В Казахстане предложили расширить сферу применения госязыка

Опубликовано (обновлено )
Старший корреспондент отдела Business News
Также депутаты засомневались в необходимости смешанных школ в республике

Роль общеобразовательных школ в расширении сфер применения государственного языка недостаточно используется. В связи с этим необходимо обратить внимание на данный вопрос. Об этом говорится в запросе группы депутатов сената парламента к премьер-министру Аскару Мамину, озвученном депутатом Динар Нукетаевой на пленарном заседании палаты 28 мая.

Она напомнила, что Казахстан – это многонациональное, культурное, многоконфессиональное общество, где сохранено равенство экономического, социального, духовного развития для всех представителей наций и народностей, где царит межнациональное согласие, единство народа, гуманизм и обеспечена реализация прав человека.

Нукетаева отметила, что в стране нет никаких преград для изучения родного языка этносами, проживающими в стране, созданы условия для получения образования на родном языке, развития литературы, обычаев и традиций.

«Но все же казахский язык – это государственный язык Республики Казахстан. Как отметил президент Касым-Жомарт Кемелевич Токаев, казахский язык – душа казаха. И история, судьба народа в его языке. И культура, и литература, и менталитет, и религия – в языке народа. И это не простые слова. В этой связи развитие языка, расширение сфер его применения, сделать его любимым языком всех наций – большое значение имеют школы», – сказала она.

Ранее важным вопросом в образовательной сфере, требующим внимания, президент Касым-Жомарт Токаев назвал эффективность обучения государственному языку.

«В этом вопросе мы должны обратить внимание на опыт европейских стран. Они придают большое значение обучению языкам молодых, поэтому комитет по языкам с 2021 года следует перевести в министерство образования и науки. Это даст возможность сконцентрировать в одном месте все методы обучения казахского языка», – сказал он 27 мая на очередном заседании национального совета общественного доверия.

Нукетаева сообщила, что в Казахстане имеются 6973 школы, из них с казахским языком обучения 3726 школ, с русским – 1181 школа, 2043 школы со смешанным языком обучения, 23 школы с обучением на других языках, в том числе на узбекском – 12 школ, и на уйгурском – 11 школ.

«То есть смешанные школы составляют 30% от количества школ в целом. Ни в одном государстве мира вы не увидите такого. Такая ситуация сложилась у нас в Казахстане. Если эта тенденция будет иметь продолжение, то никто не сможет прогнозировать, что будет с будущим казахского языка, какой будет судьба страны», – сказала депутат.

По ее словам, в 2020 году в 2043 школах со смешанным языком обучения обучалось 1 399 727 учеников.

«К сожалению, столкновения в Кордае показали налицо острые вопросы относительно статуса казахского языка, в том числе обучение в стенах школ. Этому была посвящена статья в газете «Айкын». 21 школа из 48 школ в районе обучает на смешанном языке, большая часть учителей, которым мы доверили воспитание детей, не знают государственного языка, и это нас очень беспокоит», – сообщила Нукетаева.

При этом 130 учителей начальных классов в школах района, по ее словам, не владеют государственным языком.

«Небезосновательны доводы о том, что основной причиной возникновения этого инцидента послужило множество школ со смешанным языком обучения. Возникает невольный вопрос – если такая ситуация в густонаселенном южном регионе нашей страны, то какое положение дел в других регионах?» – отметила депутат.

По ее мнению, требует осмысления и вопрос необходимости наличия смешанных школ как таковых.

«В действующем законодательстве страны нет классификации школ на школы с казахским языком, русским языком и со смешанным языком обучения. Несмотря на это, насколько уместно и законно такое разделение и не создаем ли мы это сами? Казахстан сегодня на пути развития и процветания. В связи с этим возникает вопрос – какая необходимость в таком количестве смешанных школ в общеобразовательном звене? Корреспондируется ли это с национальной идеологией?» – сказала она.

Беспокойство депутата вызывает и вопрос: смогут ли смешанные школы передать ученику национальное сознание, мировоззрение, дух, язык и ментальный код?

«Речь идет о будущем нашей родины, о молодежи, которой мы вверим судьбу нашей страны», – отметила Нукетаева.

Запрос был озвучен депутатом Нукетаевой от имени депутатов сената Мурата Бактиярулы, Серика Бектурганова, Сергея Ершова, Нурторе Жусипа, Бакытжана Жумагулова, Айгуль Капбаровой, Динар Нукетаевой, Наримана Турегалиева.

По данным комитета по статистике министерства национальной экономики, доли этносов в общей численности населения Казахстана на начало 2016 года (более свежих данных нет) следующие: казахи – 66,48%, русские – 20,63%, узбеки – 3,11%, украинцы – 1,64%, уйгуры – 1,45%, татары – 1,15%, немцы – 1,03%, корейцы – 0,61%, азербайджанцы – 0,59%, белорусы – 0,33%, турки – 0,61%, дунгане – 0,37%, поляки – 0,18%, курды – 0,25%, чеченцы – 0,19%, таджики – 0,25%, башкиры – 0,1% и на другие этносы приходится 1,05% населения.

Читайте также