Заявки на 42 500 тенге в Казахстане будут принимать до осени

В Минтруда просят претендентов на соцвыплату не подавать заявления дважды

Фото: Аскар Ахметуллин

Заявления на назначение социальной выплаты в размере одной минимальной заработной платы — 42 500 тенге – в связи с потерей дохода можно будет подавать с 17 июля. Прием заявлений продлится до 1 сентября. Заявления за наемных работников будут подавать работодатели, остальные будут подавать заявления самостоятельно. Об этом на брифинге 16 июля сообщил министр труда и социальной защиты населения Биржан Нурымбетов.

Социальная выплата в 42 500 тенге будет выплачиваться АО «Государственный фонд социального страхования» по поручению главы государства в связи с введением карантинных мер в июле 2020 года. Условием для выплаты является полная потеря дохода работающими.  

На 42 500 тенге смогут претендовать следующие категории граждан:

1) работники, находящиеся в отпуске без сохранения заработной платы, за исключением работников банков второго уровня, организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, и аффилированных с ними юридических лиц, государственных юридических лиц (кроме работников государственных предприятий на праве хозяйственного ведения), а также юридических лиц, 100% акций и долей участия в уставном капитале которых принадлежат государству;
2) индивидуальные предприниматели;
3) лица, занимающиеся частной практикой;
4) физические лица, получающие доходы по договорам гражданско-правового характера (ГПХ), предметом которых является выполнение работ (оказание услуг);
5) физические лица, являющиеся плательщиками единого совокупного платежа (ЕСП).

Списки работников, находящихся в отпуске без сохранения заработной платы, и имеющих право на выплату, представляются работодателями через порталы egov.kz и 42500.enbek.kz. Факт ограничения их деятельности будет подтверждаться районными и городскими штабами, в состав которых входят представители национальной палаты предпринимателей «Атамекен» и профсоюзов.

Другие категории потерявших доходы подают заявление на назначение выплаты самостоятельно. В частности, граждане, подпадающие под назначение выплаты, не являющиеся наемными работниками, могут подать заявления через:

- веб-портал «Электронного правительства» – egov.kz;
- портал 42500.enbek.kz;
- telegram-bot «Электронного правительства»;
- приложение 42500.enbek.kz в мессенджере Aitu;
- мобильные приложения и интернет-ресурсы банков второго уровня.

«Также мы предусматриваем назначение выплаты и в проактивном формате. Граждан, получивших выплату в прошлый раз, деятельность которых с большой вероятностью также попала под ограничения, мы через sms-сообщение попросим подтвердить факт потери дохода. В случае положительного ответа и согласия на проактивное назначение выплаты будут назначены без заявления. И им уже не нужно подавать заявления на порталах, они могут далее отслеживать свой статус», – отметил Нурымбетов.

Министр отметил, что единовременная выплата не положена лицам, у которых отсутствует факт полной потери дохода в связи с введением строгих ограничительных карантинных мер, в том числе:

1) если деятельность работодателя, индивидуального предпринимателя, лица, занимающегося частной практикой, или юридического лица, с которым заключен договор гражданско-правового характера, не ограничена введением строгих ограничительных карантинных мер;

2) лицам, которые находятся в оплачиваемом ежегодном трудовом или в социальном отпуске, а также освобожденным от работы в связи с введением простоя в соответствии с трудовым законодательством;

3) плательщикам ЕСП, у которых отсутствует факт уплаты единого совокупного платежа в первом полугодии текущего года;

4) физическим лицам, получающим доходы по договорам ГПХ, за которых отсутствует факт уплаты обязательных пенсионных взносов в первом полугодии текущего года;

5) получателям пенсионных выплат, государственных пособий, адресной социальной помощи, получателям социальных выплат, выплачиваемых из ГФСС, лицам, охваченным мерами содействия занятости, и лицам, не входящим в состав рабочей силы в соответствии с законом «О занятости населения», впервые уплатившим ЕСП в период ограничительных карантинных мер;

6) лицам, находящимся на полном государственном обеспечении в учреждениях уголовно-исполнительной системы;

7) в случае восстановления потерянного дохода получателя единовременной выплаты.

«На всех порталах и телеграмм-ботах, как и в прошлый раз, внизу будет запись, которой вы подтверждаете, что вы потеряли доход именно в связи с усилением карантинных мер. Также подтвердите ответственность, что эти сведения не ложные», – сказал Нурымбетов.

По его словам, заявления на выплату 42 500 тенге можно будет подавать с 17 июля.

Министр отметил, что заявления стоит подавать только один раз.

«Не стоит подавать несколько раз одно и то же заявление или же на каждом портале или телеграмм-боте. Во-первых, это создаст нагрузку на порталы. Во-вторых, будут созданы ограничения для других лиц, которые хотели бы подать эти заявления. В прошлый раз 18 млн раз было подано (заявление на получение 42 500 тенге), поэтому убедительная просьба (не подавать второй раз заявление) – мы сделали так, что второй раз заявление проходить не будет», – сказал он.

По его словам, при подаче заявления во второй или третий раз будет выходить сообщение о том, что по этому ИИНу уже было подано заявление.

«Когда вы подадите в первый раз, выйдет сообщение, что заявление принято и вы можете отслеживать свой статус», – сказал Нурымбетов.

Напомним, 14 июля на брифинге глава Минтруда сообщил, что соцвыплата в 42 500 тенге будет назначаться с понедельника, 20 июля. До этого срока Национальный банк и правительство дофинансируют АО «Государственный фонд социального страхования» (ГФСС).

В ходе расширенного заседания правительства 10 июля президент Касым-Жомарт Токаев сообщил, что в период карантина 42 500 тенге необходимо выплачивать особо нуждающимся.

Ранее в республике в период действия режима чрезвычайного положения в связи с распространением коронавирусной инфекции (с 16 марта по 11 мая) работникам, попавшим под сокращение или отправленным работодателями в неоплачиваемый отпуск, государство выплачивало пособие в размере минимальной заработной платы (42 500 тенге).

За время действия режима ЧП пособие выплачивали дважды – за первый месяц вынужденного простоя его получили 4,5 млн казахстанцев, за второй – 3,8 млн граждан. Как минимум один раз соцвыплату получили 4,6 млн человек. После снятия режима ЧП выплаты прекратились, при этом Трудовой кодекс дополнили нормой (статья 112), согласно которой в случае последующих простоев выплату в 42 500 тенге должны выплачивать своим сотрудникам работодатели.

В случае невыплаты такого пособия бизнес ждут различные штрафы, в зависимости от его размеров. Предприятия малого бизнеса за невыплату и задержку этого пособия при освобождении работника ждет штраф в 60 месячных расчетных показателей (с 1 апреля 2020 года 1 МРП в Казахстане составляет 2 778 тенге), средний бизнес – штраф в 100 МРП, крупный бизнес – в 150 МРП.

С 5 июля 2020 года в Казахстане был объявлен ограничительный карантинный режим на 14 дней, с возможностью его продления после 20 июля. В рамках этого карантинного режима запрещена деятельность салонов красоты, парикмахерских, спортивных залов, фитнес-центров, бассейнов, продовольственных и непродовольственных крытых рынков, пляжей, аквапарков, объектов культуры, музеев, развлекательных центров, детских дошкольных учреждений (кроме дежурных групп), религиозных объектов, развлекательных центров в ТРЦ, развлекательных учреждений (караоке, бильярдов, компьютерных клубов, боулинг-центров), кинотеатров, детских оздоровительных лагерей, фудкортов и банкетных залов. 14 июля карантин был продлен до 2 августа.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Безопасны ли авиаперелеты в эпоху пандемии?

Современные фильтры снижают риски, но не снимают их полностью

Посадка пассажиров на рейс авиакомпании American Airlines в Сан-Диего. Фото: Sandy Huffaker / Getty Images

Безопасно ли летать на самолетах? Этот вопрос – один из ключевых для экономики, семейных отношений и потребности хотя бы на время вырваться из рутины.

Ответ: не так безопасно, как индустрия авиаперевозок хотела бы, чтобы вы считали, но гораздо безопасней, чем вы могли подумать.

Салоны самолетов оборудованы мощной системой кондиционирования, и этот постоянный поток воздуха, смешанный со свежим атмосферным воздухом, очевидно, снижает риск распространения вируса COVID-19. Идея аналогична тому, что находиться на открытом пространстве, где много свежего воздуха, безопаснее, чем внутри помещения.

«Многие думают, что лететь в самолете – это все равно, что лететь в запечатанном цилиндре, но это совсем не так», – говорит Аманда Симпсон, вице-президент по исследованиям и технологиям компании Airbus Americas.

Авиакомпании и авиапроизводители делают все возможное, чтобы вселить в путешественников уверенность в безопасности полетов. Они утверждают, что эффективная работа системы вентиляции вместе с фильтрацией воздуха и постоянным забором свежего забортного воздуха делают салон самолета более безопасным в плане защиты от вирусов по сравнению со многими другими закрытыми общественными помещениями – офисами и ресторанами. Благодаря использованию масок и антисептиков для рук после посещения туалета эта среда становится еще более безопасной, говорят они.

Некоторые эксперты в сфере здравоохранения полагают, что риски в самолете все-таки намного выше: вентиляция и фильтрация могут и не помочь, если рядом с вами кто-то кашляет или чихает. И не стоит забывать о том, что в самолете люди находятся гораздо ближе друг к другу, чем в любом другом публичном месте.

Авиакомпании прекрасно понимают, что это ключевой момент для будущего авиаперевозок. Социологическое исследование, проведенное в начале июня для Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), показало: 65% респондентов из 11 стран самой главной опасностью для пассажиров считают нахождение рядом с инфицированным человеком. Использование уборной оказалось на втором месте.

«В целом уровень общего риска, я думаю, можно оценить как средний», – говорит Марк Жендро, эксперт по вопросам передачи заболеваний в самолетах и главный санитарный врач в больницах Beverly Hospital и Addison Gilbert Hospital в пригороде Бостона.

Недавно к нему обратились с просьбой рецензировать исследование, проведенное в Германии экспертами в области авиамоделирования, и Жендро считает, что результаты этого исследования могут быть очень полезными для всех путешественников. Компьютерные симуляции показали, что наивысший риск заражения COVID-19 среди авиапассажиров возникает во время посадки и высадки. В этот момент контакт между людьми наиболее тесный, поскольку их носы и рты оказываются слишком близко. Только представьте ситуацию, когда кто-то пытается положить свою сумку в багажный отсек над головами сидящих пассажиров.

По словам Говарда Вейсса, одного из авторов проведенного в 2018 году исследования о передаче респираторных заболеваний в самолетах, сравнение с офисным воздухом и другими условиями в этом случае может быть нерелевантным. «В офисах нет кресел, расположенных точно так же, как в самолете», – говорит доктор Вейсс, профессор биологии в Университете штата Пенсильвания.

Существует не так много примеров передачи коронавируса внутри самолета. По данным IATA, отслеживание контактов после рейса от 31 марта между США и Тайванем, где у 12 пассажиров были выявлены симптомы COVID-19, не показало следов передачи заболевания еще 328 пассажирам и членам экипажа. Точно так же следов передачи не было выявлено и на рейсе из Китая в Канаду, где находился один пассажир с симптомами заболевания. Однако, как показали предварительные исследования по рейсу от 2 марта из Лондона во Вьетнам, один пассажир, вероятно, стал источником заражения 14 других людей. Двенадцать из них сидели поблизости.

Среди бортпроводников, по информации авиакомпаний, как правило, нет высокого уровня заболеваний, хотя они проводят в самолетах гораздо больше времени, чем большинство пассажиров. «Если бы здесь существовали проблемы, статистика бы это показала», – отмечает Дэвид Сеймур, главный исполнительный директор компании American Airlines.

Согласно многолетним научным исследованиям, охватывающим различные вспышки заболеваний в прошлом, а также нынешнюю пандемию, вероятность передачи вируса между пассажирами самолета в целом достаточно невысокая. Но это не означает, что риска такой передачи не существует. К примеру, как показало одно из исследований по SARS (еще одному виду коронавируса), один инфицированный пассажир на борту самолета стал причиной заражения сразу 22 человек.

«В настоящее время в целом принято считать, что когда самолет находится в воздухе и система вентиляции работает как положено, она достаточно эффективно очищает воздух от вирусов», – говорит доктор Жендро.

Новое исследование показывает, что посадка и высадка – одни из наиболее опасных моментов для передачи вируса.

Как утверждает Boeing, из-за опасений по поводу того, что авиакомпании могут хотя бы на несколько минут выключать вентиляцию во время посадки или высадки, компания рекомендовала авиалиниям использовать бортовые источники питания для обеспечения работы вентиляции на полную мощность.

Однако авиакомпании этим рекомендациям следовать не обязаны. В США, согласно информации Федерального управления гражданской авиации, нет требований о том, чтобы система вентиляции в салоне самолета работала тогда, когда он находится на земле. 

Впрочем, такие авикомпании, как Southwest, American и ряд других утверждают, что обеспечение работы системы вентиляции на полной мощности не только в воздухе, но и на земле, уже является для них стандартной практикой.

Как правило, коронавирус распространяется в виде частиц, выделяемых инфицированным человеком, которые затем попадают в организм других людей через рот, нос или глаза. Крупные частицы, выделяемые во время кашля или чихания, представляют наибольшую опасность, но, как полагает все большее число ученых, частицы в виде микро­аэрозоля, который выделяется во время дыхания больного, также способны находиться в воздухе и причинить вред.

Эксперты в области авиации считают, что вентиляционные системы самолетов плохо справляются именно с большими частицами. Они слишком велики, и воздушный поток не может их быстро унести с собой. Поэтому те из них, которые оказались в непосредственной близости от пассажира, могут представлять угрозу. Тем не менее эксперты согласны с тем, что бортовая система вентиляции, скорее всего, хорошо справляется с загрязнением микроаэрозолем.

Как утверждает большинство представителей индустрии, система вентиляции и маски делают безопасными и средние места. Авиакомпании также указывают на то, что во многих самолетах с одной стороны прохода установлены два сиденья, поэтому в подавляющем большинстве случаев вы сидите плечом к плечу с кем-то вне зависимости от наличия среднего места.

Похоже, идея с блокировкой среднего ряда кресел – чисто американское изобретение. Опрос, проведенный консалтинговой фирмой IdeaWorks, показал: ни одна из 17 неамериканских авиакомпаний не блокировала средний ряд сидений. Это делают только такие авиакомпании, как Delta, Southwest, JetBlue, Alaska и Frontier.

И все же эксперты в области здравоохранения считают, что, несмотря на невозможность соблюдать социальную дистанцию в салоне самолета, отсутствие соседа в среднем кресле снижает вероятность инфицирования. Во всяком случае, поблизости теперь немного меньше людей, а любая дополнительная дистанция может быть полезной.

Недавние расчеты Арнольда Барнетта, профессора Массачусетского технологического института и эксперта по авиационной статистике, показали, что занятое среднее кресло повышает вероятность заражения вирусом на 79%. Шансы заболеть составили один из 4300 при полностью заполненном салоне против одного из 7700 при пустом среднем ряде в самолетах Airbus A320 или Boeing 737. В обоих случаях риск оказался низким. Сам ученый называет свои данные неполными, но если ориентироваться на них при нынешнем уровне заполняемости самолетов, то получается, что на 600 тыс. пассажиров, ежедневно пользующихся услугами авиакомпаний в США, суточный уровень заболеваемости может составить 90 человек.

10-полоса_WSJ_Воздух-повсюду.jpg

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg