Перейти к основному содержанию

14245 просмотров

Какие уроки можно извлечь из стратегий против коронавируса от Южной Кореи и Италии

В первой стране ситуацию удалось стабилизировать, а во второй инфекция продолжает неумолимо распространяться

Фото: Alberto Pizzoli

Южная Корея и Италия стали двумя разными примерами того, как отдельно взятая страна может противостоять коронавирусу. Их отличный друг от друга опыт может стать прекрасным уроком для США и других демократических стран, где пандемия находится лишь на ранней стадии. Сеул, признав, что болезнь уже проникла в страну, не стал закрывать границы, однако упорно отслеживал инфицированных, используя все доступные данные и экстенсивные тесты. Рим после ряда попыток ограничить передвижение людей и их социальные контакты ввел карантин в масштабе всей страны, проверяя граждан только тогда, когда у них фиксировались симптомы заболевания. 

В обеих странах были зафиксированы наиболее крупные за пределами Китая вспышки коронавируса. Однако в Южной Корее количество подтвержденных случаев заражения было стабилизировано на уровне восьми тысяч человек, тогда как в Италии их число неумолимо растет и уже достигло 17 тысяч. По состоянию на прошлую пятницу в Южной Корее от вируса погибли 67 человек. В Италии к концу того же дня коронавирус унес много больше – 1 266 жизней, поскольку заболевание поразило значительную и самую уязвимую часть населения – пожилых людей, другой причиной стали переполненные больницы в ряде регионов. Эти разные траектории развития событий показывают, как усилия политиков соотносятся с реакцией самого населения, во многом обусловленной культурными традициями и опытом недавних лет. 

По словам Ли СунгЮн (Lee Sung-yoon), профессора международных отношений Университета Тафтса, в Южной Корее, ровно как и в Японии и на Тайване, культурный код нации, напрямую связанный с конфуцианством, позволяет патерналистскому государству во время чрезвычайной ситуации в большей степени вмешиваться в жизнь людей. «Большинство людей добровольно подчиняются власти и не склонны жаловаться. В конфуцианстве особый акцент делается на том, что нужно уважать власть, ценить социальную стабильность и ставить общее благо выше личных интересов, что становится смягчающим фактором в период национального кризиса», – говорит профессор Ли. 

В Италии для сокращения социальных контактов потребовался декрет правительства, предписывающий гражданам страны не собираться в группы и не передвигаться с места на место, если в этом нет острой необходимости. Для итальянцев эта мера стала беспрецедентной. Как и во многих западных странах, такая реакция на коронавирус является отражением другого типа общественного договора, который ограничивает притязания коллектива. Кроме того, это дополняется широко распространенным скептицизмом в отношении властей, что имеет под собой глубокие исторические корни. Ирония заключается в том, что для того, чтобы повлиять на поведение людей, добродушная Италия теперь ограничивает личные свободы в гораздо большей степени, чем это делали демократические страны Азии. Правительство изо всех сил пытается убедить население в том, что, несмотря на постановление, успех все же зависит от самих граждан, если только они поставят общественное благо выше личных интересов. Побудить к этому людей очень сложно.

2-01.png

В США и Европе предупреждения со стороны официальных представителей системы здравоохранения также не вызвали большой обеспокоенности со стороны граждан, говорят эксперты. «Индивидуалистскому западному сознанию присуще неподчинение», – считает Гэри Слаткин, эпидемиолог и бывший сотрудник Всемирной организации здравоохранения. 

Многие наблюдатели отмечали, что предпринятые Китаем жесткие меры по изоляции почти 500 млн человек, что позволило остановить распространение вируса, гораздо проще было осуществить в недемократической стране. Однако куда более важными вопросами для развитых стран могут стать вот эти: являются ли отдельные демократические страны более успешными в борьбе с глобальной эпидемией? И уступают ли западные страны в этом смысле азиатским демократиям? Глобализация повысила риск инфекционных заболеваний, которые быстро распространяются, невзирая на границы. Тем не менее страны Азии научились справляться с этой угрозой намного лучше, чем на Западе. Вспышки SARS, MERS, H1N1 и птичьего гриппа позволили странам Азии выработать четкое понимание того, какие меры потребуются в случае с коронавирусом. Для реагирования на эту угрозу правительства и разработали новые политические инструменты. Простые граждане тоже усвоили урок, в частности научились носить маски и соблюдать дистанцию с другими людьми. В середине февраля Южная Корея признала, что коронавирус проник в страну из Китая. 

Парламентская оппозиция и большинство врачей призывали ввести ограничения против визитеров из Китая, однако администрация президента Муна Чжэ Ин отвергла эту идею, назвав каналом для проникновения вируса корейцев, посещавших Китай. В основном вирус распространился в городе Тэгу среди членов тайного религиозного движения с сетью последователей по всей стране. Первые шаги администрации президента Муна были нацелены на выявление, изоляцию и обследование на предмет симптомов заболевания почти 10 тыс. членов «Церкви Иисуса Синчхонджи» в Тэгу. 

По словам Рю Сукхен (Ryu Sukhyun), профессора по профилактической медицине южнокорейского Университета Konyang, настойчивое стремление властей обследовать членов Синчхонджи привлекло к вирусу внимание всей страны, поскольку заболевание легко могло распространиться по всей Корее. «Правительство сделало хорошую работу, чтобы предотвратить ухудшение ситуации», – отмечает доктор Рю. По словам представителей южнокорейской системы здравоохранения, страна может делать свыше 15 тыс. тестов ежедневно, а команда из 1 200 медицинских экспертов способна обследовать пациентов в течение шести часов. 

Впрочем, в равной степени официальный Сеул опирался и на общепринятые социальные нормы. Как и многие другие азиатские демократии, Южная Корея может всерьез рассчитывать на то, что ее граждане будут следовать рекомендациям правительства, а именно носить маски, оставаться дома и избегать больших скоплений людей. По сути, это тот самый «прыжок веры», тест на который сейчас проходят США и страны Европы. 

Комбинация активного выявления заболевших и соблюдение обществом введенных правил помогли снизить количество новых заражений после их пика 29 февраля. Италия же с самого начала сосредоточилась на ограничении передвижения, а не на обследовании людей. 31 января, к огорчению Пекина, Италия прекратила прямые рейсы в Китай и из Китая. 

Правительство объявило о чрезвычайной медицинской ситуации, что позволило преодолеть бюрократические препоны и заставить власти на местах действовать в условиях кризиса. Однако коронавирус уже начал распространяться в небольших городках к юго-востоку от Милана. Как вирус попал туда, до сих пор не установлено. Первоначально тесты на выявление вируса были нефокусированными и отличались в разных регионах, что привело к 95% отрицательных результатов. Затем правительство подготовило более строгие правила проведения тестирования, приказав местным органам здравоохранения проверять только тех людей, у которых были выявлены симптомы заболевания и кто бывал в пораженных вирусом городах региона Ломбардия или в Китае. Большинство людей, которые потенциально могли быть заражены, в случае отсутствия симптомов или их неярко выраженного характера тестирование не проходили. В день проводилось лишь три тысячи тестов при населении на 20% больше, чем в Южной Корее. Вирус распространялся по-прежнему. Вскоре итальянцы начали сопротивляться непопулярным ограничениям. 

Под давлением общественности Милан ослабил режим комендантского часа в отношении баров после 18.00, разрешив им работать допоздна при условии, что люди будут находиться на расстоянии метра друг от друга. Многие это правило не соблюдали. В Италии количество заболевших быстро приближалось к уровню Южной Кореи. Что еще хуже, 2 марта число фиксируемых за день летальных исходов в Италии превысило аналогичный показатель в Китае, где количество смертей пошло на убыль. В наиболее пострадавших районах экономически развитого севера страны в больницах наблюдался дефицит койко-мест в отделениях интенсивной терапии. 

Научные советники правительства призвали принять более радикальные меры, для того чтобы свести контакты между итальянцами к минимуму. Не так давно правительство премьер-министра Джузеппе Конте положило конец беззаботной жизни в стране. Сначала на севере, а затем и по всей Италии был введен запрет на перемещение с места на место без острой необходимости. По мере возможности все граждане должны оставаться дома. В среду вечером указом премьер-министра Конте все бары, рестораны и магазины, кроме продуктовых магазинов и аптек, были закрыты.

Dasl Yoon (Daegu, South Korea) участвовал в подготовке материала.

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

banner_wsj.gif

52 просмотра

Нұр-Сұлтан мен Алматыда жұмыссыз режим бір аптаға ұзартылды

Шымкент қаласында карантин жарияланды

Фото:primeminister.kz

Нұр-Сұлтан мен Алматыда жұмыссыз режим тағы бір аптаға ұзартылды, деп хабарлайды, үкімет басшысының ресми сайты. 

3 сәуір күні Асқар Маминнің төрағалығымен ҚР Президенті жанындағы Төтенше жағдай режимін қамтамасыз ету жөніндегі мемлекеттік комиссияның селекторлық отырысы өтті.

Еліміздегі санитарлық-эпидемиологиялық жағдай туралы денсаулық сақтау министрі Е. Біртанов, өңірлердегі ахуал туралы Нұр-Сұлтан қаласының әкімі А. Көлгінов, Алматы қаласының әкімі Б. Сағынтаев, Шымкент қаласының әкімі М. Әйтенов, сондай-ақ Қызылорда облысының әкімі Г. Әбдіқалықова, Жұмыспен қамтудың жол картасын іс жүзіне асыру шаралары туралы еңбек және халықты әлеуметтік қорғау министрі Б. Нұрымбетов, Жамбыл облысының әкімі Б. Сапарбаев пен Қарағанды облысының әкімі Ж. Қасымбек, аумақтық әскерлерді арнаулы жинақтау туралы қорғаныс министрі Н. Ермекбаев баяндады. 

Мемлекеттік комиссия коронавирус инфекциясының таралуын шектеу мақсатында қызметі екі мегаполистің тіршілік әрекетін қамтамасыз етумен және тұрғындардың денсаулығымен байланысты ұйымдарды қоспағанда, барлық кәсіпорындар мен ұйымдар үшін Нұр-Сұлтан және Алматы қалаларында күшіне енген жұмыссыз режимді осы жылдың 13 сәуіріне дейін ұзарту туралы шешім қабылдады.

Мемлекеттік комиссия Шымкент қаласы әкімінің биылғы 4 сәуір күнгі сағат 21:00-ден бастап қалада карантин енгізу туралы ұсынысымен келісті.

Ауруханаішілік жұқпалы аурулардың алдын алу мақсатында Үкімет басшысы әкімдерге инфекциялық, провизорлық және карантиндік нысандардағы санитарлық талаптардың мүлтіксіз сақталуын қамтамасыз етуді тапсырды.

Денсаулық сақтау министрлігінің ұсынысы бойынша Нұр-Сұлтан, Алматы және Шымкент қалаларында жылдам құрастыралытын құрылыс материалдарынан үш жұқпалы аурулар ауруханаларын салу туралы шешім қабылданды.

Индустрия және инфрақұрылымдық даму министрлігіне мүдделі мемлекеттік органдармен бірлесіп, ТЖ кезеңінде жеке қорғаныш құралдарын шығаруға бақылауды қамтамасыз ету бойынша қажетті шараларды қабылдау, Денсаулық сақтау министрлігі мен әкімдіктерге тіршілікті қамтамасыз ету объектілерінде қауіпсіздік пен жұмыс істеудің жекелеген алгоритмін әзірлеу тапсырылды.

Отырыс барысында Жұмыспен қамтудың жол картасын (ЖҚЖК) сапалы жүзеге асыру, оның ішінде Нұр-Сұлтан, Алматы, Шымкент қалалары мен басқа да өңірлерде нақты жобаларды тез арада бастау мәселелеріне ерекше назар аударылды. Оған қоса Үкімет басшысы әкімдерге кем дегенде 240 мың жұмыс орнын құруды, отандық өндірушілердің тауарлары мен қызметтерінің  кемінде 90%-ын пайдалануды қамтамасыз етуді, ЖҚЖК аясында жұмысқа орналастыру үшін мобильді рекрут пункттерін құруды, жұмыссыздарды жобаларға Электрондық еңбек биржасы арқылы тартуды тапсырды.

Премьер-Министр төтенше жағдай кезінде табысынан айырылғандардың төлем алуы (42 500 теңге) үшін азаматтарға есепшот ашу жұмыстарын қамтамасыз ету қажеттігін атап өтті.   

Мемлекеттік комиссия мектеп оқушыларының төртінші тоқсанда қашықтан оқу мәселесін қарастырды. 

«Білім және цифрлық даму министрліктеріне қашықтан оқыту процесіне мониторинг жүргізіп, әдістемелік қолдау көрсетуді тапсырамын», — деді А. Мамин.

Азық-түлік қауіпсіздігін қамтамасыз ету және әскери міндеттілерді Қарулы күштердің аумақтық әскерлерін жасақтау үшін арнаулы жиындарға шақыру мәселелері, сондай-ақ экономиканың секторларында төтенше жағдайдың енгізілуіне байланысты аса зардап шеккендерді Қызмет түрлерінің тізіміне енгізу үшін қажетті ұсыныстар қаралды, олар 1 сәуірден 1 қазан аралығында еңбекақы төлеу қорынан салықтар мен басқа да міндетті төлемдерді төлеуден босатылады.

COVID-19 коронавирус инфекциясы Қазақстанда 13 наурызда анықталды. 16 наурызда Президент Қасым-Жомарт Тоқаевтың Жарлығы бойынша  елімізде төтенше жағдай режимі енгізілді, ол 15 сәуірге дейін жалғасады және қажет болған жағдайда мерзімі ұзартылуы мүмкін. 19 наурыздан бастап Нұр-Сұлтан мен Алматы карантинге жабылды.

Қазіргі кезде ел бойынша коронавирус жұқтырғандардың саны 453-ке жетті.
 

banner_wsj.gif

drweb_ESS_kursiv.gif