Личное богатство казахстанцев растет быстрее, чем в среднем по миру

Республика превысила мировые темпы роста

Фото: Reuters/Shamil Zhumatov

По данным исследования Global Wealth, Казахстан опередил весь мир по темпам роста личных финансовых состояний. В течение последних шес­ти лет объем частных финансовых состояний в Казахстане рос со скорос­тью 15% в год, мировой – 5,6% в год.

Консалтинговая компания The Boston Consulting Group (BCG) опубликовала ежегодный отчет Global Wealth, посвященный динамике частных состояний в мире. 

Отчет BCG основан на исследованиях, проведенных в 97 странах мира, и прослеживает рост частных состояний в мире за последние 20 лет, а также дает прогноз на будущее после пандемии COVID-19.

Screenshot_2_4.png

В Казахстане с 2014 по 2019 год объем личных финансовых состояний рос на 15% в год, составив $100 млрд по итогам прошлого года. Во всем мире с 2014 по 2019 год совокупный объем частных состояний рос на 5,6% в год. Таким образом, рост объема частного богатства в Казахстане превысил мировые темпы роста.

Похожими темпами росли и личные состояния россиян. В 2014–2019 годах их объем увеличивался на 12% в год. 

Как пояснила «Курсиву» глава отдела маркетинга BCG Анна Ганеева, рост состояний в Казахстане немного выше российского за счет низкой базы и более высоких темпов инфляции за последние несколько лет. 

«В то время как в России инфляция составляла 3–5%, в Казахстане она была в диапазоне 5–7%», – отметила Ганеева.

Прогноз с учетом пандемии

BCG ожидает, что дальнейший рост личных состояний казахстанцев в условиях пандемии коронавируса может происходить по трем сценариям.

Quick rebound (быстрый отскок) подразумевает падение ВВП в 2020 году и быстрое и устойчивое ускорение экономики в 2021 году. В таком случае объем частных состояний будет прирастать на 9,9%, до $140 млрд к 2024 году.

Slow recovery (медленное восстановление) – падение ВВП в 2020 году и более медленное восстановление в 2021 году. Темпы роста в 2022–2024 годах стабильные, но ниже предкризисных. Объем частных состояний будет расти на 8,7%, до $135 млрд к 2024 году.

Lasting damage (долговременный ущерб) – значительное падение ВВП в 2020 году с восстановлением темпов роста только в 2022-м. Личные состояния казахстанцев вырастут только на 7,4%, до $124 млрд к 2024 году.

Как отмечается в докладе, под влиянием COVID-19 мировые объемы личного богатства будут расти от 1,4 до 4,5%, в зависимости от сценария. 

В случае «быстрого отскока» мировой объем личных состоя­ний увеличится на 4,5%, до $282 трлн к 2024 году. Бизнес по управлению частным капиталом не почувствует долгосрочного влияния пандемии.

«Медленное восстановление» снизит объем частных состояний до $215 трлн в 2020 году, затем последует рост на 3,2%, до $265 трлн в 2024 году. Маржинальность бизнеса по управлению частным капиталом снизится, более сильные игроки в отрасли начнут поглощать более слабых.

«Долговременный ущерб» снизит объем частных состояний до $210 трлн в 2020 году, рост в дальнейшем составит всего 1,4%, до $243 трлн. Маржинальность бизнеса по управлению частным капиталом значительно уменьшится, консолидация в отрасли усилится. Спектр услуг, которые менеджеры по управлению богатством будут предоставлять своим клиентам, фундаментально изменится: эти услуги будут направлены на снижение издержек, прогнозирует BCG.

Тренд на рост

Согласно отчету, динамика частных состояний на протяжении двух последних десятилетий отличается «необыкновенной устойчивостью к внешним потрясениям». Несмотря на множественные кризисы, частные состояния «продолжают упрямо расти, быстро восстанавливаясь даже после самых суровых испытаний».

Объем личных финансовых состояний в мире почти утроился за последние 20 лет, увеличившись за период с 1999 по 2019 год с $80 трлн до $226 трлн.

Другим трендом стала растущая доля развивающихся рынков в мировом объеме финансовых состояний. По данным BCG, за последние 20 лет так называемые растущие рынки Азии, Восточной Европы, Латинской Америки, а также Ближнего Востока и Африки показывают больший рост богатства, чем развитые рынки.

Если в 1999 году на Азию и другие развивающиеся регионы приходилось всего 9,3% мирового богатства, то к 2009 году эта доля подскочила до 17,3%, а к концу 2019 года – до 25,3%. 

Этому способствуют хорошие темпы роста ВВП и более высокие объемы индивидуальных сбережений. В Китае, например, домашние хозяйства на протяжении последних 20 лет откладывали в среднем более 25% своих доходов, а домохозяйства стран Европы и США – менее 10%.

Совокупный объем частных состояний BCG определяет как «финансовые состояния в собственности взрослых людей (18+)». Нефинансовые элементы состояний (например, недвижимость, золото в слитках и монетах) исключаются. Доступные для инвестирования состояния определяются как «совокупный объем финансовых состояний за вычетом страхования жизни и пенсий, а также внебиржевых и прочих акций».

Совокупный объем частных состояний разделяется на пять классов активов: валюта и вклады, облигации, акции и инвестиционные фонды, страхование жизни и пенсии, прочее. 

Аналитики для своей оценки использовали консолидированные данные центральных банков о финансовых активах домохозяйств во всемирной Системе национальных счетов (System of national accounts).

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Безопасны ли авиаперелеты в эпоху пандемии?

Современные фильтры снижают риски, но не снимают их полностью

Посадка пассажиров на рейс авиакомпании American Airlines в Сан-Диего. Фото: Sandy Huffaker / Getty Images

Безопасно ли летать на самолетах? Этот вопрос – один из ключевых для экономики, семейных отношений и потребности хотя бы на время вырваться из рутины.

Ответ: не так безопасно, как индустрия авиаперевозок хотела бы, чтобы вы считали, но гораздо безопасней, чем вы могли подумать.

Салоны самолетов оборудованы мощной системой кондиционирования, и этот постоянный поток воздуха, смешанный со свежим атмосферным воздухом, очевидно, снижает риск распространения вируса COVID-19. Идея аналогична тому, что находиться на открытом пространстве, где много свежего воздуха, безопаснее, чем внутри помещения.

«Многие думают, что лететь в самолете – это все равно, что лететь в запечатанном цилиндре, но это совсем не так», – говорит Аманда Симпсон, вице-президент по исследованиям и технологиям компании Airbus Americas.

Авиакомпании и авиапроизводители делают все возможное, чтобы вселить в путешественников уверенность в безопасности полетов. Они утверждают, что эффективная работа системы вентиляции вместе с фильтрацией воздуха и постоянным забором свежего забортного воздуха делают салон самолета более безопасным в плане защиты от вирусов по сравнению со многими другими закрытыми общественными помещениями – офисами и ресторанами. Благодаря использованию масок и антисептиков для рук после посещения туалета эта среда становится еще более безопасной, говорят они.

Некоторые эксперты в сфере здравоохранения полагают, что риски в самолете все-таки намного выше: вентиляция и фильтрация могут и не помочь, если рядом с вами кто-то кашляет или чихает. И не стоит забывать о том, что в самолете люди находятся гораздо ближе друг к другу, чем в любом другом публичном месте.

Авиакомпании прекрасно понимают, что это ключевой момент для будущего авиаперевозок. Социологическое исследование, проведенное в начале июня для Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), показало: 65% респондентов из 11 стран самой главной опасностью для пассажиров считают нахождение рядом с инфицированным человеком. Использование уборной оказалось на втором месте.

«В целом уровень общего риска, я думаю, можно оценить как средний», – говорит Марк Жендро, эксперт по вопросам передачи заболеваний в самолетах и главный санитарный врач в больницах Beverly Hospital и Addison Gilbert Hospital в пригороде Бостона.

Недавно к нему обратились с просьбой рецензировать исследование, проведенное в Германии экспертами в области авиамоделирования, и Жендро считает, что результаты этого исследования могут быть очень полезными для всех путешественников. Компьютерные симуляции показали, что наивысший риск заражения COVID-19 среди авиапассажиров возникает во время посадки и высадки. В этот момент контакт между людьми наиболее тесный, поскольку их носы и рты оказываются слишком близко. Только представьте ситуацию, когда кто-то пытается положить свою сумку в багажный отсек над головами сидящих пассажиров.

По словам Говарда Вейсса, одного из авторов проведенного в 2018 году исследования о передаче респираторных заболеваний в самолетах, сравнение с офисным воздухом и другими условиями в этом случае может быть нерелевантным. «В офисах нет кресел, расположенных точно так же, как в самолете», – говорит доктор Вейсс, профессор биологии в Университете штата Пенсильвания.

Существует не так много примеров передачи коронавируса внутри самолета. По данным IATA, отслеживание контактов после рейса от 31 марта между США и Тайванем, где у 12 пассажиров были выявлены симптомы COVID-19, не показало следов передачи заболевания еще 328 пассажирам и членам экипажа. Точно так же следов передачи не было выявлено и на рейсе из Китая в Канаду, где находился один пассажир с симптомами заболевания. Однако, как показали предварительные исследования по рейсу от 2 марта из Лондона во Вьетнам, один пассажир, вероятно, стал источником заражения 14 других людей. Двенадцать из них сидели поблизости.

Среди бортпроводников, по информации авиакомпаний, как правило, нет высокого уровня заболеваний, хотя они проводят в самолетах гораздо больше времени, чем большинство пассажиров. «Если бы здесь существовали проблемы, статистика бы это показала», – отмечает Дэвид Сеймур, главный исполнительный директор компании American Airlines.

Согласно многолетним научным исследованиям, охватывающим различные вспышки заболеваний в прошлом, а также нынешнюю пандемию, вероятность передачи вируса между пассажирами самолета в целом достаточно невысокая. Но это не означает, что риска такой передачи не существует. К примеру, как показало одно из исследований по SARS (еще одному виду коронавируса), один инфицированный пассажир на борту самолета стал причиной заражения сразу 22 человек.

«В настоящее время в целом принято считать, что когда самолет находится в воздухе и система вентиляции работает как положено, она достаточно эффективно очищает воздух от вирусов», – говорит доктор Жендро.

Новое исследование показывает, что посадка и высадка – одни из наиболее опасных моментов для передачи вируса.

Как утверждает Boeing, из-за опасений по поводу того, что авиакомпании могут хотя бы на несколько минут выключать вентиляцию во время посадки или высадки, компания рекомендовала авиалиниям использовать бортовые источники питания для обеспечения работы вентиляции на полную мощность.

Однако авиакомпании этим рекомендациям следовать не обязаны. В США, согласно информации Федерального управления гражданской авиации, нет требований о том, чтобы система вентиляции в салоне самолета работала тогда, когда он находится на земле. 

Впрочем, такие авикомпании, как Southwest, American и ряд других утверждают, что обеспечение работы системы вентиляции на полной мощности не только в воздухе, но и на земле, уже является для них стандартной практикой.

Как правило, коронавирус распространяется в виде частиц, выделяемых инфицированным человеком, которые затем попадают в организм других людей через рот, нос или глаза. Крупные частицы, выделяемые во время кашля или чихания, представляют наибольшую опасность, но, как полагает все большее число ученых, частицы в виде микро­аэрозоля, который выделяется во время дыхания больного, также способны находиться в воздухе и причинить вред.

Эксперты в области авиации считают, что вентиляционные системы самолетов плохо справляются именно с большими частицами. Они слишком велики, и воздушный поток не может их быстро унести с собой. Поэтому те из них, которые оказались в непосредственной близости от пассажира, могут представлять угрозу. Тем не менее эксперты согласны с тем, что бортовая система вентиляции, скорее всего, хорошо справляется с загрязнением микроаэрозолем.

Как утверждает большинство представителей индустрии, система вентиляции и маски делают безопасными и средние места. Авиакомпании также указывают на то, что во многих самолетах с одной стороны прохода установлены два сиденья, поэтому в подавляющем большинстве случаев вы сидите плечом к плечу с кем-то вне зависимости от наличия среднего места.

Похоже, идея с блокировкой среднего ряда кресел – чисто американское изобретение. Опрос, проведенный консалтинговой фирмой IdeaWorks, показал: ни одна из 17 неамериканских авиакомпаний не блокировала средний ряд сидений. Это делают только такие авиакомпании, как Delta, Southwest, JetBlue, Alaska и Frontier.

И все же эксперты в области здравоохранения считают, что, несмотря на невозможность соблюдать социальную дистанцию в салоне самолета, отсутствие соседа в среднем кресле снижает вероятность инфицирования. Во всяком случае, поблизости теперь немного меньше людей, а любая дополнительная дистанция может быть полезной.

Недавние расчеты Арнольда Барнетта, профессора Массачусетского технологического института и эксперта по авиационной статистике, показали, что занятое среднее кресло повышает вероятность заражения вирусом на 79%. Шансы заболеть составили один из 4300 при полностью заполненном салоне против одного из 7700 при пустом среднем ряде в самолетах Airbus A320 или Boeing 737. В обоих случаях риск оказался низким. Сам ученый называет свои данные неполными, но если ориентироваться на них при нынешнем уровне заполняемости самолетов, то получается, что на 600 тыс. пассажиров, ежедневно пользующихся услугами авиакомпаний в США, суточный уровень заболеваемости может составить 90 человек.

10-полоса_WSJ_Воздух-повсюду.jpg

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

qazexpocongresskz.jpg