Венеция, которую вы, скорее всего, не знаете

Опубликовано
Отличный момент, чтобы открыть для себя малоизвестные, но потрясающие достопримечательности онлайн

Вместо путешествий на самолете сейчас самое время для путешествий при помощи ноутбука. Давно хотели попасть в Венецию? Как и бывалые туристы, мы вполне можем сойти с избитых маршрутов, чтобы посетить гораздо более утонченные места. Многие из них, хотя и не все, по-прежнему с нами благодаря усилиям по их реставрации со стороны американского фонда Save Venice.

Взять, к примеру, изысканную миниатюрную церковь Санта-Мария-деи-Мираколи. Эта жемчужина эпохи Возрождения, одновременно строгая и роскошная, была построена специально для чудотворного образа Девы Марии. Внутри здание щедро декорировано мрамором, резьбой и мозаикой из порфира и темно-зеленого мрамора Verde Antica. Снаружи церковь украшена колоннами и арочным фронтоном, а игра арок и круглых элементов готовит нас к обозрению невероятно пропорцио­нального и светлого внутреннего пространства с широкой лестницей, ведущей к стоящему на возвышении алтарю, и с кессонным потолком, чья геометрическая форма удивительно эстетична.

im-215021.jpg

С 1988 по 1998 год каждый дюйм церкви был тщательно восстановлен и укреплен (фотографии в хорошем качестве «до и после» доступны на сайте фонда Save Venice).

На YouTube доступен информативный и визуально приятный виртуальный тур по церкви от фотографа Самуэля Магала. Он позволяет зрителю насладиться геометрическим дизайном в экстерьере церкви и исследовать узоры и нежные цветовые сочетания внутри здания – они, как и слепая аркатура, характерны для венецианских церквей эпохи раннего Возрождения. Мы подходим к алтарю, а затем осматриваем удивительного вида потолок, покрытый позолотой и роскошным декором, обрамляющим роспись.

Восхитительные картины Витторе Карпаччо (1465–1520) в Скуола ди Сан-Джорджо-дельи Скьявони, где показаны различные религиозные сюжеты в обстановке венецианских домов той эпохи либо на фоне фантастической архитектуры, сейчас находятся в процессе реставрации. YouTube-канал Life 360° опубликовал видео, где представлены оба этажа Сан-Джорджо: на первом зал с работами Карпаччо; на втором – помещение, оформленное менее известным художником. Кнопка в верхнем левом углу экрана позволяет просматривать контент на все 360 градусов.

Картины Карпаччо традиционно наполнены привлекательными деталями – великолепными костюмами и восхитительными животными, в их числе дракон с вьющимся хвостом, которого пронзает святой Георгий, изображенный скачущим на коне. Что из всего этого очаровывает больше всего? Пожалуй, придется выбирать между святым Иеронимом и его ручным львом, напугавшим группу монахов, и настороженной маленькой собачкой, которая сидит в просторной келье рядом со святым Августином. На веб-сайте Save Venice представлены фотографии в высоком качестве «до» и ожидаемый вид «после» (реставрационные работы должны быть завершены осенью 2021 года). Будем надеяться, что к тому времени мы сможем лично увидеть эти картины.

im-215036.jpg

На противоположной стороне Гранд-канала расположена церковь святого Себастьяна. Пожалуй, сегодня это наиболее подходящее место для экскурсии, поскольку святой Себастьян был заступником против чумы. Церковь – яркий пример творчества Паоло Веронезе (1528–1588), который наряду с Тицианом и Тинторетто является одним из величайших мастеров эпохи Ренессанса в Венеции. В период между 1555 и 1570 годами он расписывал здесь потолок, стены и створки органа, и также завершил монументальную работу «Мадонна во славе со святым Себастьяном и другими святыми» для главного алтаря церкви, создав то, что иногда называют «Сикстинской капеллой Веронезе».

Роспись на потолке церкви рассказывает историю Есфири – отважной еврейской царицы, спасшей свой народ от истребления. Работу отличают яркие краски и потрясающая перспектива. Стены украшают выполненные на сырой штукатурке фрески с сюжетами из жизни святого Себастьяна и расписные архитектурные элементы. Но именно работы Веронезе оживляют пространство вокруг. Массивные декоративные колонны, решетки и нарисованные скульптуры соперничают по реалистичности с настоящими; кажется, что лучник на одной стороне нефа вот-вот выпустит стрелу в святого на противоположной стороне. На YouTube можно посмотреть великолепный видеотур по церкви, его ведет главный хранитель галереи «Коллекция Фрика» Хавьер Саломон.

im-215053.jpg

Двигаясь вперед, к следующим историческим эпохам, мы с помощью сервиса Google Arts & Culture можем посетить Ка-Реццонико, великолепный дворец середины XVIII века на Гранд-канале, настоящий музей Венеции эпохи XVIII века.

im-215059.jpg

Роскошные залы, мебель и люстры перемещают нас в шумный мир Джакомо Казановы – так он жил до того, как был заключен в тюрьму, из которой в итоге сбежал, покинув Венецию. Здесь представлены потолочные росписи Джованни Баттисты Тьеполо (1696–1770) с невероятно реалистичными фигурами и небом; разнообразные небольшие жанровые сцены Пьетро Лонги (1701–1785); полотна Франческо Гварди (1712–1793), в том числе картина, где изображены переговоры между знатными дамами и их поклонниками. Считаете, что этого мало? В 1880-х
в этом дворце жил сын поэта Роберта Браунинга, а у художника Джона Сингера Сарджента здесь располагалась студия; в 1920-х в резиденции побывал композитор Коул Портер. 

В течение нескольких поколений у богатых венецианцев были вторые дома на так называемой терраферме, другими словами – у них были виллы в глубине материка. И если вид церкви святого Себастьяна пробудил у вас интерес к творчеству Веронезе – мастера блестящих иллюзий, то самое время посетить город Мазер, расположенный в нескольких километрах от побережья, где в середине XVI века архитектор Андреа Палладио (1508–1580) построил виллу для семьи Барбаро. Окунуться в атмосферу виллы можно, посмотрев на YouTube два очень хороших видеоролика – «The Villa Barbaro: A Veronese Decoration» и «Paolo Veronese: I Luoghi #Villa di Maser». Также у виллы есть собственный веб-сайт, где показаны детали произведений мастера и подробно рассказывается о магическом смешении вымысла и реальности мира Веронезе.

К примеру, на первом этаже виллы Веронезе нарисовал портреты-иллюзии, изображающие членов семьи и их слуг (некоторые, кажется, прямо сейчас войдут в зал через нарисованные дверные проемы), различных домашних животных, пейзажи, в деталях прорисовал сложные архитектурные и скульптурные элементы и случайные аллегории. Это настолько поражает, что возникает желание буквально шагнуть внутрь картины. Неудивительно, что семья Барбаро, в отличие от большинства венецианских аристократов, сделала виллу своей главной резиденцией.

Автор текста Карен Уилкин – независимый эксперт и искусствовед.

Читайте также