2015 просмотров

Меньше работать и больше зарабатывать

Компании начинают осознавать, что сокращение продолжительности рабочей недели либо рабочего дня может способствовать росту вовлеченности и продуктивности работников

Иллюстрация: Robert Neubecker

Знаете ли вы, как можно вы­явить самых преданных и креативных сотрудников – тех, которые лучше других подготовлены к новым вызовам и легко адаптируются к изменениям? Попросите их поработать в сокращенную рабочую неделю без сокращения заработной платы.

В прошлом году сразу несколько компаний привлекли к себе внимание благодаря тому, что перешли на сокращенный формат работы. Но подготовка к такому шагу заняла у них несколько лет. В Швеции механики сервисного центра Toyota Gothenburg с 2003 года работают в шестичасовые смены по 30 часов в неделю. В Великобритании компания – производитель металлических изделий AE Harris из Бирмингема в 2006 году внедрила 36-часовую четырехдневную рабочую неделю. Австралийская софтверная компания Icelab перешла на 32-часовую четырехдневную неделю двумя годами позже. А южнокорейский гигант электронной коммерции Woowa Brothers, знаменитый своими длинными рабочими неделями, постепенно сократил их до 35 часов.

Очевидно, что сотрудники выигрывают от того, что компании сокращают рабочие часы. Однако, как оказалось, выигрывают и сами компании. Перемены побуждают персонал взаимодействовать более эффективно, учат правильно расставлять приоритеты и уважать чужое время. В итоге у лидеров высвобождается время для того, чтобы сканировать горизонт, взращивать новые идеи и восстановиться после напряженной недели.

Разумеется, этот метод работает далеко не везде. Некоторые компании считают, что это чересчур. К примеру, снижение финансовых показателей способно вынудить компании отказаться от эксперимента и вернуться к обычному графику работы. Там же, где бизнес зависит от почасовой оплаты со стороны клиентов, такой переход может вовсе никогда не случиться.

Однако исследования сотен компаний в разных странах и секторах, сокративших продолжительность рабочего дня или недели, показывают, что они не только не жертвуют продуктивностью или прибыльностью, но зачастую, наоборот, улучшают оба этих показателя. То есть если все сделать правильно, сокращение рабочего времени способно помочь компании достичь пре­успевания.

Что же заставляет компании идти по этому пути? Часто основатели компаний, работая и днем и ночью, сталкиваются с кризисом, который подстегивает внед­рение перемен. К примеру, шеф Стюарт Ралстон некогда работал вместе с Гордоном Рамзи, а затем открыл собственный ресторан в Эдинбурге. Однако после трех лет напряженной работы на пути к успеху в течение длинной недели в 2018 году он перевел себя и своих сотрудников на четырехдневную рабочую неделю. «Я терял слишком много, включая время, которое мог бы проводить с семьей», – говорит он.

Для того чтобы начать работать по-новому, компании изучают свою недельную прибыль, поскольку им необходимо выбрать один вариант из двух: закрыться в менее напряженный день или сократить часы работы (многие обнаруживают, что меньше всего клиентов или отгрузок бывает в пятницу). Затем компании могут приступить к внедрению внут­ренних изменений, повышая свою эффективность, например путем сокращения продолжительности планерок и их ограничения конкретным временем дня. Также они придумывают новые правила, чтобы сотрудники не отвлекались. В офисе консалтинговой фирмы IIH Nordic в Копенгагене работникам выдают специальные шумоподавляющие наушники, в которых играет музыка, позволяющая сконцент­рироваться; красные огни и таймеры на столах сигнализируют о том, что сотрудник занят и его не нужно беспокоить.

Более того, компании разрабатывают новые культурные нормы вокруг всего, что касается времени. К примеру, сервисные центры и дома престарелых сокращают продолжительность рабочей смены, но требуют приходить на работу без опозданий, также сокращая продолжительность перерывов.

Когда в компании Blue Street Capital в Хантингтон-Бич (штат Калифорния) был введен пятичасовой рабочий день, глава компании Дэвид Роудс запретил незапланированные встречи в стиле «есть минутка?», чтобы снизить их отвлекающее влияние. Компании рассматривают переработки скорее как проблему, а не как преимущество. К примеру, в Woowa Brothers менеджеры теперь рассматривают переработки в качестве признака плохого планирования, а не самоотверженности сотрудника.

Кроме того, компании позволяют сотрудникам искать собственные способы повышения эффективности работы. Работники с коротким рабочим днем, как правило, тратят меньше времени на неформальные разговоры, однако чаще общаются после работы. То есть границы между работой и личным временем более строгие.

Организационные и культурные изменения позволяют компаниям сохранить прежний уровень продуктивности и прибыльности и даже поднять его. Японское подразделение Microsoft наделало шуму в нояб­ре прошлого года, сообщив, что летом, во время эксперимента с четырехдневной неделей, производительность труда выросла на 40%, а расходы на электроэнергию снизились на 23%. Woowa Brothers сообщила о том, что за три года после того, как количество рабочих часов было сокращено, прибыль компании выросла в 10 раз. По данным компании Pursuit Marketing – call-центра в Глазго, – после введения четырехдневной недели производительность труда здесь выросла на 30%.

Сокращение продолжительности рабочего дня может иметь для компаний и другие преимущества.

Дружеские отношения в коллективе

Мы привыкли думать, что, если работать вместе много часов, это гарантирует единство в команде. Однако необходимость понять, как выполнять пятидневную работу за четыре дня, переосмысливая рабочие обязанности, создавая новую культуру и делая то, что многие считают невозможным, тоже объединяет сотрудников и повышает как их лояльность друг к другу, так и к компании.

Более независимое мышление

Сокращение рабочей недели способно повысить вклад сотрудников в успех компании, побуждая их вносить свои предложения.

После перехода к четырехдневной рабочей неделе в риелторской фирме The Goodall Group из Сан-Диего сотрудники начали предлагать новые инициативы и экспериментировать с тем, чтобы все задачи выполнялись еще более эффективно. «Они стали ощущать себя как собственники бизнеса, хотя все, что лично я дал им, – это лишь еще одной выходной», – говорит Стив Гудолл.

Преимущество при приеме на работу

Компании с сокращенным рабочим днем привлекают самых талантливых. Японский разработчик программного обеспечения Cybozu утверждает, что короткая рабочая неделя помогает им конкурировать с Microsoft и Samsung. В Glebe, доме для престарелых в Виргинии, годовая «текучка» сиделок снизилась со 128% до 44% после того, как формат работы был переведен на 30-часовую неделю.

Большее гендерное равенство

Высоким спросом среди компаний с сокращенным рабочим днем пользуются работающие матери как работники, которые умеют расставлять приоритеты, сохранять границу между работой и личной жизнью, а также с серьезностью подходить к взятым на себя обязательствам.

Крис Доунс, сооснователь лондонской дизайнерской фирмы Normally, говорит, что четырехдневный формат работы в фирме «позволяет прекрасным, опытным, невероятно сосредоточенным и продуктивным женщинам вернуться на работу и чувствовать себя не хуже, чем кто-либо другой в этой же ситуации». И поскольку сокращенная неделя действует для всех, сотрудники, имеющие детей, не испытывают неловкости из-за того, что уходят с работы пораньше.

Для многих областей бизнеса уже нет вопроса, подходит им четырехдневная неделя или шестичасовой рабочий день или нет. Скорее речь сейчас идет о том, как именно компании сумеют воплотить эту концепцию в жизнь. «Мы работаем четыре дня в неделю, потому что после трех выходных дней нам все по плечу», – говорит по этому поводу Анна Росс, руководитель косметической компании Kester Black из Австралии. Пришло время и другим компаниям сделать подобное открытие.

Доктор Панг является консультантом и приглашенным преподавателем в Стэнфордском и Оксфордском университетах. Эта статья является адаптированным отрывком из его новой книги «Shorter: Work Better, Smarter and Less – Here’s How» («Короткий день: как работать лучше, эффективнее и меньше»), которая будет опубликована 10 марта издательством Public Affairs.

Перевод с английского языка – Танат Кожманов.

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

banner_wsj.gif

159 просмотров

Как путешествовать безопасно этим летом

Назван способ: автодом

Плюсы автодома: можно спокойно оставаться в стране надолго, не переживая за расходы на проживание в отеле, а главное – возможность добраться до тех мест, где туристов пока ещё немного. 

Мы выбрали места, которые особенно запомнились нам во время путешествия на автодоме по Грузии, Турции, Ирану, Казахстану. Многие из них обычным туристам неизвестны или недоступны.

Грузия

Грузия.jpg

Приехать в поселок Кацхи, чтобы посмот­реть на Кацхинский столп, можно только на своем транспорте. На вершине 40-мет­рового скального монолита стоит крошечная церковь, к ней ведёт подвесная лестница. Побывать наверху не удалось – сейчас подъем на церковь для туристов запрещен. Женщин никогда сюда не пускали, а вот мужчинам с разрешения настоятеля отца Максима можно было все-таки там побывать.

Добирались мы в поселок через Чиатура – «город канатных дорог». Раньше здесь добывали марганцевую руду. Сейчас – стоят заброшенные заводы, многоэтажные панельные дома, все запылённые и в саже, над рекой тянутся тросы канатных дорог, а на них качаются на ветру застывшие вагончики. Большинство канатных дорог было предназначено для промышленных целей – по ним переправлялась руда, а шахтеры ездили на работу. Сейчас в городе действует лишь пара канаток, которая соединяет разные районы.
Местия – еще одно место, куда обязательно нужно съездить, особенно если вы путешествуете на автодоме.

Центральный городок Сванетии окружен хвойными лесами и альпийскими лугами, за которыми возвышаются заснеженные хребты. Улицы Местии вымощены булыжниками, едва ли не в каждом дворе стоят сванские башни-постройки X–XIII века. Это родовые сооружения служили и жильём, и как сторожевые посты. Нижняя часть башни (это примерно два метра вверх) не имеет ни окон, ни дверей. Небольшая дверь расположена на уровне второго этажа – сюда забирались по приставной лестнице, которую в случае опасности убирали. Выше – жилые этажи и наблюдательная площадка, откуда в случае необходимости вели атаку.

Турция

IMG_5947.JPG

В парк Гереме в Турции мы заехали затемно и остановились уже почти ночью на какой-то полянке. С утра собирались искать, откуда же тут стартуют воздушные шары. В 4:30 утра нас разбудил сильный шум – сотни шаров лежали на земле, их надували горячим воздухом и все вокруг засветилось. Вскоре все небо было усыпано разноцветными красочными шарами. Это был сказочный рассвет.

Проехали через гору Немрут-Даг, где на импровизированных постаментах стоят головы богов и героев (это фрагменты разрушенных статуй), доехали до озера в кратере Немрут – для этого спустились в самый центр кратера. Здесь три озера, у одного из них мы разбили лагерь. Вокруг не было ни единой души, только медвежьи следы. Казалось, что не мы приехали посмотреть на эти места, а медведи сейчас глазеют на нас. 

Ехать на автодоме по побережью Средиземного моря – сплошное удовольствие. На берегу стоят беседки для общего пользования, на пляжах – душ. Почти везде разрешено заезжать на автомобиле. 

IMG_2503.JPG

Вот так, катив по берегу, мы для себя открыли отличное место – Нарликую. Там удивительной красоты море и желто-белые скалы, где местные жители устраивают свадебные фотосессии. Здесь мы познакомились с ребятами из Турции, которые жили в автоприцепах у самой воды. Они-то и отвезли нас на моторной лодке показать жемчужину этого места – ванную Афродиты. Это большой родник, который бьет из-под скалы прямо в море. В самой ванной, то есть месте, где бьет родник, – ледяная вода. А когда плаваешь в море, чувствуешь разные слои воды – холодные пресной, родниковой и теплые соленой, морской.

Затем мы двинули в город Мардин. Это старый город, расположенный на склоне горы, а каждый дом здесь – это целый дворец с высокими потолками, огромными комнатами и балкончиками, нависающими над следующим домом и двором. Улочки настолько узкие, что машине не проехать, и чтобы попасть на главную улицу с магазинами и кафе, нужно было пройти через настоящие лабиринты. Удивительно было видеть, как каждое утро по этим улочкам ходил рабочий с ослом и сгружал на него мусорные пакеты, которые жители домов просто выставляют за дверь. Жилье здесь можно снять примерно за $20-25 в сутки – и пожить за эти деньги в своём личном дворце.

Иран

ИРАН.jpg

После пересечения границы Ирана в первом же населённом пункте мы увидели огромный чёрный развевающийся флаг, черные растяжки всюду, людей в чёрной одежде. Заехав на первую же попавшуюся заправку и залив полные баки, спросили: «что это значит?». Оказалось, в стране большой религиозный праздник, а чёрный цвет – праздничный. Мы успокоились. Еще больше настроение улучшилось, когда узнали, что за 250 литров дизеля нужно заплатить всего около $20.

В Иране нас поразил город Шираз – своими невероятно красивыми, действующими мечетями. Полы в мечетях устланы коврами, по которым безумно приятно ходить босиком, а солнечные лучи, проникающие через витражные окна, чертят на этих коврах бесконечные узоры.

В иранском городе Йедз очень много колоритных гостиниц и жилых домов, которые располагаются под землёй – на два этажа вниз. Из-под земли по всему городу торчат башни – бадгиры, которые служат естественным кондиционером подземным домам. Мы решили непременно пожить в одной из таких гостиниц. Въехали в город затемно и чуть не застряли в узкой улочке, пробираясь к парковке гостиницы. Спустя несколько дней на наш выезд по той же улице сбежался смотреть весь район.

Ближайшей пустыней по нашему маршруту была пустыня Маранджаб, и конечно, же, мы туда поехали. Перекатываясь с дюны на дюну, забрались довольно далеко. На очередной дюне наш грузовик зарылся в песок, поэтому вторую половину дня мы выкапывались. Выбрались из песков только благодаря тому, что у нас с собой были заготовленные еще в Грузии поленья для мобильной бани. После того, как нашли хорошую площадку на более плотной поверхности, решили остаться на несколько дней – чтобы любоваться закатами, восходами и проплывающими мимо караванами верблюдов. Здесь нас застала пустынная буря – это было зрелищно, только вмиг стало заметать накатанные следы. И мы сбежали. 

46474453_337422257088536_923812940200314995_n.jpg

Сейчас в Иране новая мода: делать ринопластику, вне зависимости – нужна она или нет, модно и все. Многие девушки ходят с пластырями, но делали ринопластику далеко не все из них, операция – это ещё и статус, доказательство, что у тебя есть на нее средства. Так что мы пытались отгадать, кто из девушек и правда после операции, а кто – просто наклеил пластырь.

Казахстан

Въезжая в Казахстан, мы застали небывалое небесное шоу – запуск ракеты.

Мангыстау, полуостров Мангышлак, урочище Босжира – это казахская Аризона. Скалистые белые горы, похожие на клыки зубов акулы, ощущение, что ты не на земле, а на какой-то другой планете. Это высохший когда-то древний океан Тетис. Сейчас о тех далеких временах напоминают раковины моллюсков и зубы акул, которые лежат под ногами. Зачем сюда ехать? Понаблюдать сверху, как на восходе плывут облака, оставляя тени пятен на этих скалистых берегах, как закат окрашивает все вокруг в приятно золотистый цвет и горы уже не белые, а золотые.

001P6867.JPG

В Казахстане удивило хорошее отношение инспекторов дорожного движения. Признаюсь, был не один случай, когда нас останавливали за мелкие нарушение, но когда узнавали, что мы путешествуем по всему миру и пишем про Казахстан в своём блоге, гнев сменялся улыбкой.

В одном алматинском сервисе, куда мы заехали поменять масло, ребята сделали работу, но не стали брать за нее деньги, сказав «это вам подарок от Казахстана».

А когда мы большой компанией в три автодома ехали из Узбекистана в город Актау, одну из машин пришлось тянуть на жесткой сцепке – двигатель этого автодома был неисправен после залитой несколько раз некачественной солярки памирского тракта и Узбекистана. В Актау мы нашли автосервис Red station, директор которого Рустам – тоже путешественник. Деталь для ремонта двигателя пришлось заказывать и ждать ее доставку. Рустам предложил нам стоянку на территории своего сервиса, предоставив нашей немаленькой компании все бытовые условия. Так что, пока мы ждали деталь и ремонт машины, мы жили в сервисе, как в гостинице. За что Рустаму большое человеческое спасибо!

4BD3EBC5-6214-4C22-9790-DC34AA5E3910.JPG

Россия

Что мы делаем этим летом? Продолжаем путешествовать.

001P9819.JPG

Автодом – лучший способ самоизоляции во время карантина. Пока мы побывали на автодоме только примерно в половине российских регионов. Наш самый любимый – это Алтай. Именно путешествуя по Алтаю, мы встретили очень много иностранцев на автодомах, познакомились с ними и стали друзьями – ведь мы часто пересекаемся в других странах.

АЛТАЙ2.jpg

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg