1935 просмотров

Улыбайтесь: Ваш босс отслеживает уровень вашего благополучия

Не является ли это новой угрозой для личного пространства работника?

Фото: John Holcroft

В некоторых компаниях элект­ронные письма и сообщения в Slack, где есть слова, которые могут быть увязаны с депрессией и усталостью, выявляются специальными программами. В других работников просят регулярно фиксировать свое душевное состояние, кликая на веселый или хмурый смайлик либо отслеживать свое настроение при помощи приложения.

Чтобы снизить уровень тревожности и подбодрить сотрудников, все больше компаний говорит о том, что считают своим приоритетом «сделать работников счастливыми». Во многом источником такого тренда стал сегмент бизнеса на дому, где мониторингу, анализу и улучшению настроения работников традиционно уделяется много внимания. Однако это также поднимает вопросы о том, не угрожает ли желание компаний отслеживать поведение своих сотрудников личному пространству последних.

В компании Amazon многие сотрудники ежедневно получают анкеты с вопросами из серии «не много ли встреч они проводили в последнее время или благодарил ли их на прошлой неделе менеджер за работу». В другой компании, Workday, которая занимается разработкой программного обеспечения для отделов кадров и бухгалтерии, анкеты сотрудникам рассылаются в конце каждой недели – в компании это называют «Пятницы обратной связи». Гигант индустрии газированных напитков – PepsiCo просто предлагает работникам при помощи инструмента, известного как «уничтожитель процесса», определить то, что мешает им быстро выполнять свою работу.

По словам самих работодателей, то возросшее внимание, которое корпоративный мир начал уделять состоянию ментального благополучия, лишь отражает реальность: при безработице в США на уровне 50-летнего минимума поиск новых сотрудников может быть сложным и дорогостоящим занятием. В более тяжелых экономических условиях работники были бы просто счастливы оттого, что у них есть работа, однако, когда речь идет о действительно больших талантах, удержать их всегда непросто. Согласно опуб­ликованному в прошлом году исследованию Оксфордского университета, счастливые работники, как правило, продуктивнее, а сильная корпоративная культура способна сделать компанию более привлекательной для потенциальных соискателей.

«Мы вышли за рамки пожелания «Я хочу, чтобы вы делали 10 тысяч шагов каждый день», – говорит Синди Бьерквист, директор по здоровью и благополучию компании Blue Cross Blue Shield of Michigan. – «Теперь позиция компаний – «Я хочу, чтобы ваше душевное состояние улучшилось», – отмечает она.

Сдвиньте вправо, если у вас плохое настроение

Приложение Blue Cross Blue Shield для работодателей, которые подписываются на страховые программы компании, позволяет сотрудникам сдвигать слайдер с улыбающегося лица слева на хмурое лицо справа и фиксировать таким образом свое настроение. По словам Анжелы Дженкинс, координатора Blue Cross Blue Shield, помогающей компаниям создавать оздоровительные программы, затем работники могут отслеживать колебания своего эмоционального состояния. Работодатели эти индивидуальные данные не видят. 

«Приятно сдвинуть слайдер на улыбающийся смайлик», – говорит она.

Даже если у человека был плохой день, фиксирование эмоций может носить катарсистический характер и способно побудить проанализировать причину плохого эмоционального самочувствия, отмечает Дженкинс.

Другой сервис (его продвигает Receptiviti, компания-разработчик из Торонто) подключается к электронной почте и мессенджерам вроде Slack, чтобы выявить сигналы, показывающие, что работники испытывают депрессию или чувство выгорания.

«Эти вещи неосязаемые, но их можно измерить», – говорит генеральный директор компании Джонатан Крейндлер.

Когда работники испытывают чувство выгорания, их стиль вербального общения больше обращен внутрь, рассказывает он, например, чаще используются слова «я» и «меня», а не «мы» или «нас».

Этот подход основан на исследованиях Джеймса Пеннбейкера, профессора психологии Техасского университета в Остине, также являющегося сооснователем и миноритарным владельцем Receptiviti. Он обнаружил, что поэты, которые в итоге покончили жизнь самоубийством, в своем творчестве намного чаще использовали слово «я» по сравнению с теми авторами, которые предположительно имели более крепкое психическое здоровье. В другом эксперименте, когда его участников просили написать историю о своем прошлом опыте, ученый установил, что в счастливых историях, наоборот, чаще используется слово «мы».

«Слова, которые мы используем в повседневной жизни, отражают наше психологическое состояние», – говорит доктор Пеннбейкер.

Три компании в Канаде и США используют программное обеспечение Receptiviti, для того чтобы детально изучить эмоциональное состояние своих работников. За услуги по мониторингу сообщений сотрудников клиенты оплачивают Receptiviti от $250 тыс. до $1 млн в год.

«Конечно, нас беспокоит возможное восприятие компании как «Большого брата», – говорит Крейндлер о своем программном обеспечении. По его словам, он предпочитает воспринимать эту услугу как некую «корпоративную осознанность», отмечая, что менеджерам полезно знать, как чувствуют себя их сотрудники.

Еще одно устройство для мониторинга уровня ментального благополучия разрабатывается компанией Cornerstone OnDemand, где работают 2 тыс. сотрудников и которая поставляет програм­мное обеспечение для рекрутинга и привлечения талантов таким компаниям, как Visa и T-Mobile US. Пока проект по сбору данных о сердечном ритме при помощи носимых устройств, к примеру часов, только тестируется. С разрешения сотрудников в компании рассчитывают увязать эту информацию с записями из календаря или программой по управлению проектами.

По словам Грега Хага, директора по архитектуре Cornerstone, это может пролить свет на то, как определенные встречи, проекты или даже люди в офисе могут способствовать повышению уровня стресса. Однако компания все еще тестирует этот инструмент, отмечает он.

«Данные об уровне стресса действительно меняются от одного момента к другому», – говорит Хаг.

Как измерить счастье

Некоторые компании свое отношение к ментальному благополучию демонстрируют наглядно. Так, дверь манхэттенского офиса софтверной компании Sprinklr украшена словами «Счастлив сотрудник Sprinklr – счастлив клиент».

Компания занимается разработкой программного обеспечения для социальных сетей и управления клиентским опытом. В 2018 году Sprinklr запустила «Программу гарантированного восторга для сотрудников». Каждые два месяца все 1900 работников компании встречаются со своими начальниками и по 10-балльной шкале называют уровень своего ощущения счастья (где 10 – это самые счастливые). Также сотрудники предлагают три нововведения, которые они или компания могут реализовать, чтобы повысить свой уровень удовлетворения от работы.

«Я хочу, чтобы каждый чувствовал себя все более счастливым с каждым днем», – говорит генеральный директор компании Рэги Томас.

Изначально эта инициатива была направлена на то, чтобы преодолеть упаднические настроения в период, который Томас называет «темным годом». В 2017 году, после ряда лет быстрого роста штата компании, люди начали уходить. Сотрудники превратились в негативно настроенных людей, а работа стала хаотичной и конфликтной. 

Когда данные по ментальному благополучию стали доступными, они были сведены воедино, откуда был выведен общий показатель текущего уровня счастья в компании – 7,87 балла по сравнению с 7,2 балла, когда инициатива только стартовала. Обрабатывает и агрегирует результаты искусственный интеллект, который также проверяет их на наличие жалоб общего характера. Так, по итогам запросов от сотрудников, Sprinklr увеличил количество растений в офисе, отрегулировал работу кондиционера в своих конференц-залах (некоторым работникам было холодно) и внедрил практику ежемесячных собраний, где сотрудники могут откровенно поговорить со своим руководством.

25-летняя Эмили Спаркс, которая работает в отделе маркетинга и продаж в офисе компании в Остине, попросила подставку для ног (по ее словам, при росте в 161 см она чувствует себя менее профессионально, когда ее ноги не касаются земли), а также больше свежих фруктов и овощей в офисе. Несколько дней спустя она получила подставку для ног с роликом для массажа сверху, а через неделю на кухне начали появляться такие продукты, как клубника, морковь и горох. 

«Мелочи имеют большое значение», – говорит она.

Сбор инсайтов из информации, сгенерированной сотрудниками, или то, что некоторые называют утечкой данных, становится все более актуальным для многих компаний, хотя некоторые эксперты по персоналу не скрывают и опасений. 

«Очевидная проблема, – говорит Питер Каппелли, профессор управления в Школе Уортона Пенсильванского университета, – заключается в том, что если выбирать какую-то конкретную информацию из всего ее объема, то это означает, что компания прислушивается лишь к каким-то отдельным сотрудникам».

Кроме того, по словам Каппелли, хотя и существуют сложные методы обеспечения анонимности информации, «если руководитель запросит у IТ-специалистов более детальную информацию по конкретным сотрудникам, о какой-либо конфиденциальности говорить уже не приходится».

Сделать хорошую мину

Впрочем, многие работодатели уверены в том, что более совершенные технологии способны помочь сотрудникам, а вместе с этим и бизнесу. Исполнительный директор компании Grant Thornton Николь Джордан даже выступает за использование камер ноутбуков для регулярного сканирования лиц работников – для того чтобы выявлять даже незначительные изменения в их настроении.

Если сотрудник бухгалтерской или консалтинговой компании испытывает стресс, рассеян или просто скучает, то в дело может вмешаться программное обеспечение по распознаванию лиц и восприятию эмоций, предложив человеку прогуляться или выпить чашечку кофе.

Джордан признает, что решить вопрос с конфиденциальностью может только согласие сотрудников на взаимодействие с такой системой, однако на ограниченном рынке труда, где компании хотят, чтобы их работники были довольны и продуктивны, в информировании сотрудников об их эмоциях она видит потенциальные преимущества. В настоящее время Grant Thornton не использует подобные технологии, однако эта тема с клиентами уже обсуж­далась, отмечает она.

«Компаниям необходимо найти наиболее эффективные способы вовлечения сотрудников в работу и повышения их производительности. Если бы это зависело от меня, мы бы пошли по этому пути», – говорит Джордан, управляющий партнер Grant Thornton по центральному региону.

Мэтью Шайлер, главный специалист по персоналу в гиганте гостиничного бизнеса Hilton Worldwide Holdings Inc., где работают 420 тыс. человек, говорит, что компания рассмат­ривает возможность использования инструментов анализа соцсетей сотрудников с целью выявить негативные сигналы об их жизни за пределами работы. Шайлер тоже согласен с тем, что такое программное обеспечение неизбежно поднимает вопросы конфиденциальности и только ради удобства компании может зайти слишком далеко. Вместо применения подобных технологий Hilton обучает генеральных менеджеров отелей выявлять признаки, сигнализирующие о том, что работникам требуется помощь, тренируя их, в частности, реагировать на необычные заявления или неявку на работу.

«Мы хотим, чтобы они были теми, кто внимательно следит за благополучием своих сотрудников», – говорит Шайлер. 

Автомобильный гигант Ford Motor Co. адаптировал новый подход к получению обратной связи от сотрудников – это терминалы HappyOrNot, аналогичные устройствам, используемым в комнатах отдыха в аэропортах. На экране девайса показываются два смайлика в виде хмурого и улыбающегося лица, на которые сотрудники могут кликнуть, отвечая на вопросы типа «насколько оптимистичны вы в отношении сегодняшнего дня?» Также аппарат предоставляет возможность дать развернутый комментарий.

Как рассказала Джули Лодж-Джар­ретт, директор Ford по привлечению талантов, компания начала использовать эти устройства в 2018 году, разместив их на некоторых производственных предприятиях у входа в головной офис в Мичигане, а также рядом с комнатами для переговоров.

«Когда в компании работают 200 тысяч человек, порой непросто собрать данные о том, как сотрудники чувствуют себя в тот или иной день», – говорит Лодж-Джарретт.

Также компания Ford начала анализировать комментарии, которые сотрудники оставляют под материалами и видеороликами в корпоративной сети компании, используя для этого инструменты обработки естественного языка. По словам Лодж-Джарретт, система может собирать данные по отдельным регионам либо по конкретным демографическим показателям, например по возрасту, с тем чтобы определить, отличается ли настроение людей, которые только начали свою карьеру, от настроя сотрудников, проработавших в Ford долгие годы. В итоге HR-команда компании может сообщить о выявленных тенденциях внутреннему комитету, состоящему из сотрудников Ford, и попросить их разобраться в проблеме.

«Вне зависимости от того, насколько хороша зарплата или стабильна работа, люди не склонны мириться с деятельностью в компании, где не чувствуют себя счастливыми», – говорит Лодж-Джарретт. «Они попросту голосуют ногами», – добавляет она.
 

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

banner_wsj.gif

242 просмотра

В Казахстане официальные показатели безработицы не меняются с июля 2018 года

Пострадавшие из-за ЧП и карантина в статистику так и не попали

Фото: Офелия Жакаева

Власти стараются не называть безработными миллионы тех, кто фактически потерял работу во время режима ЧС, действовавшего с 16 марта по 11 мая. 

Те, кто остались без работы во время режима ЧС и карантина в Казахстане, полноценно в статистику так и не попали. Единственным ориентиром, позволяющим предположить реальное количество людей, чьи доходы в это время сократились практически до нуля, являются данные по выплате 42 500 тенге. Основанием для получения этой суммы была как раз временная или постоянная потеря работы.

Претендовали на меру поддержки более 8 млн человек при общем официальном числе занятых в стране 8,8 млн человек. Реально соцвыплату смогли получить 4,6 млн. Хотя в числе тех, кто получил выплату, были и не нуждавшиеся в ней, а подавшие заявку «интереса ради», а среди тех, кто не получил, – реальные безработные, все-таки именно количество получателей показывает относительно релевантные данные о тех, кто остался без работы. 

Число официальных безработных увеличилось среди прочего и благодаря упрощению требований к претендентам на соцвыплату. Государство позволило получить 42 500 тенге и тем, кто ранее не работал официально и впервые уплатил единый совокупный платеж (ЕСП) в размере одного месячного расчетного показателя 2778 тенге. Напомним, что ЕСП предназначен для физических лиц, которые оказывают услуги или продают что-либо со своего подсобного хозяйства и получают доход в размере менее 1175 МРП (3,3 млн тенге) в год, обходясь без наемных работников. 11 мая на итоговом заседании госкомиссии по обеспечению режима ЧС президент Касым-Жомарт Токаев сообщил, что более 40% получивших 42 500 тенге – это люди, впервые уплатившие ЕСП. Доказательством служит и увеличившееся количество индивидуальных пенсионных счетов вкладчиков в ЕНПФ – с 10,1 млн на 1 апреля до 10,9 млн на 1 мая. 

4,2 млн «временно вне занятости»

На заседании правительства в начале июня министр труда и социальной защиты населения Биржан Нурымбетов сообщил, что в марте – апреле в республике «временно осталось вне занятости» 4,2 млн человек. Больше всего пострадали работники сферы торговли и услуг в крупных городах. Тут стоит отметить, что официальный уровень безработицы не менялся с III квартала 2018 года, замерев на отметке 4,8%. В I квартале 2020 года уровень безработицы составил 442,4 тыс. человек при общей численности рабочей силы 9,2 млн человек (учитываются лица от 15 лет). 

В мае, по оценке Минтруда, число «временно оставшихся вне занятости» работников снизилось с 4,2 до 1,146 млн человек. В июне должно сократиться до 1,063 млн человек, а в июле – и вовсе до 514 тыс. человек, вернувшись если не на уровень I квартала 2020 года, то хотя бы к относительно близким цифрам. Минтруда прогнозирует, что в декабре число безработных будет составлять 565 тыс. человек, а уровень безработицы – 6,1%.

«Мы думаем, что с июля на рынке труда мы стабилизируем ситуа­цию, и до конца года уровень безработицы составит 6,1%», – сказал Нурымбетов. 

По данным на 29 июня (информация снова от министра труда и соцзащиты), в центрах занятости в целом на учете состояли 320 тыс. человек, из них 181 тыс. зарегистрированы в качестве безработных.

«На сегодня безработное население без доходов и возможности работать мы оцениваем в 735 тыс. человек», – сказал Нурымбетов «Курсиву».

Получение взамен зарплаты соцвыплаты в размере 42 500 тенге, по данным Комстата, практически не отразилось на среднедушевых номинальных денежных доходах населения – в апреле они выросли по сравнению с мартом на 5,7% и достигли 110 тыс. тенге. Но у Минтруда, правда, другие цифры.

«По оценке наших экспертов, среднедушевой доход населения в апреле составил 59 тыс. тенге», – сообщил Нурымбетов. 

Сработает ли старое оружие против новой напасти

Для создания новых рабочих мест правительство собирается пустить в ход инструменты из старого арсенала. В частности, речь идет о Государственной программе развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017–2021 годы «Енбек». Только по программе «Енбек», объем финансирования которой должен составить 176 млрд тенге, в этом году планируется охватить 600 тыс. человек: прямо по вакансиям трудоустроят 280 тыс. человек, просубсидировано будет 211 тыс. рабочих мест, 58 тыс. человек будут обучены различным специальностям, а 51 тыс. человек будут обучены предпринимательству. Из упомянутых 600 тыс. уже можно вычесть 184 тыс. человек, которые были трудоустроены по программе в январе – мае. 

Другой программой, которая привлечет безработных, станет «Нурлы жол». С ее помощью предполагается трудоустроить 200 тыс. человек. Программы «Цифровой Казахстан» и «Нурлы жер» помогут найти работу еще 50 тыс. и 47 тыс. казахстанцев соответственно. По программе «Дорожная карта занятости – 2020» планируется трудоустроить 255 тыс. человек, в том числе 58 тыс. – в жилищно-коммунальном хозяйстве, 46 тыс. – в благо­устройстве. Средняя зарплата работников, по данным Минтруда, составит 90 тыс. тенге.

Нынешний кризис высвободил не работников строительной отрасли, как это было, например, в 2008 году, а сотрудников фитнес-клубов, развлекательных центров и кинотеатров, а работу им государство по старинке предлагает в дорожном строительстве или ЖКХ. И это с высокой вероятностью создаст диспропорцию на рынке труда. К тому же и небольшие зарплаты вряд ли смогут привлечь работников из сферы услуг, потерявших работу в карантин, отметил директор центра прикладных исследований «Талап» Рахим Ошакбаев. По его мнению, существующие официальные данные о безработице в Казахстане далеки от реальности.

«Совершенно очевидно, что официальный уровень безработицы не отражает реальность. В него никто не верит, включая само правительство и самого министра труда», – сказал он «Курсиву». 

Два года назад Минтруда должно было привести свою статистическую методологию в соответствие с последними рекомендациями Международной организации труда, но, как отметил Ошакбаев, есть большие сомнения в том, что это реально было сделано. Косвенным подтверждением он назвал тот факт, что безработица долгое время остается на уровне ниже 5%.

«Кроме того, все мы знаем, что другие показатели – занятости, доходов – тоже могут быть искажены. Сравните их с тем, что фактически АСП (адресная социальная помощь. – «Курсив») получили 2,2 млн человек, с теми 4,4 млн человек, кто получил 42 500 тенге. Соответственно, это люди, которые потеряли доходы, и это совершенно не коррелирует со статистическими показателями безработицы и доходов», – сообщил Ошакбаев, назвав статистику по рынку труда «сильно искаженной».

В соседней России государство стимулирует бизнес сохранять рабочие места в пострадавших от карантинных мер отраслях льготными, под 2%, кредитами на выплату зарплаты. Максимальный объем кредита ограничен суммой в шесть минимальных размеров оплаты труда на сотрудника (422 852 тенге по курсу Нацбанка на конец июня, федеральный МРОТ в РФ –12 130 рублей). Ощутимая оговорка: если предприятие в течение года сохранит 90% персонала, то государство погасит за бизнес и кредит, и проценты по нему. Подобная мера, отметил Ошакбаев, могла бы сработать и в Казахстане, сократив число «временно оставшихся вне занятости».

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg