Покупатели стали экономить на продуктах и больше тратить на одежду

Опубликовано (обновлено )
Как изменились потребительские привычки - наблюдения ретейлеров

Ретейлеры сообщают о повышении среднего чека в продуктовом сегменте и нетипичных для кризисов переменах в поведении потребителей при покупке одежды. Происходит это на фоне падения объемов розничной торговли в Казахстане.

Так, за девять месяцев 2020 года показатели розницы сократились на 6,8% — до 8 трлн тенге — по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году. Сильнее всего просели Нур-Султан (-13,2%, до 901,4 млрд тенге) и Алматы (-9,7%, до 2,4 трлн тенге), которые традиционно показывали рост. Единственным регионом с положительной динамикой стал Шымкент (+2,7%, до 284,7 млрд тенге). 

Сеть ТРЦ MEGA отмечает снижение покупательской активности. По словам директора департамента аренды сети Татьяной Ходжаевой, за первые девять месяцев 2020 года товарооборот арендаторов сети ТРЦ MEGA упал на 39,4%. А вот сентябрь год к году показал рост в среднем на 4,7%. Но не стоит забывать, что из девяти месяцев торговые центры проработали только пять – рост был обусловлен отложенным спросом. 

«Сейчас мы наблюдаем интересную тенденцию, не характерную для кризисных периодов. Согласно данным за сентябрь 2020 года, продажи брендов из сегмента средний минус (со средним чеком 9 тыс. тенге) упали на 15,7%, а вот продажи брендов из сегмента средний плюс (со средним чеком 35 тыс. тенге) выросли на 13,3% за аналогичный период”, — рассказывает Татьяна Ходжаева.

Ходжаева не исключает, что спрос повысился из-за акций и скидок, направленных на то, чтобы распродать товары, которые не были реализованы во время действия строгих карантинных мер.

Продуктовый ретейлер Magnum считает, что некорректно сравнивать продажи сети год к году: количество филиалов постоянно увеличивается (так, на конец 2019 года у Magnum было 42 магазина, на конец октября 2020-го – 77). Тем не менее PR-менеджер торговой сети Дмитрий Шишкин рассказал, что в наименьшей степени приросли Алматы и Нур-Султан, что обусловлено карантинными мерами и их экономическими последствиями. Максимальный прирост был у Magnum в Шымкенте — в городе открылось несколько новых магазинов.

Шишкин отмечает, что изменилось поведение клиентов сети. Средний чек вырос: люди стали закупаться реже, но на большие суммы, чтобы сделать запасы товаров первой необходимости.

«В целом заметно снижение покупательской способности», — говорит Дмитрий Шишкин. — 38% опрошенных нами покупателей отмечают снижение дохода. 55% отметили, что стали больше экономить на продуктах. Это заметно и на структуре продаж: примерно на 10% возрос спрос на бюджетные товары и примерно на столько же снизился спрос на товары более дорогих сегментов».

Потребление как таковое не снизилось, но сместилось в более дешевый сегмент. Из-за пандемии возросло значение магазинов у дома — люди стали бывать в них гораздо чаще, чем в супермаркетах, расположенных в ТРЦ.

Читайте также