Что происходит на рынке труда Казахстана в период пандемии

В центре и на севере не хватает рабочих рук, а на юге – вакансий

Коллаж: Вадим Квятковский

Карантин внес свои коррективы в структуру занятости Казахстана. После весеннего затишья в стране резко возросла потребность в кадрах и усугубилась проблема региональной неравномерности трудовых ресурсов. 

Согласно данным Центра развития трудовых ресурсов МТСЗН РК (ЦРТР), более полугода сайт государственной электронной биржи труда enbek.kz фиксирует сокращение количества размещаемых вакансий на 10–26% ежемесячно. Минимум предложений от работодателей пришелся на апрель – казахстанцам было предложено всего 25 тыс. свободных мест. Такая ситуация для трудодефицитного Казахстана сложилась впервые за последние несколько лет. Аналитики центра связывают ее с неопределенностью в экономике в период чрезвычайного положения в апреле. Выводы ЦРТР показывают, что количество технически безработных (официально трудоустроенных, но оставшихся без дохода) в апреле этого года в Казахстане превысило 4,2 млн человек. Официальная статистика по безработице при этом не изменилась – 4,8%.

11 полоса Динамика вакансий и резюме на ЭБТ части-1.jpg

Завершение карантина и возобновление работы большинства предприятий сразу же отразились на рынке занятости. Первые «рабочие» месяцы сократили число технически безработных до 735 тыс. человек.
В мае-июне количество вакансий в стране увеличилось в 2,8 раза – до 71 тыс. Это даже больше, чем в докризисный период. 

Кто нужен работодателю?

Причина – рост потребности в рабочей силе в отдельных отраслях. Итоги II квартала показали, что наибольшее число вакансий (43%) относится к сфере строительства, транспорта, промышленности. На фоне прироста строительных объемов, инфраструктурных проектов «Дорожной карты занятости» регионам нужны рабочие, каменщики, бетонщики, маляры, плотники. Самой дефицитной в Казахстане стала профессия дорожного рабочего. Стране необходимо более 12 тыс. человек для строительства и ремонта дорог, в то время как желающих этим заниматься в четыре раза меньше.

11 полоса Количество вакансий и резюме (в части квалифицированного труда)-1.jpg

Второе место по спросу у казахстанских работодателей занимает группа специалистов-профессионалов. В стране более 42 тыс. вакансий на такие позиции. Согласно Национальному классификатору занятий РК (техрегламент в сфере труда), к этой категории относятся работники с самым высоким уровнем навыков и компетенций в своей отрасли. Речь идет не о топ-менеджерах, а о ключевых специалистах – инженерах-исследователях, аналитиках, врачах, преподавателях и т. д. Такие высококвалифицированные работники, по данным ЦРТР, всегда пользовались большим спросом. Их доля на рынке труда и сейчас высока – от 18 до 47% в зависимости от региона.

Исходя из анализа поданных резюме, больше всего соискателей в базе государственной биржи труда хотели бы занять должность офис-менеджеров (более пяти тысяч), юристов и экологов. Но так много административных работников не нужно – потребность в таких кадрах в пять раз ниже. Возможной причиной роста числа соискателей в этих профессиях, по мнению экспертов ЦРТР, может являться высвобождение сотрудников временно закрытых во время карантина предприятий (кинотеатров, банкетных залов), их желание найти другую работу.

География поиска

Аналитический отчет, опуб­ликованный ЦРТР по итогам II квартала этого года, показал, насколько остро в стране стоит проблема неравномерного распределения трудовых ресурсов по регионам. Так, в Костанайской, Карагандинской, Акмолинской, Восточно-Казахстанской областях количество вакансий в два-три раза превышает число соискателей. Северо-восточным и центральным регионам страны нужны инженеры, рабочие, механики, электрогазосварщики, учителя. Большие потребности у крупных городов: в Нур-Султане и Алматы за полгода размещено более 60 тыс. вакансий. 

11 полоса вакансии и резюме в Алматы и Нур-Султане-1.jpg

При этом среднемесячная номинальная заработная плата в северных регионах, по сравнению с западными, невысока. По данным официальной статистики, в Костанайской, Акмолинской областях этот показатель не превышает 144 тыс. тенге, в ВКО, Караганде – 169 тыс. тенге. 

На юге, напротив, наблюдается переизбыток рабочей силы и дефицит рабочих мест. Треть казахстанцев, ищущих работу, проживают именно в южных регионах. 15% всех размещенных на сайте enbek.kz резюме зарегистрировано в Туркестанской области. Работу в этом регионе искали свыше 36 тыс. человек. На втором месте в рейтинге самых трудоизбыточных стоит Жамбылская область (19 тыс. резюме), а на третьем – Алматинская (17 тыс. резюме). 

«Пандемия COVID-19 заметно ослабила активность на рынке труда Казахстана. В большей степени пострадали работники с низкой квалификацией и нестабильной работой. В разрезе отраслей наибольший удар пришелся на сферу услуг, которая в последние годы усиливала свое значение в структуре занятости», – подчеркивают аналитики центра.
 

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Безопасны ли авиаперелеты в эпоху пандемии?

Современные фильтры снижают риски, но не снимают их полностью

Посадка пассажиров на рейс авиакомпании American Airlines в Сан-Диего. Фото: Sandy Huffaker / Getty Images

Безопасно ли летать на самолетах? Этот вопрос – один из ключевых для экономики, семейных отношений и потребности хотя бы на время вырваться из рутины.

Ответ: не так безопасно, как индустрия авиаперевозок хотела бы, чтобы вы считали, но гораздо безопасней, чем вы могли подумать.

Салоны самолетов оборудованы мощной системой кондиционирования, и этот постоянный поток воздуха, смешанный со свежим атмосферным воздухом, очевидно, снижает риск распространения вируса COVID-19. Идея аналогична тому, что находиться на открытом пространстве, где много свежего воздуха, безопаснее, чем внутри помещения.

«Многие думают, что лететь в самолете – это все равно, что лететь в запечатанном цилиндре, но это совсем не так», – говорит Аманда Симпсон, вице-президент по исследованиям и технологиям компании Airbus Americas.

Авиакомпании и авиапроизводители делают все возможное, чтобы вселить в путешественников уверенность в безопасности полетов. Они утверждают, что эффективная работа системы вентиляции вместе с фильтрацией воздуха и постоянным забором свежего забортного воздуха делают салон самолета более безопасным в плане защиты от вирусов по сравнению со многими другими закрытыми общественными помещениями – офисами и ресторанами. Благодаря использованию масок и антисептиков для рук после посещения туалета эта среда становится еще более безопасной, говорят они.

Некоторые эксперты в сфере здравоохранения полагают, что риски в самолете все-таки намного выше: вентиляция и фильтрация могут и не помочь, если рядом с вами кто-то кашляет или чихает. И не стоит забывать о том, что в самолете люди находятся гораздо ближе друг к другу, чем в любом другом публичном месте.

Авиакомпании прекрасно понимают, что это ключевой момент для будущего авиаперевозок. Социологическое исследование, проведенное в начале июня для Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), показало: 65% респондентов из 11 стран самой главной опасностью для пассажиров считают нахождение рядом с инфицированным человеком. Использование уборной оказалось на втором месте.

«В целом уровень общего риска, я думаю, можно оценить как средний», – говорит Марк Жендро, эксперт по вопросам передачи заболеваний в самолетах и главный санитарный врач в больницах Beverly Hospital и Addison Gilbert Hospital в пригороде Бостона.

Недавно к нему обратились с просьбой рецензировать исследование, проведенное в Германии экспертами в области авиамоделирования, и Жендро считает, что результаты этого исследования могут быть очень полезными для всех путешественников. Компьютерные симуляции показали, что наивысший риск заражения COVID-19 среди авиапассажиров возникает во время посадки и высадки. В этот момент контакт между людьми наиболее тесный, поскольку их носы и рты оказываются слишком близко. Только представьте ситуацию, когда кто-то пытается положить свою сумку в багажный отсек над головами сидящих пассажиров.

По словам Говарда Вейсса, одного из авторов проведенного в 2018 году исследования о передаче респираторных заболеваний в самолетах, сравнение с офисным воздухом и другими условиями в этом случае может быть нерелевантным. «В офисах нет кресел, расположенных точно так же, как в самолете», – говорит доктор Вейсс, профессор биологии в Университете штата Пенсильвания.

Существует не так много примеров передачи коронавируса внутри самолета. По данным IATA, отслеживание контактов после рейса от 31 марта между США и Тайванем, где у 12 пассажиров были выявлены симптомы COVID-19, не показало следов передачи заболевания еще 328 пассажирам и членам экипажа. Точно так же следов передачи не было выявлено и на рейсе из Китая в Канаду, где находился один пассажир с симптомами заболевания. Однако, как показали предварительные исследования по рейсу от 2 марта из Лондона во Вьетнам, один пассажир, вероятно, стал источником заражения 14 других людей. Двенадцать из них сидели поблизости.

Среди бортпроводников, по информации авиакомпаний, как правило, нет высокого уровня заболеваний, хотя они проводят в самолетах гораздо больше времени, чем большинство пассажиров. «Если бы здесь существовали проблемы, статистика бы это показала», – отмечает Дэвид Сеймур, главный исполнительный директор компании American Airlines.

Согласно многолетним научным исследованиям, охватывающим различные вспышки заболеваний в прошлом, а также нынешнюю пандемию, вероятность передачи вируса между пассажирами самолета в целом достаточно невысокая. Но это не означает, что риска такой передачи не существует. К примеру, как показало одно из исследований по SARS (еще одному виду коронавируса), один инфицированный пассажир на борту самолета стал причиной заражения сразу 22 человек.

«В настоящее время в целом принято считать, что когда самолет находится в воздухе и система вентиляции работает как положено, она достаточно эффективно очищает воздух от вирусов», – говорит доктор Жендро.

Новое исследование показывает, что посадка и высадка – одни из наиболее опасных моментов для передачи вируса.

Как утверждает Boeing, из-за опасений по поводу того, что авиакомпании могут хотя бы на несколько минут выключать вентиляцию во время посадки или высадки, компания рекомендовала авиалиниям использовать бортовые источники питания для обеспечения работы вентиляции на полную мощность.

Однако авиакомпании этим рекомендациям следовать не обязаны. В США, согласно информации Федерального управления гражданской авиации, нет требований о том, чтобы система вентиляции в салоне самолета работала тогда, когда он находится на земле. 

Впрочем, такие авикомпании, как Southwest, American и ряд других утверждают, что обеспечение работы системы вентиляции на полной мощности не только в воздухе, но и на земле, уже является для них стандартной практикой.

Как правило, коронавирус распространяется в виде частиц, выделяемых инфицированным человеком, которые затем попадают в организм других людей через рот, нос или глаза. Крупные частицы, выделяемые во время кашля или чихания, представляют наибольшую опасность, но, как полагает все большее число ученых, частицы в виде микро­аэрозоля, который выделяется во время дыхания больного, также способны находиться в воздухе и причинить вред.

Эксперты в области авиации считают, что вентиляционные системы самолетов плохо справляются именно с большими частицами. Они слишком велики, и воздушный поток не может их быстро унести с собой. Поэтому те из них, которые оказались в непосредственной близости от пассажира, могут представлять угрозу. Тем не менее эксперты согласны с тем, что бортовая система вентиляции, скорее всего, хорошо справляется с загрязнением микроаэрозолем.

Как утверждает большинство представителей индустрии, система вентиляции и маски делают безопасными и средние места. Авиакомпании также указывают на то, что во многих самолетах с одной стороны прохода установлены два сиденья, поэтому в подавляющем большинстве случаев вы сидите плечом к плечу с кем-то вне зависимости от наличия среднего места.

Похоже, идея с блокировкой среднего ряда кресел – чисто американское изобретение. Опрос, проведенный консалтинговой фирмой IdeaWorks, показал: ни одна из 17 неамериканских авиакомпаний не блокировала средний ряд сидений. Это делают только такие авиакомпании, как Delta, Southwest, JetBlue, Alaska и Frontier.

И все же эксперты в области здравоохранения считают, что, несмотря на невозможность соблюдать социальную дистанцию в салоне самолета, отсутствие соседа в среднем кресле снижает вероятность инфицирования. Во всяком случае, поблизости теперь немного меньше людей, а любая дополнительная дистанция может быть полезной.

Недавние расчеты Арнольда Барнетта, профессора Массачусетского технологического института и эксперта по авиационной статистике, показали, что занятое среднее кресло повышает вероятность заражения вирусом на 79%. Шансы заболеть составили один из 4300 при полностью заполненном салоне против одного из 7700 при пустом среднем ряде в самолетах Airbus A320 или Boeing 737. В обоих случаях риск оказался низким. Сам ученый называет свои данные неполными, но если ориентироваться на них при нынешнем уровне заполняемости самолетов, то получается, что на 600 тыс. пассажиров, ежедневно пользующихся услугами авиакомпаний в США, суточный уровень заболеваемости может составить 90 человек.

10-полоса_WSJ_Воздух-повсюду.jpg

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg