Счетный комитет выявил неэффективность госпрограмм

Опубликовано (обновлено )
редактор отдела «потребительский рынок»
Один тенге господдержки принес выпуск продукции в среднем на 1,1 тенге

Социально-экономический эффект от реализации государственных программ не достигается в полном объеме. Такой вывод представил Счетный комитет в заключении к отчету правительства Республики Казахстан об исполнении республиканского бюджета за 2019 год.

Анализ проведен среди семи госпрограмм, реализация которых была завершена в 2019 году: «Дорожная карта бизнеса-2020», «Программа развития регионов до 2020 года», «Нұрлы жер», «Нұрлы жол», «Программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы», «Государственная программа индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015-2019 годы», «Денсаулық» на 2016-2019 годы.

Реализация данных программ, по оценке Счетного комитета, позволила получить следующий эффект:

— один тенге государственной поддержки принес выпуск продукции в среднем в размере 1,1 тенге (от 0,16 тенге до 3,63 тенге). При этом важно отметить, что не все программы нацелены на выпуск продукции;

— один тенге инвестиций в основной капитал принес выпуск продукции в среднем в размере 0,9 тенге (0,62 тенге до 1,16 тенге);

— один тенге инвестиций в основной капитал принес налоговых выплат в бюджет в среднем в размере 0,06 тенге (от 0,05 тенге до 0,08 тенге);

— на создание одного рабочего места потребовалось в среднем 37,5 млн тенге (от 7,2 млн тенге до 99 млн тенге);

— в виде ИПН в бюджет в среднем ежегодно возвращается 19,3% объемов государственной поддержки (от 1,57% до 37%) .

В качестве основных факторов, препятствующих повышению уровня отдачи от госпрограмм, Счетный комитет отмечает:

1. Планирование расходов республиканского бюджета на текущие мероприятия, характеризующие повседневную деятельность в сфере государственного управления, что не способствует генерированию проектов в базовых и прорывных направлениях экономики с высокой добавленной стоимостью.

2. Многочисленные корректировки и отсутствие преемственности в реализации мер государственной поддержки.

3. Отсутствие правильной расстановки приоритетов развития, что в условиях ограниченности финансовых ресурсов влечет сокращение плановых значений целевых индикаторов, показателей результатов в зависимости от бюджетных возможностей.

4. Закрепление в качестве индикаторов основных макроэкономических показателей страны (рост ВВП, снижение безработицы, рост несырьевого сектора экономики, несырьевого экспорта), влияние на которые имеют как внешние, так и внутренние факторы, не вытекающие из программного документа.

О необходимости ревизии госпрограмм в Казахстане заговорили в конце 2019 года. Председатель Президиума НПП «Атамекен» Тимур Кулибаев на встрече с парламентариями озвучил идею «AQR (оценки качества активов) госпрограмм», имея в виду аудит их эффективности. 

В конце января на расширенном заседании правительства президент Касым-Жомарт Токаев заявил о создании Центра мониторинга реформ. 

Читайте также