Коронавирус не сумел пошатнуть популярность морских круизов

Пандемия стала крупным айсбергом на пути круизной индустрии, однако вряд ли долгосрочный спрос со стороны потребителей из-за этого пострадает

Те, кто далек от морского дела и уже поспешил списать индустрию круизов «в утиль», просто не понимают, как она работает.

В течение нескольких десятилетий круизные компании прокладывают себе путь среди различных трудностей, теперь же они столкнулись, возможно, с настоящей угрозой существованию отрасли. Эту угрозу в разгар пандемии образует сочетание таких факторов, как отмена круизов, более жесткое правовое регулирование, судебные иски и возросшие затраты на клининговые услуги. К счастью для круизных компаний, похоже, что любителям морских круизов не терпится вновь подняться на борт кораблей. В конечном счете именно лояльность клиентов должна реанимировать потрепанные кризисом акции крупнейших круизных компаний – Carnival, Royal Caribbean Cruises и норвежской Norwegian Cruise Line. Разумеется, при условии, что к тому времени они сумеют остаться на плаву в финансовом отношении.

Исследование, проведенное Международной ассоциацией круизных линий (CLIA), показывает, что число пассажиров круизных судов ежегодно росло на протяжении последнего десятилетия, за последние пять лет суммарный прирост составил 30%. На рост не повлияли ни крушение лайнера «Коста Конкордия» в 2012 году, когда погибли 32 человека, ни инцидент с пожаром в машинном отделении и последующим затоплением сточными водами, произошедший в 2013 году, ни многочисленные случаи массовых заболеваний на борту лайнеров.

И хотя растущий тренд будет прерван в 2020 году, любители круизов, словно Ишмаэль из романа «Моби Дик», привязаны к морю так сильно, что даже штормы и невзгоды на это повлиять не могут. По оценкам аналитиков, около 30% пассажиров круизных лайнеров – это постоянные клиенты. По данным Carnival, среди гостей компании таковых большинство, многие из них совершают круиз, по меньшей мере, один раз в год, а некоторые по два и более раз. Как и в случае с постоянными посетителями казино, в программах лояльности этот статус является особенно привлекательным, позволяя постоянным клиентам круизных компаний рассчитывать на различные бонусы, начиная от булавки для лацкана пиджака до ужина с капитаном лайнера.

Растет и сам рынок круизов. Как отмечает Робин Фарли, аналитик банка UBS, несмотря на то, что исторически морские круизы всегда привлекали возрастных клиентов, самой быстрорастущей на сегодня группой потребителей на этом рынке как в абсолютном, так и в относительном выражении на сегодня являются миллениалы. Действительно, учитывая наличие самых разных видов круизов – от элитного до бюджетного, от круизов на кошачью тематику до готического, похоже, что теперь круизы есть на любой вкус.

С другой стороны, очевидно, что из-за коронавируса отрасль оказалась в подвешенном состоянии, и в определенном смысле пандемия стала причиной, по которой доверие к индустрии было подорвано. Расследование Wall Street Journal показало, что круизные компании сыграли определенную роль в распространении COVID-19, продолжая круизы даже тогда, когда у пассажиров и членов экипажа были обнаружены симптомы заболевания. Из-за распространения вируса были введены новые правила, которые временно сделали невозможными новые круизы. Центры по контролю и профилактике заболеваний (CDC) ввели запрет на морские круизы, который продлится как минимум до конца июля. Со своей стороны CLIA добровольно приостановила рейсы из портов США до 15 сентября, а компания Carnival отменила все круизы по Северной Америке до 30 сентября.

Когда круизы возобновятся, пребывание на корабле может выглядеть несколько иначе, чем обычно. Многолюдные бары, шоу, бассейны и буфеты на борту не будут работать до тех пор, пока риск заражения не станет минимальным.

Несмотря на это, поклонники круизов уже строят планы относительно будущих путешествий, хотя корабли по-прежнему стоят в доках. Недавно компания Carnival сообщила о растущем спросе на запланированные на следующий год круизы, и не только со стороны тех, кто хотел бы воспользоваться компенсацией за круизы, отмененные ранее в этом году. Как сообщила компания, в течение шестинедельного периода, закончившегося 31 мая, около двух третей заявок на круизы в 2021 году в Carnival поступили от людей, которым компенсация была не положена. О росте числа заявок на круизы в 2021 году сообщила и компания Royal Caribbean. По ее данным, текущий уровень заявок уже превысил аналогичный показатель до пандемии.

Опрос, проведенный банком UBS в мае, показал, что 85% участников круизов, скорее всего, снова отправятся в поездку, 62% опрошенных сообщили, что в будущем будут совершать круизы так же часто, и более половины респондентов сказали, что планируют снова совершить круиз в ближайшие 18 месяцев. Июньский опрос, проведенный туристическим  сайтом Cruise Critic, показывает, что 32% посетителей сайта хотят забронировать свой следующий круиз уже сейчас.

По словам топ-менеджеров круизных компаний, возобновление круизов начнется с нескольких кораблей, но не всех сразу. Аналитики считают, что сначала круизы будут непродолжительными, преимущественно на частные острова, что снизит риски трансграничного регулирования, позволит компаниям контролировать пассажиропоток, а также обеспечить необходимое социальное дистанцирование на суше. Компания Carnival владеет двумя частными островами, а Royal Caribbean наделала шуму в отрасли, инвестировав $250 млн в трансформацию багамского пляжа в тематический парк с самой высокой в Северной Америке водной горкой и крупнейшим волновым бассейном в Карибском регионе. Согласно данным CLIA, в 2018 году граждане США составляли 45% от числа пассажиров всех мировых круизов.

Негативное влияние на ситуацию оказывают и нормативно-правовые риски. По данным информированных источников, напряженность между круизными компаниями и CDC возрастает. Так, власти изучают роль круизных компаний в распространении коронавируса, а адвокаты готовят возможные групповые иски в отношении предполагаемого мошенничества против потребителей и акционеров, а также потенциальных нарушений трудового законодательства.

Кроме того, чем дольше лайнеры остаются в доках, тем более серьезной проблемой становится вопрос с наличием ликвидности. Впрочем, как заявила Carnival, из второго финансового квартала компания вышла с доступной ликвидностью в размере $7,6 млрд, что при среднемесячном уровне расходов позволит ей продержаться без круизов в течение целого года. В прошлом месяце Royal Caribbean также заявила, что общий объем ликвидности у компании составил порядка $5,2 млрд, и этого достаточно, чтобы пережить то, что финансовый директор компании Джейсон Либерти назвал «затянувшимся периодом простоя». Кроме того, немного наличных у компании остается и для подготовки к работе.

Так или иначе, в период с середины января до середины марта акции всех трех основных круизных компаний упали в цене более чем на 80%. Несмотря на то, что некоторые потери они сумели возместить, акции трех основных операторов круизов более чем на 50% ниже по сравнению с уровнем до начала пандемии COVID-19.

Также власти в США уже давно обеспокоены тем, как круизные компании реагируют на вспышки заболеваний на борту кораблей. Как заявил Питер ДеФасио, председатель Комитета по транспорту и инфраструктуре Палаты представителей Конгресса США, он, в частности, обеспокоен тем, что компания Carnival «по-прежнему пытается продать фантазию, выстроенную вокруг круиза», игнорируя при этом возможные угрозы для здоровья людей.

Можно называть это как угодно, но об очередной прогулке по пляжной палубе фантазируют не столько компании, сколько их преданные клиенты.

Screenshot_1_11.png

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

banner_wsj.gif

 

Безопасны ли авиаперелеты в эпоху пандемии?

Современные фильтры снижают риски, но не снимают их полностью

Посадка пассажиров на рейс авиакомпании American Airlines в Сан-Диего. Фото: Sandy Huffaker / Getty Images

Безопасно ли летать на самолетах? Этот вопрос – один из ключевых для экономики, семейных отношений и потребности хотя бы на время вырваться из рутины.

Ответ: не так безопасно, как индустрия авиаперевозок хотела бы, чтобы вы считали, но гораздо безопасней, чем вы могли подумать.

Салоны самолетов оборудованы мощной системой кондиционирования, и этот постоянный поток воздуха, смешанный со свежим атмосферным воздухом, очевидно, снижает риск распространения вируса COVID-19. Идея аналогична тому, что находиться на открытом пространстве, где много свежего воздуха, безопаснее, чем внутри помещения.

«Многие думают, что лететь в самолете – это все равно, что лететь в запечатанном цилиндре, но это совсем не так», – говорит Аманда Симпсон, вице-президент по исследованиям и технологиям компании Airbus Americas.

Авиакомпании и авиапроизводители делают все возможное, чтобы вселить в путешественников уверенность в безопасности полетов. Они утверждают, что эффективная работа системы вентиляции вместе с фильтрацией воздуха и постоянным забором свежего забортного воздуха делают салон самолета более безопасным в плане защиты от вирусов по сравнению со многими другими закрытыми общественными помещениями – офисами и ресторанами. Благодаря использованию масок и антисептиков для рук после посещения туалета эта среда становится еще более безопасной, говорят они.

Некоторые эксперты в сфере здравоохранения полагают, что риски в самолете все-таки намного выше: вентиляция и фильтрация могут и не помочь, если рядом с вами кто-то кашляет или чихает. И не стоит забывать о том, что в самолете люди находятся гораздо ближе друг к другу, чем в любом другом публичном месте.

Авиакомпании прекрасно понимают, что это ключевой момент для будущего авиаперевозок. Социологическое исследование, проведенное в начале июня для Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), показало: 65% респондентов из 11 стран самой главной опасностью для пассажиров считают нахождение рядом с инфицированным человеком. Использование уборной оказалось на втором месте.

«В целом уровень общего риска, я думаю, можно оценить как средний», – говорит Марк Жендро, эксперт по вопросам передачи заболеваний в самолетах и главный санитарный врач в больницах Beverly Hospital и Addison Gilbert Hospital в пригороде Бостона.

Недавно к нему обратились с просьбой рецензировать исследование, проведенное в Германии экспертами в области авиамоделирования, и Жендро считает, что результаты этого исследования могут быть очень полезными для всех путешественников. Компьютерные симуляции показали, что наивысший риск заражения COVID-19 среди авиапассажиров возникает во время посадки и высадки. В этот момент контакт между людьми наиболее тесный, поскольку их носы и рты оказываются слишком близко. Только представьте ситуацию, когда кто-то пытается положить свою сумку в багажный отсек над головами сидящих пассажиров.

По словам Говарда Вейсса, одного из авторов проведенного в 2018 году исследования о передаче респираторных заболеваний в самолетах, сравнение с офисным воздухом и другими условиями в этом случае может быть нерелевантным. «В офисах нет кресел, расположенных точно так же, как в самолете», – говорит доктор Вейсс, профессор биологии в Университете штата Пенсильвания.

Существует не так много примеров передачи коронавируса внутри самолета. По данным IATA, отслеживание контактов после рейса от 31 марта между США и Тайванем, где у 12 пассажиров были выявлены симптомы COVID-19, не показало следов передачи заболевания еще 328 пассажирам и членам экипажа. Точно так же следов передачи не было выявлено и на рейсе из Китая в Канаду, где находился один пассажир с симптомами заболевания. Однако, как показали предварительные исследования по рейсу от 2 марта из Лондона во Вьетнам, один пассажир, вероятно, стал источником заражения 14 других людей. Двенадцать из них сидели поблизости.

Среди бортпроводников, по информации авиакомпаний, как правило, нет высокого уровня заболеваний, хотя они проводят в самолетах гораздо больше времени, чем большинство пассажиров. «Если бы здесь существовали проблемы, статистика бы это показала», – отмечает Дэвид Сеймур, главный исполнительный директор компании American Airlines.

Согласно многолетним научным исследованиям, охватывающим различные вспышки заболеваний в прошлом, а также нынешнюю пандемию, вероятность передачи вируса между пассажирами самолета в целом достаточно невысокая. Но это не означает, что риска такой передачи не существует. К примеру, как показало одно из исследований по SARS (еще одному виду коронавируса), один инфицированный пассажир на борту самолета стал причиной заражения сразу 22 человек.

«В настоящее время в целом принято считать, что когда самолет находится в воздухе и система вентиляции работает как положено, она достаточно эффективно очищает воздух от вирусов», – говорит доктор Жендро.

Новое исследование показывает, что посадка и высадка – одни из наиболее опасных моментов для передачи вируса.

Как утверждает Boeing, из-за опасений по поводу того, что авиакомпании могут хотя бы на несколько минут выключать вентиляцию во время посадки или высадки, компания рекомендовала авиалиниям использовать бортовые источники питания для обеспечения работы вентиляции на полную мощность.

Однако авиакомпании этим рекомендациям следовать не обязаны. В США, согласно информации Федерального управления гражданской авиации, нет требований о том, чтобы система вентиляции в салоне самолета работала тогда, когда он находится на земле. 

Впрочем, такие авикомпании, как Southwest, American и ряд других утверждают, что обеспечение работы системы вентиляции на полной мощности не только в воздухе, но и на земле, уже является для них стандартной практикой.

Как правило, коронавирус распространяется в виде частиц, выделяемых инфицированным человеком, которые затем попадают в организм других людей через рот, нос или глаза. Крупные частицы, выделяемые во время кашля или чихания, представляют наибольшую опасность, но, как полагает все большее число ученых, частицы в виде микро­аэрозоля, который выделяется во время дыхания больного, также способны находиться в воздухе и причинить вред.

Эксперты в области авиации считают, что вентиляционные системы самолетов плохо справляются именно с большими частицами. Они слишком велики, и воздушный поток не может их быстро унести с собой. Поэтому те из них, которые оказались в непосредственной близости от пассажира, могут представлять угрозу. Тем не менее эксперты согласны с тем, что бортовая система вентиляции, скорее всего, хорошо справляется с загрязнением микроаэрозолем.

Как утверждает большинство представителей индустрии, система вентиляции и маски делают безопасными и средние места. Авиакомпании также указывают на то, что во многих самолетах с одной стороны прохода установлены два сиденья, поэтому в подавляющем большинстве случаев вы сидите плечом к плечу с кем-то вне зависимости от наличия среднего места.

Похоже, идея с блокировкой среднего ряда кресел – чисто американское изобретение. Опрос, проведенный консалтинговой фирмой IdeaWorks, показал: ни одна из 17 неамериканских авиакомпаний не блокировала средний ряд сидений. Это делают только такие авиакомпании, как Delta, Southwest, JetBlue, Alaska и Frontier.

И все же эксперты в области здравоохранения считают, что, несмотря на невозможность соблюдать социальную дистанцию в салоне самолета, отсутствие соседа в среднем кресле снижает вероятность инфицирования. Во всяком случае, поблизости теперь немного меньше людей, а любая дополнительная дистанция может быть полезной.

Недавние расчеты Арнольда Барнетта, профессора Массачусетского технологического института и эксперта по авиационной статистике, показали, что занятое среднее кресло повышает вероятность заражения вирусом на 79%. Шансы заболеть составили один из 4300 при полностью заполненном салоне против одного из 7700 при пустом среднем ряде в самолетах Airbus A320 или Boeing 737. В обоих случаях риск оказался низким. Сам ученый называет свои данные неполными, но если ориентироваться на них при нынешнем уровне заполняемости самолетов, то получается, что на 600 тыс. пассажиров, ежедневно пользующихся услугами авиакомпаний в США, суточный уровень заболеваемости может составить 90 человек.

10-полоса_WSJ_Воздух-повсюду.jpg

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

qazexpocongresskz.jpg