Семерых подсудимых оправдали по делу о смерти грузинского хакера в Караганде

Они вправе претендовать на возмещение ущерба, причиненного незаконным уголовным преследованием

Фото: Shutterstock

В смерти гражданина Грузии Левана Цискаришвили спустя три года следствия и судебных разбирательств не нашли виновных. 

Казыбекбийский суд Караганды оправдал главного обвиняемого Нуртаса Ахметова, которому вменялись две статьи УК РК – 104 «Причинение смерти по неосторожности» и 126 «Незаконное лишение свободы». Также суд оправдал Станислава Ким, Чокана Укеева, Санвела Аракеляна, Еркебулана Сулейменова, Асыла Сагимбекова, Алдияра Накбекова. Указанных лиц обвиняли по 126-й статье УК РК, за исключением Чокана Укеева, которому также было предъявлено обвинение по 194-й статье УК РК «Вымогательство». 

Оправданных освободили из-под стражи, признав за ними право на реабилитацию и возмещения ущерба, причиненного незаконным уголовным преследованием. Гражданский иск матери погибшего Лейлы Исмаиловой, признанной потерпевшей по делу, суд оставил без удовлетворения.  

Как пояснила судья Айгуль Мурзабекова, доказательств, представленных следствием, оказалось недостаточно, чтобы сделать вывод, был Леван Цискаришвили убит умышленно или по неосторожности.

Процессуальные нарушения, допущенные на стадии досудебного расследования, она изложила в частном постановлении в адрес департамента полиции и прокуратуры Карагандинской области. 

«Экспертиза не свидетельствует о причине смерти. Есть телесные повреждения: переломы ребер, щитовидного хряща. Но не установлено, прижизненно или посмертно они образовались. Ни одно предположение о виновности подсудимых не нашло своего подтверждения совокупностью доказательств – свидетельскими показаниями, экспертизами, следственным экспериментом», – добавила судья. 

Адвокат потерпевшей стороны Шокан Кажикаримов не согласен с вынесенным судебным актом и намерен обжаловать его в суде апелляционной инстанции. Свою позицию он собирается строить на показаниях, которые давали свидетели и бывшие подсудимые.  

«Неужели можно лишить человека жизни и остаться без наказания? Подобные приговоры порождают безнаказанность», – отметил Кажикаримов. 

Ранее сообщалось, что в Караганде переквалифицировали дело о смерти грузинского хакера – с убийства на смерть по неосторожности. Основанием для переквалификации дела стало заключение судебно-медицинской экспертизы, которое с самого начала имелось в материалах дела. Согласно документу, определить причину смерти Левана Цискаришвили, время ее наступления, а также какого характера были причиненные травмы, невозможно из-за гнилостных изменений трупа, сожженного перед захоронением. 

15 апреля 2019 года обвинительный приговор десятерым подсудимым, замешанным в смерти Левана Цискаришвили, вынес специализированный межрайонный уголовный суд Карагандинской области. К наиболее строгому наказанию он приговорил карагандинцев Нуртаса Ахметова и Асыла Сагимбекова, назначив каждому 15 лет и шесть месяцев лишения свободы. Их действия тогда квалифицировали по статьям 99 УК РК «Убийство» и 126 УК РК «Незаконное лишение свободы». 

Однако судебный акт так и не вступил в законную силу: суд апелляционной инстанции вернул материалы дела на дополнительное расследование в прокуратуру. В результате действия шести подсудимых были переквалифицированы на менее тяжкие преступления, в отношении оставшихся четырех уголовное преследование было прекращено. В дальнейшем к числу подсудимых прибавился Алдияр Накбеков, которого не задержали сразу из-за того, что он сбежал.

По первой версии следствия, весной 2017 года Леван Цискаришвили прибыл в Алматы по приглашению подсудимых Станислава Кима, Санвела Аракеляна, Чокана Укеева и их друга Рената Омарова. Мужчины хотели открыть бизнес в Темиртау, добыв деньги для этих целей через хакеров.

Войдя в курс дела, Цискаришвили предложил им снять со счета HangSengBank Гонконга $24,5 млн, которые он получил посредством хакерских операций. При этом поставил условия: 25% от общей суммы новые знакомые должны перечислить его матери в Грецию, 75% – на счет казахстанской фирмы, чтобы поделить деньги между собой. В качестве доверенного лица хакера в Гонконг отправился Омаров. Однако там его арестовали за предоставление поддельного сертификата.

После этого гражданина Грузии стали удерживать на съемных квартирах. Незадолго до смерти иностранца перевезли в Караганду, где жил Арсен Жолдыбаев. Мужчина открыл фирму, на валютные счета которой хакер должен был перевести обещанные деньги.

В середине июня Цискаришвили сбежал из арендованной квартиры. Оттуда он попал в Карагандинский областной медицинский центр, где его нашел Еркебулан Сулейменов – друг Укеева. Последние дни жизни иностранец провел в караоке-баре, который принадлежал Сулейменову.  

Владелец заведения приставил к нему трех охранников: администратора Асыла Сагимбекова, а также своих приятелей – Нуртаса Ахметова и Адияра Накбекова.  21 июля трое мужчин спустили Цискаришвили в подвал, где нанесли ему многочисленные удары руками, ногами, металлической рифленой трубкой от кальяна. В результате от полученных повреждений пленник скончался.

Чтобы замести следы преступления, Сагимбеков при помощи приятеля Радия Сайтбагина загрузил труп в багажник своего автомобиля. Дорогу до отдаленной зимовки им показал Канат Мамадяров. Родственник последнего Исатай Копбаев помог отыскать место для могилы с мягкой землей и предоставил автомобильные покрышки для сожжения трупа.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Безопасны ли авиаперелеты в эпоху пандемии?

Современные фильтры снижают риски, но не снимают их полностью

Посадка пассажиров на рейс авиакомпании American Airlines в Сан-Диего. Фото: Sandy Huffaker / Getty Images

Безопасно ли летать на самолетах? Этот вопрос – один из ключевых для экономики, семейных отношений и потребности хотя бы на время вырваться из рутины.

Ответ: не так безопасно, как индустрия авиаперевозок хотела бы, чтобы вы считали, но гораздо безопасней, чем вы могли подумать.

Салоны самолетов оборудованы мощной системой кондиционирования, и этот постоянный поток воздуха, смешанный со свежим атмосферным воздухом, очевидно, снижает риск распространения вируса COVID-19. Идея аналогична тому, что находиться на открытом пространстве, где много свежего воздуха, безопаснее, чем внутри помещения.

«Многие думают, что лететь в самолете – это все равно, что лететь в запечатанном цилиндре, но это совсем не так», – говорит Аманда Симпсон, вице-президент по исследованиям и технологиям компании Airbus Americas.

Авиакомпании и авиапроизводители делают все возможное, чтобы вселить в путешественников уверенность в безопасности полетов. Они утверждают, что эффективная работа системы вентиляции вместе с фильтрацией воздуха и постоянным забором свежего забортного воздуха делают салон самолета более безопасным в плане защиты от вирусов по сравнению со многими другими закрытыми общественными помещениями – офисами и ресторанами. Благодаря использованию масок и антисептиков для рук после посещения туалета эта среда становится еще более безопасной, говорят они.

Некоторые эксперты в сфере здравоохранения полагают, что риски в самолете все-таки намного выше: вентиляция и фильтрация могут и не помочь, если рядом с вами кто-то кашляет или чихает. И не стоит забывать о том, что в самолете люди находятся гораздо ближе друг к другу, чем в любом другом публичном месте.

Авиакомпании прекрасно понимают, что это ключевой момент для будущего авиаперевозок. Социологическое исследование, проведенное в начале июня для Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), показало: 65% респондентов из 11 стран самой главной опасностью для пассажиров считают нахождение рядом с инфицированным человеком. Использование уборной оказалось на втором месте.

«В целом уровень общего риска, я думаю, можно оценить как средний», – говорит Марк Жендро, эксперт по вопросам передачи заболеваний в самолетах и главный санитарный врач в больницах Beverly Hospital и Addison Gilbert Hospital в пригороде Бостона.

Недавно к нему обратились с просьбой рецензировать исследование, проведенное в Германии экспертами в области авиамоделирования, и Жендро считает, что результаты этого исследования могут быть очень полезными для всех путешественников. Компьютерные симуляции показали, что наивысший риск заражения COVID-19 среди авиапассажиров возникает во время посадки и высадки. В этот момент контакт между людьми наиболее тесный, поскольку их носы и рты оказываются слишком близко. Только представьте ситуацию, когда кто-то пытается положить свою сумку в багажный отсек над головами сидящих пассажиров.

По словам Говарда Вейсса, одного из авторов проведенного в 2018 году исследования о передаче респираторных заболеваний в самолетах, сравнение с офисным воздухом и другими условиями в этом случае может быть нерелевантным. «В офисах нет кресел, расположенных точно так же, как в самолете», – говорит доктор Вейсс, профессор биологии в Университете штата Пенсильвания.

Существует не так много примеров передачи коронавируса внутри самолета. По данным IATA, отслеживание контактов после рейса от 31 марта между США и Тайванем, где у 12 пассажиров были выявлены симптомы COVID-19, не показало следов передачи заболевания еще 328 пассажирам и членам экипажа. Точно так же следов передачи не было выявлено и на рейсе из Китая в Канаду, где находился один пассажир с симптомами заболевания. Однако, как показали предварительные исследования по рейсу от 2 марта из Лондона во Вьетнам, один пассажир, вероятно, стал источником заражения 14 других людей. Двенадцать из них сидели поблизости.

Среди бортпроводников, по информации авиакомпаний, как правило, нет высокого уровня заболеваний, хотя они проводят в самолетах гораздо больше времени, чем большинство пассажиров. «Если бы здесь существовали проблемы, статистика бы это показала», – отмечает Дэвид Сеймур, главный исполнительный директор компании American Airlines.

Согласно многолетним научным исследованиям, охватывающим различные вспышки заболеваний в прошлом, а также нынешнюю пандемию, вероятность передачи вируса между пассажирами самолета в целом достаточно невысокая. Но это не означает, что риска такой передачи не существует. К примеру, как показало одно из исследований по SARS (еще одному виду коронавируса), один инфицированный пассажир на борту самолета стал причиной заражения сразу 22 человек.

«В настоящее время в целом принято считать, что когда самолет находится в воздухе и система вентиляции работает как положено, она достаточно эффективно очищает воздух от вирусов», – говорит доктор Жендро.

Новое исследование показывает, что посадка и высадка – одни из наиболее опасных моментов для передачи вируса.

Как утверждает Boeing, из-за опасений по поводу того, что авиакомпании могут хотя бы на несколько минут выключать вентиляцию во время посадки или высадки, компания рекомендовала авиалиниям использовать бортовые источники питания для обеспечения работы вентиляции на полную мощность.

Однако авиакомпании этим рекомендациям следовать не обязаны. В США, согласно информации Федерального управления гражданской авиации, нет требований о том, чтобы система вентиляции в салоне самолета работала тогда, когда он находится на земле. 

Впрочем, такие авикомпании, как Southwest, American и ряд других утверждают, что обеспечение работы системы вентиляции на полной мощности не только в воздухе, но и на земле, уже является для них стандартной практикой.

Как правило, коронавирус распространяется в виде частиц, выделяемых инфицированным человеком, которые затем попадают в организм других людей через рот, нос или глаза. Крупные частицы, выделяемые во время кашля или чихания, представляют наибольшую опасность, но, как полагает все большее число ученых, частицы в виде микро­аэрозоля, который выделяется во время дыхания больного, также способны находиться в воздухе и причинить вред.

Эксперты в области авиации считают, что вентиляционные системы самолетов плохо справляются именно с большими частицами. Они слишком велики, и воздушный поток не может их быстро унести с собой. Поэтому те из них, которые оказались в непосредственной близости от пассажира, могут представлять угрозу. Тем не менее эксперты согласны с тем, что бортовая система вентиляции, скорее всего, хорошо справляется с загрязнением микроаэрозолем.

Как утверждает большинство представителей индустрии, система вентиляции и маски делают безопасными и средние места. Авиакомпании также указывают на то, что во многих самолетах с одной стороны прохода установлены два сиденья, поэтому в подавляющем большинстве случаев вы сидите плечом к плечу с кем-то вне зависимости от наличия среднего места.

Похоже, идея с блокировкой среднего ряда кресел – чисто американское изобретение. Опрос, проведенный консалтинговой фирмой IdeaWorks, показал: ни одна из 17 неамериканских авиакомпаний не блокировала средний ряд сидений. Это делают только такие авиакомпании, как Delta, Southwest, JetBlue, Alaska и Frontier.

И все же эксперты в области здравоохранения считают, что, несмотря на невозможность соблюдать социальную дистанцию в салоне самолета, отсутствие соседа в среднем кресле снижает вероятность инфицирования. Во всяком случае, поблизости теперь немного меньше людей, а любая дополнительная дистанция может быть полезной.

Недавние расчеты Арнольда Барнетта, профессора Массачусетского технологического института и эксперта по авиационной статистике, показали, что занятое среднее кресло повышает вероятность заражения вирусом на 79%. Шансы заболеть составили один из 4300 при полностью заполненном салоне против одного из 7700 при пустом среднем ряде в самолетах Airbus A320 или Boeing 737. В обоих случаях риск оказался низким. Сам ученый называет свои данные неполными, но если ориентироваться на них при нынешнем уровне заполняемости самолетов, то получается, что на 600 тыс. пассажиров, ежедневно пользующихся услугами авиакомпаний в США, суточный уровень заболеваемости может составить 90 человек.

10-полоса_WSJ_Воздух-повсюду.jpg

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg