Перейти к основному содержанию
6618 просмотров

Когда и как казахстанцы смогут использовать застрявшие у туроператоров деньги

Долг турфирм перед клиентами составляет 4,6 млрд тенге

Фото: Shutterstock

Казахстанцы вложили 4,6 млрд тенге в качестве депозитов и предоплат в зарубежные туры, сообщает Национальная палата предпринимателей «Атамекен». Из-за коронавирусной пандемии реализация всех этих туров под вопросом. 

Где «застряли» деньги 

Для того чтобы организовать путешествия своих клиентов, турагентства, являясь посредниками, привлекают партнеров – туроператоров, авиакомпании, отели. Поэтому деньги, полученные от клиента за тур, они сразу переводят своим контрагентам. Так, сумма оплаченных средств на депозиты авиакомпаниям, по данным «Атамекен», составила 1,9 млрд тенге, в отели – 2,7 млрд тенге. Каждый из партнеров имеет свои правила и условия работы, в том числ, условия возврата денег. И большинство из них не могут произвести возврат платежей сейчас, так как их деятельность тоже остановлена из-за эпидемии.  

Кроме того, сами турфирмы выполнили часть работы по организации тура – поиск и подбор турпродукта, бронирование и оплату, и имеют право на покрытие своих фактических затрат. Есть также комиссии за банковские переводы, потери на курсовой разнице и прочие невосполнимые расходы. Поэтому при отмене ранее забронированных туров вернуть всю сумму и сразу клиент не сможет.  

«Когда идет односторонний отказ от договора на реализацию поездки, в соответствии с законом, у турагента возникает возможность удержать фактически понесенные расходы на организацию поездки. Если человек хочет вернуть деньги обратно, полностью деньги он не получит», – комментирует ситуацию директор казахстанской туристической ассоциации (КТА) Рашида Шайкенова.

Что касается частичного возврата денежных средств, он возможен только после расчета фактических затрат и получения возвратов от зарубежных партнеров. При этом расчет будет производиться по курсу, действовавшему на день оплаты тура. 

«В данное время возможностей по возвращению денег у рынка нет. Агент является посредником между туроператором и потребителем. Поэтому у турагентства есть необходимость сразу передавать деньги казахстанскому туроператору, а у казахстанского туроператора – зарубежному контрагенту. Это процесс достаточно долгий. И эта цепочка в части возвратов должна заработать», – продолжает Шайкенова.  

Сколько зарабатывают туркомпании 

По данным «Атамекена», в Казахстане действуют около 60 туроператоров, 2 тыс. турагентств, 3,6 тыс. отелей и прочих мест размещения. В туристической отрасли работает более 80 тыс. человек, около 90% из которых – женщины. Средняя заработная плата в сфере туристских услуг составляет 100 тыс. тенге, в сфере услуг проживания – 124 тыс. тенге, в сфере санаторно-курортных услуг – 90 тыс.тенге. 
 
Деятельность туроператоров и турагентов РК является низкомаржинальной и предполагает лишь комиссию или в части перевозок сервисные сборы за оформление авиа- и ж/д билетов. Комиссия турагентства может составлять 5-7% от стоимости тура, а сервисные сборы за авиабилеты так и вовсе фиксированы – от 500 тг до нескольких тысяч тенге. Вся остальная сумма, которую клиент передает турагентству в счет оплаты будущего путешествия, – стоимость авиабилетов и туров является денежными средствами авиакомпаний, отелей и зарубежных туроператоров.  

Сейчас деятельность всех туристических фирм приостановлена, а большинство сотрудников отправлены в неоплачиваемый отпуск.  Туризм стал одной из первых отраслей, которая почувствовала на себе негативное влияние пандемии. «Туристский рынок работает с очень чутким барометром – потребительским спросом, который быстро реагирует на все происходящее», – говорит Шайкенова. И подобного удара, по словам эксперта, в развитии туризма еще не было. 

Как вернуть свой отдых  

Для минимизации своих потерь вместо отмены тура клиенты турагентств могут изменить сроки путешествия. Это самое прагматичное решение в сложившейся ситуации. Оно позволит реализовать планы на отдых и не потерять в деньгах – проделанная турфирмами работа не пропадет, а тур будет перебронирован на новые даты по «старому» курсу – тому, который действовал на момент оплаты.  

«Никто не станет манипулировать доверием своих потребителей и изыскивать способы наживаться на этом. Все наши партнеры готовы перебронировать туры без штрафов. Также никто из зарубежных партнеров не ставит вопрос о пересчете стоимости тура по новому курсу. Вы видите девальвацию, очень сильно вырос курс. Но те, кто уже оплатил, смогут получить свой отдых по старой цене», – уверяет Рашида Шайкенова и советует в качестве новых дат поездки рассмотреть вторую половину 2020 года. 

Кроме сроков путешествия туристы могут изменить направление тура или состав туристов. Но это будет уже новый тур, и, с большой вероятностью, потребуется доплата. 

На изменение, как и на отмену тура, нужно время – турагентство не подтвердит его клиенту в день обращения, т.к. все детали необходимо согласовать с партнерами по цепочке. Многие турфирмы сообщают, что порядок возврата и изменения туров будет определен только после снятия ограничительных мер ЧП.  

Добросовестные турфирмы не хотят портить отношения с клиентами и терять их доверие: многие туроператоры и турагентства в сложившихся условиях работают в дежурном режиме, несмотря на отсутствие доходов, способных покрыть их операционные издержки. Представители отрасли отмечают: чтобы механизм возвратов заработал исправно и как можно быстрее, нужны понимание и поддержка со стороны потребителей:

«Без вашей поддержки отрасль может просто не выдержать этого масштабного бедствия. Туристский рынок не виноват в том, что такое случилось. Бизнесу, особенно малому, сегодня очень тяжело.  Если все мы кинемся сейчас возвращать деньги за туры, вопрос фактического банкротства игроков рынка, к сожалению, встанет реально. Лучше проявить терпимость, дождаться, когда мы, наконец, выйдем из карантина. И тогда у туристов появится возможность получить деньги или перенести свои поездки», – обращается ко всем клиентам туротрасли Рашида Шайкенова. 

banner_wsj.gif

112 просмотров

Кедейсіз бе, үнемшілсіз бе?

Кедейліктің 5 белгісі

Фото:shutterstock.com

Кейде адам үнемдеп жатырмын деп өзін ақтауға тырысады. Ал шын мәнінде, оның жай ғана жағдайы жетпейді. Кедейліктің 5 белгісі қандай?

1.    Нақ керегін ала алмайды. 

Тізесі шыққан шалбар, тозығы жеткен жейде киеді, қирап қалудың аз-ақ алдында тұрған төсекте ұйықтайды. Үйіндегі затының басым көпшілігін қоқысқа еш ойланбастан лақтыруға болады. Үнемшіл болудың көрінісі мұндай болмайды. Еш ақауысыз жұмыс істейтін телефоны болғандықтан соңғы үлгідегі смартфон алмай үнемдеу ақылға сыяды. Ал көнерген бұйымды жаңартуға жағдай келмесе, мойындау қиын болса да, бұл кедейлікті білдіреді. 

2. Тауардың сапасына емес, бағасына қарайды.

Дүкенге кірген бетте азық-түліктің құнары мен құрамына емес, бірінші бағасына қарап алады. Мән беретіні — жарамдылық мерзімі. Оның өзінде бұзылмай тұрып жеп үлгеруге келсе болды деп есептейді. Әрине, теңге тиыннан құралатындықтан, таңдап жүріп әрі арзан, әрі дәмдісін тапқан жөн. Үнемдей білетін адам бағаның қай жерде қандай екенін жақсы біледі. Оның айырмашылығы сол —қалағанын алып жейді. Ал ең арзанын ғана алатын болса, жағдай басқа. Айталық, балаға арналған жөргектің үлкен қаптамадағысы 10 мың теңге тұрады. Ал кішкентайы — 1800 теңге. Үнемдегісі келген жан бірден үлкенін алған дұрыс екенін біледі. Ондай қаражаты болмағанда ғана кішкентайын алып, бірнеше күннен соң тағы сонша сомаға алуға мәжбүр болады. 

3. Үнемдейтінін айтуға ұялады.

Үнемшіл артық төлемейді, қажет емес затты алмайды. Ол қылығы үшін қысылмайды да. Өйткені бәрін саналы түрде жасайды. Ал кедей адам қайтеді? Көбіне ақшаны құндылық көріп, бәрін қаражатпен бағалайды. Осыдан барып, бай адамның кейпін жасайтындар туындайды. Қалай дейсіз бе? Тұратын үйінің қабырғасы құлайын деп тұрса да тапқан-таянғанын бренд киімге жұмсайды. Сондағы ой — бай болып көріну. Қарызы бастан асса да, қымбат жерден кофе ішіп, желідегі парақшасына салып отырады. Басты мәселе — «болмаса да, ұқсап бағу». Бірақ бұл сөздің астарында жалған түр жасау емес, дамуға ұмтылыс жатуы керек.   

4. Өзіне ақша қимайды.

Жеңілдік жоқ болса, қанша қажет боп тұрса да зат сатып алмайды. Ал су тегін зат көрсе, керек болмаса да ала береді. Өзі үшін азық-түлік қана сатып алады. Одан бөлек, кинотеатрға бару, фитнеске жазылу сияқты уақытты қызық өткізу тәсілдерін қолданбайды. Өйткені ол үшін тым қымбат. Кино көргеннен гөрі тамақ алғаны маңызды боп тұрады.

5. Уақыттың қадірін біле бермейді. 

Барынша ақша үнемдеу үшін уақытын кетіруге даяр. Мәселен бір гипермаркетте ет пен сүт өте арзан болғанымен, гигиеналық құралдар қымбат делік. Кедей адам күш-қуаты мен уақытын сарқып қалтасындағы қаражатын үнемдейді. Нәтижесінде бір демалыста не жөнді ұйықтамай, не жақындармен жақсы уақыт өткізбей бір күні дүкеннен дүкенге барумен өтеді. Ақша да, уақыт та — ресурс. Алғашқысын табуға болады, екіншісінің кеткені — кеткен. 
 

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png