Как развивается казахстанский рынок труда

Мнение основателя HireBee Луизы Аветисян

Фото: Pixabay

Hirebee.kz – HR-платформа, нацеленная на сегмент так называемых белых воротничков, уже 12 месяцев работает в Казахстане. За год сотрудничества с крупнейшими работодателями страны и активными соискателями мы вывели несколько главных тезисов о рынке труда в РК и о его потенциале.

Первый. Казахстан может похвастаться активным HR-сообществом и большим количеством ивентов для карьерного роста. За 12 месяцев нашей работы здесь, из которых два страна находилась в карантине, команда hirebee.kz успела поддержать более 20 тематических мероприятий в Алматы, Нур-Султане и Шымкенте. Мы заметили, что в РК такие мероприятия очень популярны, а культура проведения ивентов весьма развита. В период пандемии COVID-19 ивенты перенесли в онлайн-пространство в виде вебинаров. При этом проводиться они стали чаще, а некоторые из компаний, увидев потенциал онлайн-мероприятий, готовы внедрять их в свою HR-бренд стратегию.

Второй. Социальные сети незаменимы для поиска работы. Осознавая значимость соцсетей, мы сделали акцент именно на них. Самое большое количество просмотров получают вакансии, размещенные в сети Instagram.

 

инф1_0.jpg

Вакансии нефтегазовой и IT-отраслей также довольно активно просматриваются в LinkedIn. И хотя, на первый взгляд, Facebook менее популярен в Казахстане как социальная сеть, структура этой платформы и большое количество пользователей, многие из которых считаются лидерами общественных мнений, не позволяют игнорировать его значимость.

Третий. Труднее всего в Казахстане найти программистов и сотрудников в сфере IТ.

инф2_0.jpg

Самые востребованные профессии в Казахстане на данный момент – в сфере информационных технологий. Потребность в хороших талантливых IT-специалистах остро заметна не только в IT-компаниях, но и во всех остальных сферах бизнеса. Банки, телекоммуникационные компании, медиа нуждаются в них, возможно, даже больше, так как рынок требует современных компьютерных решений для всех
сфер жизни.

В результате компании начинают сами выращивать для себя таких специалистов – например, наши партнеры Kolesa Group и Альфа-Банк Казахстан в прошлом году запустили школы data science для студентов и начинающих специалистов с обещанием рабочего места для самых успешных выпускников.

Четвертый. Большая текучесть кадров в розничном бизнесе и не только.

 

инф3.jpg

Хотя сегмент HireBee – это позиции белых воротничков, мы заметили одну общую проблему многих наших крупных клиентов: высокая текучесть кадров. В ретейле она может доходить до 90%. И наша статистика показывает, что в сферах организации производства и банковского дела ситуация не намного лучше. 

В марте мы провели исследование, которое показало, что текучка в Казахстане затрагивает также и руководящие позиции, такие как HR-директор или финансовый директор компании. Шесть из десяти HR-директоров и рекрутмент-менеджеров, с которыми мы работали в течение 12 месяцев, успели поменять рабочее место как минимум один раз за прошедший год.

Текучесть кадров в организации, где сотрудник покидает должность, проработав менее года, вредна для общих результатов компании по многим аспектам. Например, появление нового топ-менеджера означает новую стратегию или, как минимум, сдвиг стратегических решений.

инф4.jpg

Пятый. Коронавирус повлиял на активность работодателей. Если посмотреть на активность рынка с января 2020 года, то самое большое падение числа активных вакансий пришлось на апрель – компании пытались свыкнуться с реалиями чрезвычайной ситуации. Спад начался уже к концу марта, но кульминация была в апреле. С середины мая, после завершения карантина, рынок постепенно возвращается в норму, но пока приоритетом для многих работодателей является не набор сотрудников, а максимальное сохранение рабочих мест.

Почти все отрасли пострадали от воздействия пандемии коронавируса. В Казахстане, как и во всем мире, наибольшему риску подверглись такие сектора, как гостиничный бизнес и туризм, розничная торговля, коммерческая и административная деятельность. Непосредственно в РК в секторах с наибольшим уровнем риска работают около 30% всех занятых, или 2,7 млн человек.

Банки, финансовые организации и телекоммуникации приостановили рекрутинговую активность и сконцентрировались на удержании существующих позиций. В сфере IT в большей степени пострадали компании, которые занимались аутсорс-проектами. Среди наших работодателей из сферы IT, создающих свои собственные продукты, были компании, которые активно продолжали работать и развивать проекты.

Еще один наш партнер – Fircroft Group, которая предоставляет техническим компаниям по всему миру широкий спектр решений по подбору персонала и рабочей силы. Менеджер по подбору персонала Fircroft Group Самал Ташенгалиева так характеризует текущую ситуацию: «С момента введения карантина в Казахстане мы наблюдаем снижение количества новых запросов на подбор персонала в нефтегазовом секторе. Количество вакансий по сравнению с предыдущими периодами значительно сократилось. Параллельно уменьшению числа вакансий наблюдаем увеличение потока соискателей. По большей части – это соискатели, работу которых приостановили или заморозили, а также те, кого сократили. Были ситуации, где кандидат не успел выйти на новую работу во время карантина, как трудовые предложения были отменены, а он уже уволился с предыдущей работы. Думаю, что в ближайшие месяцы количество высвобождений сотрудников компаний будет расти в связи с сокращениями штата, а также с оптимизацией отделов». 

 

инф5.jpg

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Стендап-артистки, взбунтовавшиеся хасидки и плохие-хорошие матери

Рассказываем о трех женских сериалах, номинированных на «Эмми-2020»

Фото: Bokskapet/Pixabay

На прошлой неделе были объявлены номинанты нового сезона премии «Эмми». Вручение ее главных наград должно состояться 20 сентября этого года.

Лидерами по числу номинаций стали основанный на комиксе мини-сериал «Хранители» (его выдвинули по 26 позициям) и комедийно-драматический сериал «Удивительная миссис Мейзел» (он получил 20 номинаций), что хорошо, ведь для него это не первый сезон. Этот ультрауспешный, легкий и красивый ретро-сериал о стендап-комикессе, по сюжету работавшей в 50-х годах в Нью-Йорке, написан сценаристкой Эми Шерман-Палладино, четырехкратной обладательницей «Эмми». Было бы справедливо рассказать и о других сериалах, созданных женщинами и подаривших кино новые женские образы.

Пожалуй, моду на нестандартных героинь задал хит прошлых сезонов – отличный, честный, дерзкий, полный сарказма и маленьких женских секретов сериал «Дрянь», созданный британкой Фиби Уоллер-Бридж. Подхватил тему небанальных героинь образ киллерши-психопатки из «Убивая Еву» (ее также явила миру Уоллер-Бридж), а продолжил – образ бунтарки, сбежавшей из ортодоксальной хасидской общины в Нью-Йорке, показанный в немецко-американском мини-сериале «Неортодоксальная». Он получил в этом сезоне «Эмми» восемь номинаций, в том числе важные – «Лучший мини-сериал» и «Лучшая женская роль». Новых сериалов, где поднимается женская тема, много: это и прекрасное «Утреннее шоу» с Дженнифер Энистон и Риз Уизерспун, и мини-детектив «Невероятное», который называют одним из лучших сериалов нового времени, и «Миссис Америка» с Кейт Бланшетт, названный «идеальным высказыванием о феминизме». Но «Курсив» сделал свою, субъективную, подборку.

«Неортодоксальная»

Начнем с прорывного мини-сериала, который основан на автобиографической книге Деборы Фельдман, сумевшей вырваться из хасидской коммуны в Нью-Йорке в Берлин и отрекшейся от правил и образа жизни своей семьи. Продюсером и шоураннером «Неортодоксальной» стала Анна Вингер, а режиссером - Мария Шредер. Ранее обе работали над сериалами «Германия’83» и «Германия’86». Вингер познакомилась с Фельдман на родительском собрании в школе и была так поражена ее откровениями, что решила снять сериал.

Поразиться там действительно было чему: хасидам нужно соблюдать все традиции, носить национальную одежду и прически и жить так, как было завещано пять тысяч лет назад. Особенно строги хасиды к женщинам. Они не должны учиться и получать образование и профессию. Их главная задача – обслуживание мужчин и нужд семьи: стирка, готовка, уборка, и, конечно, секс, рождение детей и их воспитание согласно списку канонов. Всем членам общины запрещено общаться с посторонними людьми и пользоваться многими благами цивилизации, в частности, смартфонами, и уж тем более интернетом.

17-летняя Эстер или, как ее называют в фильме, Эсти живет в одной из хасидских общин Бруклина вместе со своей бабушкой и тетей, отец ее пьянствует, а мать сбежала и бросила девочку – во всяком случае, так ей говорят с детства. Вскоре Эсти выдают замуж. Матери девушки разрешено следить за колоритной свадьбой со всеми церемониями лишь издалека. Замужняя жизнь Эсти была бы точно такой же, как у соплеменниц, если бы она была такой же, как и остальные женщины коммуны. Но она другая: читает, украдкой ходит на уроки фортепиано, любит музыку и не понимает, зачем нужно было сбривать волосы невесте. Когда выясняется, что у нее проблемы с зачатием и семья тяготится ею, девушка сбегает в Берлин к матери - и ее жизнь становится в миллион раз лучше. Естественно, избавиться от прошлого ей не удастся сразу, ведь ее начинают преследовать. Но тем слаще окажется ее свобода.

На главную роль была приглашена нежная, хрупкая, совсем еще юная (24-летняя девушка играет 17-летнюю) и очень талантливая израильская актриса Шира Хаас. Кастинг в сериале роскошен, он является такой же причиной успеха, как сама история и главная героиня. Это сериал о свободе, изменившейся роли женщины в обществе и устаревших патриархальных правилах, собранный на экзотическом и любопытнейшем материале: жизнь и уклад хасидов – занимательная штука. К просмотру «Неортодоксальная» обязательна, особенно учитывая, что это будет несложно – там всего четыре эпизода.

«Удивительная миссис Мейзел»

Еще один сериал, еще об одной еврейской девушке в Америке, о котором мы уже упоминали ранее, был номинирован на рекордное количество номинаций «Эмми-2020», в том числе на «Лучший комедийный сериал», «Лучшая женская роль» (великолепная Рэйчел Броснахэн), «Лучшая женская роль второго плана» (сразу две актрисы – харизматичная Алекс Борштейн и утонченная Марин Хинкль), «Лучшая мужская роль второго плана» (также сразу два актера – душка Тони Шэлуб и обаятельный Стерлинг К. Браун).

Главная героиня – образцовая домохозяйка Мириам Мейзел (Мидж), обитающая вместе с родителями, супругом, детьми и домработницей в элитном Верхнем Вест-Сайде. Она хорошая дочь и примерная жена, которая и курицу подаст как надо, и в платье всегда будет новом, и мужа поддержит во всех авантюрах, во всем поможет и даже шутки ему напишет, ведь он мечтает стать стендап-комиком. Лишь после того, как он ей изменил с секретаршей, она напивается, случайно оказывается на сцене любимого клуба, где муж всегда терпит фиаско, и понимает, что ей нравится шутить на публику, а публике нравится она. С этого момента ее жизнь и быт становятся для Мидж творческим материалом.

В первом сезоне Мидж переживает развод и пытается привыкнуть к мысли, что женщина может быть комедианткой. Во втором она встречает первого человека, который в нее верит как в артистку – мужиковатую Сьюзи (Алекс Борштейн) и заводит первых друзей и врагов. А в третьем Мидж решает, что карьера важнее, и отправляется с чернокожим певцом на гастроли (актер Лерой МакКлейн). Когда в сериале начинают развиваться и линии всех родственников Мидж, становится в разы интереснее, ведь еврейская семья – тот еще кладезь юмора, любви и взаимных претензий.

Стойкий успех «Удивительной миссис Мейзел» на самом деле неудивителен. Во-первых, это интересная история, в которой сошлись и ностальгические ретро-декорации (дело, как мы уже отмечали, происходит в 50-х), и актуальные для сегодняшнего дня темы. Во-вторых, очень своевременная героиня – красотка, которая пытается сделать карьеру и заработать славу на истинно мужском поприще. В-третьих, легкий комедийный стиль без нравоучений, истерик и пафоса.

В-четвертых, «Миссис Мейзел» – это прекрасный образец бадди-муви, только он не о лучших друзьях-мужчинах, а о подругах. В-пятых, там великолепный визуальный стиль – с огромным количеством винтажной одежды и атрибутов той эпохи, этакий живописный экскурс в моду 50-х. В-шестых, это погружение в увлекательный и совершенно особый мир евреев – тебе интересно узнать, что такое мезуза и зачем они стучат по груди, когда молятся. И, наконец, в-седьмых, там много приятной музыки, особенно в третьем сезоне. Только не рассчитывайте на то, что искрометные шутки будут сыпаться на вас каждую минуту, там это не главное.

«И повсюду тлеют пожары»

Завершает нашу подборку продюсерский проект Риз Уизерспун «И повсюду тлеют пожары». Он получил неоднозначную оценку критиков, но не перестал быть от этого пронзительной сагой о материнстве. Экранизация одноименного бестселлера китаянки Селесты Инг о двух очень разных женщинах оказалась вполне смотрибельной и местами душещипательной. В любом случае, сериал, начинающийся как очередная зарисовка американского быта с перио­дическим скатыванием в мелодраматизм и чрезмерную расовую риторику, к финалу превращается в большую драму. Сериал заметили, и на нынешнем «Эмми» он был отмечен в номинациях «Лучший мини-сериал» и «Лучшая женская роль» (Керри Вашингтон). 

Итак, конец 90-х. В уютном семейном городке Шейкер-Хайтс в штате Огайо, где даже газонной траве не разрешается расти выше допустимых 15 сантиметров, иначе штраф, живет идеальная женщина – мать четверых детей, журналистка провинциальной газеты Элена Ричардсон (Риз Уизерспун). У нее все по плану, включая секс дважды в неделю, книжный клуб раз в месяц и вино не больше мерного стаканчика в 100 мл. Зато у гостьи городка – черной художницы Мии Уоррен (Керри Вашингтон), все наоборот: она плюет на общепринятые правила, свободна, как ветер, работает и занимается сексом только тогда, когда хочет. Одно удручает – она катастрофически бедна, у нее нет даже дома, поэтому Мия с дочерью спят в машине. И когда спасительница всех и вся Элена решает ей помочь – сдает женщине дом, дает работу и знакомит со своей семьей, тут-то все и начинается. Спойлер: для Элены она станет той самой искрой, из-за которой все заполыхает испепеляющим огнем.

Большой плюс сериала – сложные и неоднозначные героини. Правда, если Уизерспун продолжает обогащать полюбившееся ей амплуа (похожие роли у нее были и в «Большой маленькой лжи», и в «Утреннем шоу»), то работу Вашингтон заметили и номинировали. Забавно, что хоть по задумке сценаристов зрительские симпатии должны быть на стороне Мии, большую часть сериала получается ровно наоборот – до определенного момента многие симпатизируют Элене. И все из-за назойливо звучащего в фильме расового вопроса. Если бы не чрезмерный акцент на проблемах меньшинств – национальных, сексуальных, социальных, то сериал мог бы стать идеальным поводом для рассуждений на тему настоящих семейных и нравственных ценностей. Смотреть его нужно хотя бы для того, чтобы провести ревизию в своей жизни – те ли мы люди, за кого себя выдаем, и не предавали ли мы свои мечты?

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

qazexpocongresskz.jpg