12255 просмотров

Какая из столиц Центральной Азии самая неудобная для пешеходов

Оценил руководитель группы реализации проекта WECOOP Валтс Вилнитис

Фото: Офелия Жакаева

Руководитель проектной команды рабочей группы ЕС-ЦА по окружающей среде и изменению климата (WECOOP) Валтс Вилнитис пообщался с корреспондентом «Курсива» во время визита в Центральную Азию.

Валтс Вилнитис не носит строгих костюмов с белой рубашкой и галстуком, легок в общении и не жалует автомобили. Последние для него лишь средство передвижения на дальние расстояния. Приезжая в какую-либо страну, он даже на деловые встречи предпочитает идти пешком. По мнению Вилнитиса, имеющего две степени магистра – одну по биологии, вторую – по управлению природоохранной деятельностью, пешие прогулки наносят куда меньший вред природе, чем передвижение на авто, а еще дают возможность воочию наблюдать за происходящими в центральноазиатских странах изменениями. 

Тротуары с тупиками и без

Пешие прогулки в городах Центральной Азии, признается Вилнитис, не всегда комфортны.

«Ходить, например, по Нур-Султану очень трудно. В Алматы таких проблем нет: есть пешеходные зоны, есть тротуары, и они куда-то и ведут. В Нур-Султане, если тротуары и есть, то они повсеместно заканчиваются неожиданно. Они могут упереться в автостоянку или магически неожиданно перейти в проезжую часть. Есть в Нур-Султане ботанический сад с интересными дорожками. Так вот я заметил, что как только первый снег выпадает, он так и остается лежать. Возможно для того, чтобы люди на лыжах там передвигались», – поделился своими наблюдениями в беседе с «Курсивом» руководитель европейской проектной команды WECOOP. 

По мнению Вилнитиса, из всех столиц Центральной Азии самыми неудобными для пешеходов являются Нур-Султан и Бишкек. Наш собеседник напомнил, что возведение пешеходных зон, тротуаров и велодорожек является важным направлением в сфере охраны окружающей среды, правда, только они все проблемы не решат.

«Необходимо так планировать города, чтобы у их жителей все необходимое для них находилось в шаговой доступности. Естественно, что если ежедневно значительной части населения необходимо добираться на свои рабочие места через весь город, то велодорожки, тротуары и пешеходные зоны уже не несут заложенной в них функции. Большая часть людей отдаст предпочтение автомобилям, поскольку им надо успевать везде – детей из дома в детский сад и школу, затем самим на работу, с работы за детьми и уже все вместе домой. В итоге на городских улицах возникают пробки, что отражается на качестве воздуха», – заметил Валтс Вилнитис. 

Береги трамвай!

Одним из важных пунктов городского планирования эксперт из Европы называет развитие общественного транспорта. Обновление подвижного состава и создание выделенных линий также позволяют решать проблемы сохранения окружающей среды. Если общественный транспорт развит достаточно хорошо, то население почти наверняка станет отдавать ему предпочтение. По оценке Валтса Вилнитиса, в отличие от других стран Центральной Азии, в Казахстане ситуация с развитием общественного транспорта выглядит достаточно неплохо. Правда, отвечая на вопрос «Курсива» о выборе между трамваем, троллейбусом и электробусом, специалист из Европы заметил:

«Если есть трамвай – его надо беречь! Потому что трамвайные пути сравнительно недорого модернизировать. Трамвай может ездить очень быстро. Он не конкурирует с машинами за проезжую часть. У него достаточно большой срок эксплуатации». 

Идею строительства LRT Валтс Вилнитис поддерживает и напоминает, что легкорельсовый трамвай нельзя рассматривать только с точки зрения экономической целесообразности.

«На самом деле идея строительства LRT в Нур-Султане очень хорошая. Мне рассказали, что сейчас ищут инвесторов. Но надо понимать, что на такие проекты инвесторы часто не идут, потому что в разумный период они никогда не окупаются. В действительности LRT – это долгосрочная инвестиция как в развитие города в целом, так и в здоровье его жителей. Воздух ведь становится чище. Искать коммерческую выгоду в таких проектах не стоит. Коммерческое предприятие – это таксопарк. В случае с LRT необходимы вложения из бюджета», – сделал акцент один из ведущих экспертов Европейского союза по сохранению окружающей среды. 

Другие виды электротранспорта Вилнитис тоже считает перспективными, и, в частности, предлагает при наличии в городах троллейбусных линий в первую очередь отдавать предпочтение именно троллейбусам, а не электробусам.

«Однозначного мнения о том, что лучше – троллейбус или электробус, пока нет. На мой взгляд, если троллейбусная инфраструктура уже есть, то грех ею не пользоваться и не модернизировать. А вот если ее нет, тогда следует сесть и посчитать, что целесообразнее – троллейбусы или электробусы», – говорит Вилнитис, добавляя, что оба вида электротранспортных средств выглядят предпочтительней автобусов. 

Вижу воздух

Руководитель проектной программы WECOOP хорошо знает о недовольстве жителей Ташкента, Алматы и Бишкека, которые говорят, что уже видят, каким воздухом они дышат. Вилнитис признает не самое высокое качество воздуха в упомянутых городах, но считает, что критической складывающуюся ситуацию назвать пока еще нельзя. По его словам, у Европейского союза есть опыт по решению более сложных проблем с загрязнением атмосферы в городах, например Чехии и Польши.

«Умозрительно можно сколько угодно рассуждать о том, что оказывает наибольшее влияние на ухудшение качества воздуха – автомобили, теплоэлектроцентрали или дома частного сектора. Но на самом деле «вклад» каждого из объектов выясняется достаточно легко. Методики есть уже давно. Главное – захотеть их использовать. Можно изучить статистику потребления топлива. Можно провести анкетирование значительной части домохозяйств. После этого планировщики уже точно знают, где подключен газ, а где его нет, имеется ли центральное отопление или нет. Очевидно, что жилой сектор, который не подключен ни к газу, ни к центральному отоплению, в первую очередь будет использовать уголь. Выясняется и квадратура каждой отапливаемой жилой площади», – объяснил Валтс Вилнитис, добавив, что также несложно подсчитать количество эксплуатируемых в городе транспортных средств.

После чего остается только свести полученную информацию в единое целое и точно сказать, что именно в большей степени влияет на качество воздуха в городах. 

Региональная специфика

В странах Центральной Азии есть специфическая особенность, несколько мешающая как использованию в регионе проверенных в Европе методик, так и реализации международных программ по окружающей среде и изменению климата. Об этой специфической особенности Валтс Вилнитис старается рассказывать с максимальной дипломатичностью, поскольку речь идет о периодических встречах с представителями государственных структур.

«Их можно разделить на организационную и содержательную части. В организационном плане есть ряд стран, где поговорить с ответственным лицом можно только с разрешения министерства иностранных дел или кабинета министров. Есть определенные сложности и при организации необходимых встреч. Во-вторых, в странах региона чиновники не привыкли отвечать на письма через email и сообщения в мессенджерах, не привыкли они и перезванивать. В итоге бывают случаи, когда из-за их запоздалой реакции запланированные встречи переносятся на неопределенный срок. В содержательном плане есть люди, которые прекрасно понимают всю картину, знают, что их стране интересно из европейского опыта по решению проблем в области окружающей среды. Но встречаются наделенные властью люди, которые думают, что все понимают», – поделился своими наблюдениями с «Курсивом» Валтс Вилнитис. 

Все это несколько удивляет руководителя проектной программы WECOOP, поскольку Европейский союз не только бесплатно делится своим опытом, но и доплачивает за проведение природоохранной политики.

«Если инфраструктурный проект в Центральной Азии, на который Европейский банк реконструкции и развития выдал кредит, сулит улучшение окружающей среды и способствуют сохранению климата, Европейский союз выделяет грант для существенного смягчения выплат по кредитам. Если какая-либо компания решает производить что-то в рамках развития зеленой экономики, она тоже получит от Европейского союза немало преференций», – пояснил Валтс Вилнитис, добавив, что в Европе уже много лет назад осознали тесную связь всех регионов планеты между собой.
 

banner_wsj.gif

35 просмотров

Карантин кезінде жұмысшыны ақысыз еңбек демалысына жіберу заңды ма? Министр көптің көңіліндегі сұрақтарға жауап берді

Жеке үй ауласында іс-шара өткізу де қылмыс болып саналмақ

Фото:kursiv.kz

Карантин кезінде елімізде біраз азаматтар тұрақты жұмысы мен табысынан айырылды. Түбегейлі жұмыстан кетпегендер ақысыз еңбек демалысына жіберілді. Әділет министрі Марат Бекатаев еңбек саласындағы осы үрдістің қаншалықты заңды екеніне тоқталды. 

Бекетаев ТЖ кезінде несие төлемін кейінге шегерген азаматтардың министрлікке жиі хабарласып, шағым білдіріп жатқанын айтты. Оның сөзінше, азаматтар банк белгілеген артық төлемдер үшін шағым айтқан. 

    «Алайда бұл мәселе бойынша біздің ведомство шешім қабылдай алмайды. Ал карантин басталған кезде жеке сот орындаушыларына онлайн-сатып алу, транзакция жасау, шоттарға тыйым салу және бұғаттау бойынша қатаң шаралар қолданбау туралы нұсқау берілгені рас. Тыйым салынған мүлікті сату бойынша аукциондар да тоқтап тұр» деді ол. 

Министр қазақстандықтардың медициналық деректері ұрланды деген мәлімдемеге де жауап берді. Ондай мәлімдемені кибер шабуылдарды зерттеу және талдау орталығы (ЦАРКА) жариялаған болатын. 

    «Біз барлық деректер базасын тексеріп шықтық. Мемлекеттік базада ондай ештеңе болмаған. 1340.kz деп аталатын жүйеде жеке тұлғалардың деректері мемлекеттік базамен біріктірілмеген. Деректер базасы кесірінен мәліметтер ұрланды деген ешқандай қисынға келмейді. Егер олардың арасында интеграция болмаса, онда деректердің ұрлануы тіпті мүмкін емес. Ал деректер базасын қорғау бойынша министрлік жүргізетін шараларға келсек, мемлекеттік органдардың серверлік орталығында орналасқан бұл жүйе жедел ақпараттық қауіпсіздік орталығына қосылған. Жедел орталық ақпараттық жүйеде тәулік бойы мониторинг жасап, ұлттық ақпараттық қауіпсіздік үйлестіру орталығымен бірігіп жұмыс істейді» дейді министр. 

Еске салсақ, осыған дейін кибер шабуылдарды зерттеу және талдау орталығы 2020 жылдың өзінде жеке тұлғалардың интеграцияланған мемлекеттік деректер базасында 24,5 мың телефон қоңырауларының аудиожазбасы мен ондаған гигабайт болатын жеке мәліметтер жиналып қалғанын жария еткен болатын.

«Бұл ақпараттар жарты жылдан бері авторизациясы да жоқ кез-келген қолданушы үшін қолжетімді болып келе жатыр. Осылайша денсаулық сақтау министрлігі жинаған орасан мол ақпаратты оңай алуға жол ашады» деп жазған болатын аталған ұйым Телеграм каналында. 

Министрлік басшысы алимент мәселесін де айналып өткен жоқ. Оның айтуынша, алиментті дер уақытында төлемеу бойынша 908 іс ішкі істер органдарына жіберіліп қойған. 2020 жылдың 6 айында алимент өндіру туралы 210 мың іс өндірісте болған. Сондай-ақ алимент төлемі бойынша қор құрылып жатқанын, бірақ оның әлі жинақтау кезеңінде екенін де жария етті. 

    «Бұл әлеуметтік қор республикалық жеке сот орындаушылар палатасының базасында құрылды. Оның тұрақты жұмысын жүргізу үшін қаржы жинау кезеңі іске асырылуда. Ақшаны бөлістірмес бұрын алдымен жинап алу керек. Ақша бәрібір жеткіліксіз болғандықтан оны барлық мұқтаж адамға тарату мүмкін де емес. Ол үшін арнайы комиссия құрылған. Комиссияны бұрынғы сенатор Серік Ақылбай басқарады. Комиссия құрамында өзге де ықпалды адамдар бар. Комиссия көмек үлестіру бойынша нақты шешім қабылдап отырады. Қаржы ең мұқтаж жандарға ғана жіберілмек. Біржолғы төлем бойынша шектеулер болады. Ондай төлем көлемі 1 млн теңге шамасында болуы мүмкін. Нақты есебін жинақтау кезеңі біткен соң жариялаймыз» деді Бекетаев. 

Сондай-ақ министрдің айтуынша, қызметкерді мәжбүрлеп ақысы төленбейтін демалысқа жіберу заңды болып саналмайды. Тек жұмыс беруші мен жұмысшы өзара келіскен жағдайға ғана бұл шаруа заң аясында реттелген болып есептелмек. Сондай-ақ ведомство басшысы бекітілген санитарлық талаптарды аяқ асты етудің соңы әкімшілік жауапкершілікке әкеліп соқтыратынын да айтты. 

    «Маска тақпай дүкен, дәріхана, нысандарға кірер болсаңыз сізге айыппұл салынады. Нысан иесі сізді маскасыз ішке жібермеуі мүмкін. Жіберген жағдайда олардың өзі жазаланады. Сондай-ақ жеке үй ауласында да іс-шаралар өткізу қылмыс ретінде қарастырылады. Алғаш рет солай істесе 83 мың теңге айыппұл салынады. Екінші рет қайталанып, оның соңы адамдарға жаппай жұқтыруға ұласса онда 2000 АЕК айыппұл салынады немесе айыпталушы 10 жылға бас бостандығынан айырылады. ТЖ кезінде белгіленген талаптар мен шектеулерді бұзғаны үшін әкімшілік құқық бұзушылық кодексінің 476-бабы негізінде жауапкершілік туындайды. Ал гигиеналық нормативтер талабын бұзған азаматтар 425-бап негізінде жауапкершілікке тартылады. Аталған санитарлық ережелерді денсаулық сақтау министрі 5 шілдеде бекітті» деді» деді министр. 

P.S. Еліміздің кез-келген азаматы туындаған барлық құқықтық сауалдар бойынша мына телефонға хабарласып, мән-жайды біле алады: 119, +7 (7172) 58-00-58. WhatsApp: +7 708 693 56 31. 


 

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg