Минюст Казахстана сообщил об очередной победе в деле Стати

Опубликовано (обновлено )
Суд постановил, что молдавские бизнесмены заморозили активы стороннего юридического лица

Высокий суд Англии в четырехдневном судебном процессе рассмотрел дело Республики Казахстан и молдавских бизнесменов Анатола и Габриэла Стати. В Министерстве юстиции РК рассказали, что Казахстан победил в деле по вопросам активов Национального банка.  

Молдавские бизнесмены ранее предприняли юридические действия, чтобы заморозить более $500 млн наличных Нацбанка, находящихся в лондонском филиале Bank of New York Mellon (BNYM).

«В октябре 2017 года стороны Стати получили от бельгийских судов исполнительный приказ, адресованный BNYM, на основании которого BNYM заморозил счета НБК на сумму около $22 млрд. Министерству юстиции и НБК удалось снизить сумму арестованного имущества до $530 млн. 25 мая 2018 года бельгийский суд сделал отсылку в суд Англии для разрешения спора, в результате чего английский суд рассмотрел данный вопрос в четырехдневном судебном процессе и вынес решение 22 апреля 2020 года», – объясняет пресс-служба Минюста Казахстана.

Как рассказал министр юстиции Марат Бекетаев, в очередной раз Высокий суд Англии вынес решение против Стати.

«Три года назад суд установил, что существует достаточно доводов полагать, что арбитражное решение было добыто мошенническим путем со стороны Стати. Теперь суд постановил, что они заморозили активы стороннего юридического лица. Мы по-прежнему полны решимости принять все необходимые меры для борьбы с мошенничеством Стати в каждой юрисдикции, которую они выбрали для принятия мер», – рассказал он.

Юристы Стати сообщили английскому суду, что денежные средства в размере $530 млн долларов США представляют собой задолженность BNYM перед Республикой Казахстан и поэтому входят в сферу применения бельгийского ареста. Судья Тир отклонил их аргументы и постановил:

  1. Республика Казахстан не является стороной глобального депозитарного соглашения между BNYM и НБК. 
  2. Обязательства BNYM по глобальному депозитарному соглашению принадлежат исключительно НБК (а не Республике Казахстан).
  3. BNYM не имеет обязательств по выплате денежных средств Республике Казахстан в соответствии с глобальным депозитарным соглашением. 
  4. Республика Казахстан не имеет каких-либо прав требования к BNYM в отношении денежных средств на депозитах в BNYM в соответствии с глобальным депозитарным соглашением.

Также в Минюсте Казахстана рассказали, что  судебное решение является последним в многолетних усилиях Стати по исполнению арбитражного решения на $530 млн против Республики Казахстан. 

«Министерство юстиции Казахстана продолжает противодействовать исполнению арбитражного решения на том основании, что решение было получено путем мошенничества со стороны Стати. Три года назад тот же английский суд пришел к выводу, что существует достаточно доказательств, чтобы предварительно полагать, что арбитражное решение было получено путем мошенничества, и приказал рассмотреть это дело по существу. Во избежание дальнейшего судебного процесса по рассмотрению доказательств мошенничества по существу стороны Стати решили прекратить данные разбирательства, при этом приняв на себя обязательства никогда более не возбуждать исполнительное производство в отношении Казахстана на территории Англии и возместить республике значительные финансовые издержки», – говорится в сообщении. 

Напомним, ранее Высокий суд Англии транслировал дело Казахстана и Стати в YouTube. Введение в Великобритании мер по борьбе с распространением коронавируса позволило транслировать через интернет большее число судебных слушаний.

Также ранее сообщалось, что молдавские бизнесмены Анатол и Габриэль Стати подали судебные иски против Казахстана в 2010 году. Стати потребовали в арбитраже Швеции от Казахстана $4 млрд, но им было присуждено всего $500 млн, из которых $199 млн – средства, предположительно связанные с затратами Стати на строительство Боранкольского газоперерабатывающего завода. Позже, благодаря документам, полученным в США через отдельную судебную процедуру, у Казахстана появились доказательства того, что претензии Стати основывались на крупном мошенничестве.

Впоследствии Стати начали кампанию по принудительному исполнению решения арбитража Швеции в семи странах, добившись «заморозки» активов, принадлежащих Национальному банку Казахстана и Национальному фонду, на сумму более $22 млрд.

Читайте также