательно рассказывающий о мире больших воротил, крупных махинаций, конкуренции на миллиарды и вечного противостояния государства и бизнеса. Впервые «Миллиарды» появились на телеканале Showtime в 2016 году, спустя несколько лет после очередного финансового кризиса. Тогда в Голливуде поняли, что тема денег хотя и специфическая, но при правильной подаче вызывает исключительный интерес и приносит хорошую прибыль – «Волк с Уолл-Стрит» Скорсезе и «Игра на понижение» Адама Маккея прошли на экранах с большим успехом. 

Учитывая, что одним из сценаристов и шоураннеров проекта является Эндрю Росс Соркин, журналист и финансовый колумнист The New York Times, сериал «Миллиарды» должен быть интересен и профессионалам. 

В центре сюжета фильма борьба двух классовых врагов: возмутительно богатого владельца хедж-фонда, миллиардера и гения со звериным чутьем, неуемными амбициями и врожденным желанием нарушать правила Бобби Аксельрода (его сыграл звезда сериала «Родина» Дэмиэн Льюис) и его оппонента – неподкупного и принципиального федерального прокурора штата Нью-Йорк Чака Родса (Пол Джаматти), мечтающего отправить Бобби в места не столь отдаленные и лишить всего состояния. Тем более, повод представился что надо – появились доказательства, что большую часть своего капитала Аксельрод получил за счет инсайдерской информации, что запрещено законом. 

Правда, дело осложняется тем, что Аксельрод – глава AxeCapital, слишком крупная рыба, а еще и любимец прессы и публики, выгодно использовал, как бы это кощунственно ни звучало, великую американскую трагедию 11 сентября. Плюс ко всему, жена Чака – доминантная красотка Венди Родс, корпоративный психолог в компании Аксельрода и крутой мозгоправ, который мотивирует людей так, что они приносят компании сверхприбыли. Линия нереальная для действительности, но выступающая идеальной составляющей для всех драматургических перипетий в сериале. 

Интересно, как меняются персонажи от сезона к сезону. Зрители, сначала ужаснувшиеся, а потом восхитившиеся железным характером прокурора Родса, который хоть и неприятный тип, но зато прижучивает тех, с кем даже боятся связываться, видят, как он мельчает. Или это называется «очеловечивается»? Вот он в первом сезоне с завидной невозмутимостью сажает и мелких преступников, о семьях которых больше некому позаботиться, и крупных игроков, друзей отца, которых знал с детства, а в пятом уже сам становится элементом преступной схемы – подкупает врачей и просит обходным путем найти отцу почку. 

То же самое и с Аксельродом. В первом сезоне он монстр, хищная акула, которая съест и не подавится, а в пятом уже пародия на себя – эксцентрик, принимающий аяуаску и пилюли, чтобы обострить ясность ума, и вынужденный соревноваться за первенство не с бизнесменом, а с всего лишь инфлюенсером – Майклом Принсом. Но сценарная ли это слабость и усталость шоураннеров проекта или естественное изменение персонажа с ходом времени, ведь все глыбы рано или поздно тают, а альфа-самцы уступают свое место – решать зрителю. 

Каждый сезон «Миллиардов» соответствует актуальной повестке – если в 2016-м в сериале сажали за сделки по инсайдерской информации, то в 2020-м копают под ребят, которые майнят криптовалюты и крадут электроэнергию в диких масштабах. 
Ну и заключительный штрих к тому, чтобы начать смотреть «Миллиарды» или продолжить это делать – это мощная психоаналитическая линия, которая тянется через весь сериал. Там и садомазохизм, и желание доминировать любой ценой, и получение удовольствия от подчинения – эрос и танатос, наши архетипы и «тени», все как в учебнике по психоанализу. Жаль только, что пятый сезон скоропалительно закончился на седьмой серии – из-за коронавируса не успели все отснять. Но шестой сезон уже обещали – ждем.

«Озарк»

Драматический сериал о финансовом консультанте Марти Берде (Джейсон Бейтман), отмывавшем деньги мексиканских наркобаронов, в нашей подборке самый криминальный: в нем финансовые преступления щедро «приправлены» настоящей кровавой бойней – в каждой серии есть как минимум одна жертва. 

Сюжет завязывается, когда жестоко убивают партнера Берда, который увел деньги у мафии. Сам же он выкупает жизнь в обмен на обещание вернуть несколько миллионов в кратчайшие сроки. Кроме того, Марти предлагает отмывать деньги в куда больших объемах, только для этого ему нужно переехать подальше от ищеек из ФБР – к живописнейшему миссурийскому озеру Озарк. Берд переезжает, однако его семья, также переместившаяся с ним, оказывается на грани развала. Дальше – только хуже: одновременно находиться в центре внимания нескольких преступных групп и агентов ФБР – так себе удовольствие. 

222_1.png

Сериал, появившийся на Netflix в 2017 году, понравился зрителям, о чем говорят три вполне себе успешных сезона и контракта на четвертый, заключительный, сезон. А вот у критиков «Озарк» вызвал неоднозначные эмоции, ведь очень уж он похож на «Во все тяжкие», только с поправкой на то, что действующее лицо не учитель химии, умирающий от рака и стремящийся напоследок заработать семье денег, а потерявшийся в своей рефлексии, кризисе среднего возраста и проблемах в браке финансист. 

И это сравнение не в пользу «Озарка» – перед харизмой Уолтера Уайта из «Во все тяжкие», который за несколько сезонов из неудачника по жизни превратился в бескомпромиссного подпольного короля, устоять было крайне сложно. Однако и у сериала с финансистом-Бейтманом тоже есть плюсы. 

Во-первых, в «Озарке» подробно показана теневая сторона финансового мира, а обыватель любит узнавать, как работают офшоры и отмываются деньги, и смотреть со стороны на все риски, опасности и подводные течения. Сериал рассказывает, как не стать жертвой чьей-то преступной финансовой схемы и заодно служит легким ликбезом для тех, кто не знаком с основами экономики. 

Во-вторых, «Во все тяжкие» был по большому счету сольным проектом гения и монстра в одном лице Уолтера Уайта (даже несмотря на его потрясающий, один из лучших дуэтов в истории кино с Джесси Пинкманом). В «Озарке» же драматургия замешана на противостоянии главного героя и изменившей ему жены, а также борьбе за авторитет в глазах собственных детей, ведь потерять его страшнее, чем умереть в лапах наркобаронов. В историю Уайта семья была вписана скорее как мотиватор и двигатель сюжета, в «Озарке» она – вместилище главного конфликта. А войны внутри семьи изматывают не меньше разборок с наркомафией. 

Еще один несомненный плюс «Озарка» – в современном контексте. Здесь впервые показан человек, который не только борется с экосистемой выбранного места и плохими людьми, но еще и пытается выжить в мире нескончаемой информации, цифр и тотального контроля со стороны государства.

«Люди, которые построили Америку»

Жизнь – лучший драматург, и восьмисерийник, посвященный первым американским миллиардерам, еще раз доказывает это утверждение. По-настоящему захватывающий документальный сериал построен на биографиях реальных людей, знаменитых богачей, заложивших основы американской экономики и выведших США в супердержавы. 

Несмотря на повторы информации в эпизодах и использование уже старомодного приема художественной реконструкции событий (Рокфеллера, Карнеги и других героев ленты изображают актеры) картина впечатляет и спустя восемь лет после своего выхода. Исторические события зачастую подаются через призму восприятия ныне живущих американских магнатов и бизнесменов, у которых берутся интервью. Одним из спикеров, например, выступил Дональд Трамп – тогда еще не экс-президент Америки, а просто эксцентричный миллиардер, который рассуждает о бизнес-стиле того или иного героя сериала. 

Каждая серия «Людей, которые построили Америку» посвящена одному из выдающихся предпринимателей США. Героев не так много: суровый, жесткий и мощный, как гризли, «король железных дорог» Корнелиус Вандербильт; величайший нефтяник и первый супербогач планеты Джон Рокфеллер; стальной магнат, строитель впечатляющих мостов, небоскребов и культурных учреждений Эндрю Карнеги; популяризатор электричества и один из отцов американской банковской системы Джон П. Морган; создатель знаменитой марки машин Генри Форд, благодаря которому автомобили стали доступны американцам среднего класса. 
40-минутные очерки о методах бизнесменов, их стиле управления компаниями невероятно увлекают, а кого-то и мотивируют, так что к просмотру сериал обязателен.

111_4.png

Читайте также