Как путешествовать безопасно этим летом

Назван способ: автодом

Плюсы автодома: можно спокойно оставаться в стране надолго, не переживая за расходы на проживание в отеле, а главное – возможность добраться до тех мест, где туристов пока ещё немного. 

Мы выбрали места, которые особенно запомнились нам во время путешествия на автодоме по Грузии, Турции, Ирану, Казахстану. Многие из них обычным туристам неизвестны или недоступны.

Грузия

Грузия.jpg

Приехать в поселок Кацхи, чтобы посмот­реть на Кацхинский столп, можно только на своем транспорте. На вершине 40-мет­рового скального монолита стоит крошечная церковь, к ней ведёт подвесная лестница. Побывать наверху не удалось – сейчас подъем на церковь для туристов запрещен. Женщин никогда сюда не пускали, а вот мужчинам с разрешения настоятеля отца Максима можно было все-таки там побывать.

Добирались мы в поселок через Чиатура – «город канатных дорог». Раньше здесь добывали марганцевую руду. Сейчас – стоят заброшенные заводы, многоэтажные панельные дома, все запылённые и в саже, над рекой тянутся тросы канатных дорог, а на них качаются на ветру застывшие вагончики. Большинство канатных дорог было предназначено для промышленных целей – по ним переправлялась руда, а шахтеры ездили на работу. Сейчас в городе действует лишь пара канаток, которая соединяет разные районы.
Местия – еще одно место, куда обязательно нужно съездить, особенно если вы путешествуете на автодоме.

Центральный городок Сванетии окружен хвойными лесами и альпийскими лугами, за которыми возвышаются заснеженные хребты. Улицы Местии вымощены булыжниками, едва ли не в каждом дворе стоят сванские башни-постройки X–XIII века. Это родовые сооружения служили и жильём, и как сторожевые посты. Нижняя часть башни (это примерно два метра вверх) не имеет ни окон, ни дверей. Небольшая дверь расположена на уровне второго этажа – сюда забирались по приставной лестнице, которую в случае опасности убирали. Выше – жилые этажи и наблюдательная площадка, откуда в случае необходимости вели атаку.

Турция

IMG_5947.JPG

В парк Гереме в Турции мы заехали затемно и остановились уже почти ночью на какой-то полянке. С утра собирались искать, откуда же тут стартуют воздушные шары. В 4:30 утра нас разбудил сильный шум – сотни шаров лежали на земле, их надували горячим воздухом и все вокруг засветилось. Вскоре все небо было усыпано разноцветными красочными шарами. Это был сказочный рассвет.

Проехали через гору Немрут-Даг, где на импровизированных постаментах стоят головы богов и героев (это фрагменты разрушенных статуй), доехали до озера в кратере Немрут – для этого спустились в самый центр кратера. Здесь три озера, у одного из них мы разбили лагерь. Вокруг не было ни единой души, только медвежьи следы. Казалось, что не мы приехали посмотреть на эти места, а медведи сейчас глазеют на нас. 

Ехать на автодоме по побережью Средиземного моря – сплошное удовольствие. На берегу стоят беседки для общего пользования, на пляжах – душ. Почти везде разрешено заезжать на автомобиле. 

IMG_2503.JPG

Вот так, катив по берегу, мы для себя открыли отличное место – Нарликую. Там удивительной красоты море и желто-белые скалы, где местные жители устраивают свадебные фотосессии. Здесь мы познакомились с ребятами из Турции, которые жили в автоприцепах у самой воды. Они-то и отвезли нас на моторной лодке показать жемчужину этого места – ванную Афродиты. Это большой родник, который бьет из-под скалы прямо в море. В самой ванной, то есть месте, где бьет родник, – ледяная вода. А когда плаваешь в море, чувствуешь разные слои воды – холодные пресной, родниковой и теплые соленой, морской.

Затем мы двинули в город Мардин. Это старый город, расположенный на склоне горы, а каждый дом здесь – это целый дворец с высокими потолками, огромными комнатами и балкончиками, нависающими над следующим домом и двором. Улочки настолько узкие, что машине не проехать, и чтобы попасть на главную улицу с магазинами и кафе, нужно было пройти через настоящие лабиринты. Удивительно было видеть, как каждое утро по этим улочкам ходил рабочий с ослом и сгружал на него мусорные пакеты, которые жители домов просто выставляют за дверь. Жилье здесь можно снять примерно за $20-25 в сутки – и пожить за эти деньги в своём личном дворце.

Иран

ИРАН.jpg

После пересечения границы Ирана в первом же населённом пункте мы увидели огромный чёрный развевающийся флаг, черные растяжки всюду, людей в чёрной одежде. Заехав на первую же попавшуюся заправку и залив полные баки, спросили: «что это значит?». Оказалось, в стране большой религиозный праздник, а чёрный цвет – праздничный. Мы успокоились. Еще больше настроение улучшилось, когда узнали, что за 250 литров дизеля нужно заплатить всего около $20.

В Иране нас поразил город Шираз – своими невероятно красивыми, действующими мечетями. Полы в мечетях устланы коврами, по которым безумно приятно ходить босиком, а солнечные лучи, проникающие через витражные окна, чертят на этих коврах бесконечные узоры.

В иранском городе Йедз очень много колоритных гостиниц и жилых домов, которые располагаются под землёй – на два этажа вниз. Из-под земли по всему городу торчат башни – бадгиры, которые служат естественным кондиционером подземным домам. Мы решили непременно пожить в одной из таких гостиниц. Въехали в город затемно и чуть не застряли в узкой улочке, пробираясь к парковке гостиницы. Спустя несколько дней на наш выезд по той же улице сбежался смотреть весь район.

Ближайшей пустыней по нашему маршруту была пустыня Маранджаб, и конечно, же, мы туда поехали. Перекатываясь с дюны на дюну, забрались довольно далеко. На очередной дюне наш грузовик зарылся в песок, поэтому вторую половину дня мы выкапывались. Выбрались из песков только благодаря тому, что у нас с собой были заготовленные еще в Грузии поленья для мобильной бани. После того, как нашли хорошую площадку на более плотной поверхности, решили остаться на несколько дней – чтобы любоваться закатами, восходами и проплывающими мимо караванами верблюдов. Здесь нас застала пустынная буря – это было зрелищно, только вмиг стало заметать накатанные следы. И мы сбежали. 

46474453_337422257088536_923812940200314995_n.jpg

Сейчас в Иране новая мода: делать ринопластику, вне зависимости – нужна она или нет, модно и все. Многие девушки ходят с пластырями, но делали ринопластику далеко не все из них, операция – это ещё и статус, доказательство, что у тебя есть на нее средства. Так что мы пытались отгадать, кто из девушек и правда после операции, а кто – просто наклеил пластырь.

Казахстан

Въезжая в Казахстан, мы застали небывалое небесное шоу – запуск ракеты.

Мангыстау, полуостров Мангышлак, урочище Босжира – это казахская Аризона. Скалистые белые горы, похожие на клыки зубов акулы, ощущение, что ты не на земле, а на какой-то другой планете. Это высохший когда-то древний океан Тетис. Сейчас о тех далеких временах напоминают раковины моллюсков и зубы акул, которые лежат под ногами. Зачем сюда ехать? Понаблюдать сверху, как на восходе плывут облака, оставляя тени пятен на этих скалистых берегах, как закат окрашивает все вокруг в приятно золотистый цвет и горы уже не белые, а золотые.

001P6867.JPG

В Казахстане удивило хорошее отношение инспекторов дорожного движения. Признаюсь, был не один случай, когда нас останавливали за мелкие нарушение, но когда узнавали, что мы путешествуем по всему миру и пишем про Казахстан в своём блоге, гнев сменялся улыбкой.

В одном алматинском сервисе, куда мы заехали поменять масло, ребята сделали работу, но не стали брать за нее деньги, сказав «это вам подарок от Казахстана».

А когда мы большой компанией в три автодома ехали из Узбекистана в город Актау, одну из машин пришлось тянуть на жесткой сцепке – двигатель этого автодома был неисправен после залитой несколько раз некачественной солярки памирского тракта и Узбекистана. В Актау мы нашли автосервис Red station, директор которого Рустам – тоже путешественник. Деталь для ремонта двигателя пришлось заказывать и ждать ее доставку. Рустам предложил нам стоянку на территории своего сервиса, предоставив нашей немаленькой компании все бытовые условия. Так что, пока мы ждали деталь и ремонт машины, мы жили в сервисе, как в гостинице. За что Рустаму большое человеческое спасибо!

4BD3EBC5-6214-4C22-9790-DC34AA5E3910.JPG

Россия

Что мы делаем этим летом? Продолжаем путешествовать.

001P9819.JPG

Автодом – лучший способ самоизоляции во время карантина. Пока мы побывали на автодоме только примерно в половине российских регионов. Наш самый любимый – это Алтай. Именно путешествуя по Алтаю, мы встретили очень много иностранцев на автодомах, познакомились с ними и стали друзьями – ведь мы часто пересекаемся в других странах.

АЛТАЙ2.jpg

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Безопасны ли авиаперелеты в эпоху пандемии?

Современные фильтры снижают риски, но не снимают их полностью

Посадка пассажиров на рейс авиакомпании American Airlines в Сан-Диего. Фото: Sandy Huffaker / Getty Images

Безопасно ли летать на самолетах? Этот вопрос – один из ключевых для экономики, семейных отношений и потребности хотя бы на время вырваться из рутины.

Ответ: не так безопасно, как индустрия авиаперевозок хотела бы, чтобы вы считали, но гораздо безопасней, чем вы могли подумать.

Салоны самолетов оборудованы мощной системой кондиционирования, и этот постоянный поток воздуха, смешанный со свежим атмосферным воздухом, очевидно, снижает риск распространения вируса COVID-19. Идея аналогична тому, что находиться на открытом пространстве, где много свежего воздуха, безопаснее, чем внутри помещения.

«Многие думают, что лететь в самолете – это все равно, что лететь в запечатанном цилиндре, но это совсем не так», – говорит Аманда Симпсон, вице-президент по исследованиям и технологиям компании Airbus Americas.

Авиакомпании и авиапроизводители делают все возможное, чтобы вселить в путешественников уверенность в безопасности полетов. Они утверждают, что эффективная работа системы вентиляции вместе с фильтрацией воздуха и постоянным забором свежего забортного воздуха делают салон самолета более безопасным в плане защиты от вирусов по сравнению со многими другими закрытыми общественными помещениями – офисами и ресторанами. Благодаря использованию масок и антисептиков для рук после посещения туалета эта среда становится еще более безопасной, говорят они.

Некоторые эксперты в сфере здравоохранения полагают, что риски в самолете все-таки намного выше: вентиляция и фильтрация могут и не помочь, если рядом с вами кто-то кашляет или чихает. И не стоит забывать о том, что в самолете люди находятся гораздо ближе друг к другу, чем в любом другом публичном месте.

Авиакомпании прекрасно понимают, что это ключевой момент для будущего авиаперевозок. Социологическое исследование, проведенное в начале июня для Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), показало: 65% респондентов из 11 стран самой главной опасностью для пассажиров считают нахождение рядом с инфицированным человеком. Использование уборной оказалось на втором месте.

«В целом уровень общего риска, я думаю, можно оценить как средний», – говорит Марк Жендро, эксперт по вопросам передачи заболеваний в самолетах и главный санитарный врач в больницах Beverly Hospital и Addison Gilbert Hospital в пригороде Бостона.

Недавно к нему обратились с просьбой рецензировать исследование, проведенное в Германии экспертами в области авиамоделирования, и Жендро считает, что результаты этого исследования могут быть очень полезными для всех путешественников. Компьютерные симуляции показали, что наивысший риск заражения COVID-19 среди авиапассажиров возникает во время посадки и высадки. В этот момент контакт между людьми наиболее тесный, поскольку их носы и рты оказываются слишком близко. Только представьте ситуацию, когда кто-то пытается положить свою сумку в багажный отсек над головами сидящих пассажиров.

По словам Говарда Вейсса, одного из авторов проведенного в 2018 году исследования о передаче респираторных заболеваний в самолетах, сравнение с офисным воздухом и другими условиями в этом случае может быть нерелевантным. «В офисах нет кресел, расположенных точно так же, как в самолете», – говорит доктор Вейсс, профессор биологии в Университете штата Пенсильвания.

Существует не так много примеров передачи коронавируса внутри самолета. По данным IATA, отслеживание контактов после рейса от 31 марта между США и Тайванем, где у 12 пассажиров были выявлены симптомы COVID-19, не показало следов передачи заболевания еще 328 пассажирам и членам экипажа. Точно так же следов передачи не было выявлено и на рейсе из Китая в Канаду, где находился один пассажир с симптомами заболевания. Однако, как показали предварительные исследования по рейсу от 2 марта из Лондона во Вьетнам, один пассажир, вероятно, стал источником заражения 14 других людей. Двенадцать из них сидели поблизости.

Среди бортпроводников, по информации авиакомпаний, как правило, нет высокого уровня заболеваний, хотя они проводят в самолетах гораздо больше времени, чем большинство пассажиров. «Если бы здесь существовали проблемы, статистика бы это показала», – отмечает Дэвид Сеймур, главный исполнительный директор компании American Airlines.

Согласно многолетним научным исследованиям, охватывающим различные вспышки заболеваний в прошлом, а также нынешнюю пандемию, вероятность передачи вируса между пассажирами самолета в целом достаточно невысокая. Но это не означает, что риска такой передачи не существует. К примеру, как показало одно из исследований по SARS (еще одному виду коронавируса), один инфицированный пассажир на борту самолета стал причиной заражения сразу 22 человек.

«В настоящее время в целом принято считать, что когда самолет находится в воздухе и система вентиляции работает как положено, она достаточно эффективно очищает воздух от вирусов», – говорит доктор Жендро.

Новое исследование показывает, что посадка и высадка – одни из наиболее опасных моментов для передачи вируса.

Как утверждает Boeing, из-за опасений по поводу того, что авиакомпании могут хотя бы на несколько минут выключать вентиляцию во время посадки или высадки, компания рекомендовала авиалиниям использовать бортовые источники питания для обеспечения работы вентиляции на полную мощность.

Однако авиакомпании этим рекомендациям следовать не обязаны. В США, согласно информации Федерального управления гражданской авиации, нет требований о том, чтобы система вентиляции в салоне самолета работала тогда, когда он находится на земле. 

Впрочем, такие авикомпании, как Southwest, American и ряд других утверждают, что обеспечение работы системы вентиляции на полной мощности не только в воздухе, но и на земле, уже является для них стандартной практикой.

Как правило, коронавирус распространяется в виде частиц, выделяемых инфицированным человеком, которые затем попадают в организм других людей через рот, нос или глаза. Крупные частицы, выделяемые во время кашля или чихания, представляют наибольшую опасность, но, как полагает все большее число ученых, частицы в виде микро­аэрозоля, который выделяется во время дыхания больного, также способны находиться в воздухе и причинить вред.

Эксперты в области авиации считают, что вентиляционные системы самолетов плохо справляются именно с большими частицами. Они слишком велики, и воздушный поток не может их быстро унести с собой. Поэтому те из них, которые оказались в непосредственной близости от пассажира, могут представлять угрозу. Тем не менее эксперты согласны с тем, что бортовая система вентиляции, скорее всего, хорошо справляется с загрязнением микроаэрозолем.

Как утверждает большинство представителей индустрии, система вентиляции и маски делают безопасными и средние места. Авиакомпании также указывают на то, что во многих самолетах с одной стороны прохода установлены два сиденья, поэтому в подавляющем большинстве случаев вы сидите плечом к плечу с кем-то вне зависимости от наличия среднего места.

Похоже, идея с блокировкой среднего ряда кресел – чисто американское изобретение. Опрос, проведенный консалтинговой фирмой IdeaWorks, показал: ни одна из 17 неамериканских авиакомпаний не блокировала средний ряд сидений. Это делают только такие авиакомпании, как Delta, Southwest, JetBlue, Alaska и Frontier.

И все же эксперты в области здравоохранения считают, что, несмотря на невозможность соблюдать социальную дистанцию в салоне самолета, отсутствие соседа в среднем кресле снижает вероятность инфицирования. Во всяком случае, поблизости теперь немного меньше людей, а любая дополнительная дистанция может быть полезной.

Недавние расчеты Арнольда Барнетта, профессора Массачусетского технологического института и эксперта по авиационной статистике, показали, что занятое среднее кресло повышает вероятность заражения вирусом на 79%. Шансы заболеть составили один из 4300 при полностью заполненном салоне против одного из 7700 при пустом среднем ряде в самолетах Airbus A320 или Boeing 737. В обоих случаях риск оказался низким. Сам ученый называет свои данные неполными, но если ориентироваться на них при нынешнем уровне заполняемости самолетов, то получается, что на 600 тыс. пассажиров, ежедневно пользующихся услугами авиакомпаний в США, суточный уровень заболеваемости может составить 90 человек.

10-полоса_WSJ_Воздух-повсюду.jpg

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg