Почему надо поддержать киноиндустрию

Опубликовано (обновлено )
Рассказывает генеральный директор сети кинотеатров «Арман» Бауржан Шукенов

В середине июня 50 кинотеатров – ключевых участников рынка РК  — попросили президента страны поддержать киноиндустрию. Это деловой лаконичный документ, где обозначены степень кризиса, в который погрузилось кино Казахстана, и способы поддержки отрасли.

Кинобизнес просит каникул по арендной плате, рефинансирования кредитов, отмены начисления КПН в текущем году, поддержки льготными ценами на рекламу. Много ли это? Я был в числе авторов обращения и подумал, что важно объяснить наш призыв и более широкой аудитории.

о стороны кинобизнес может казаться занятием необременительным. Поход в кино представляется традиционной и популярной формой проведения досуга, не требующей дополнительной рекламы.

На самом деле, по моим ощущениям, средняя годовая заполняемость наших залов в последние годы была в пределах 20%. Даже в периоды, когда «выстреливают» большие голливудские блокбастеры – около 25%. Не могу сказать точнее, потому что официальная статистика по заполняемости залов и по сборам отсутствует.

Но вот неоспоримый факт: люди старше 45 лет в кино практически уже не ходят. Покупательская способность снижается, поход в кино становится не всем доступен. К тому же у кинотеатров появился колоссальный конкурент – онлайн-кинотеатры. Теперь за премьерами студийных фильмов, изначально предназначенных для кинотеатрального показа, можно следить из дома. Влияние стриминговых каналов на традиционно кинотеатрального зрителя и до пандемии серьезно беспокоило киноиндустрию, а нынешняя ситуация эти проблемы усугубила.

Конечно, некоторые сетевые кинотеатры показывают неплохие результаты. За каждым таким примером – большие личные инвестиции и ответственность. Кинотеатры самостоятельно перешли с пленочной проекции на цифровую, а на горизонте уже лазерные технологии. Ресурсов на новый переход просто не хватит, и если сейчас в стране около 300 залов, а это очень мало, то в будущем кинозалов станет еще меньше.

Но есть еще одна причина, почему поддержка государства нужна именно сейчас. Кинопоказ – основа национальной киноиндустрии. Все кино, что снимается в стране или завозится извне, показывается в рамках фестивальных показов, превращается в деньги только в кинозалах.

У нашего кино пока нет других способов вернуть потраченные деньги и заработать. Весь вторичный рынок – трансляция в интернете, на ТВ, на других носителях, в гостиницах и самолетах и так далее – не развит и законами не регулируется. Вне кинотеатров казахстанское кино или неизбежно попадает в пиратское поле, или становится заложником торрентов и, в самых незначительных случаях, оплачивается интернет-пользователями. Телевидение также не особо заинтересовано платить живые деньги за наше кино, законодательство – не гибкое и не способно защитить права создателей.

Из-за простоя кинотеатров, который длится уже больше трех месяцев, в первую очередь страдают создатели отечественных фильмов. Конечно, эта ситуация типична для всего мира, в убытках сейчас вся глобальная киноиндустрия. Но я хочу отметить, что карантин прервал серию очень серьезных достижений нашего кино. Например, в самом начале года фильм Нурлана Коянбаева «Бизнес по-казахски в Корее» впервые собрал кассу в миллиард тенге. Блестящий показатель у картины My love is Aisulu.

Подобные сборы в нашем прокате прежде зарабатывали только голливудские фильмы. Мне кажется, миллиардный потенциал у фильма Нуртаса Адамбая «Келинка Сабина-3». Он планировался к выходу в марте, а теперь премьера отложена на неопределенный срок.

Я уверен, этот успех – не случайный, мы видим зарождение новой связи между создателями отечественных фильмов и их аудиторией. И это должно интересовать государство даже больше, чем налоги и рабочие места, которые генерирует кинопрокат. Потому что я вижу, что наше кинопроизводство уловило некие ценности, которые разделяют зрители, и готово их развивать.

Пусть сейчас это проявляется в форме легких комедий с элементами сатиры. Главное, с каждым годом мы видим растущий успех нашего кино. Его авторы понимают, что надо меняться и давать зрителю новые идеи, которые заставят его купить билет в кино.

Читайте также