Перейти к основному содержанию

12030 просмотров

Какая из столиц Центральной Азии самая неудобная для пешеходов

Оценил руководитель группы реализации проекта WECOOP Валтс Вилнитис

Фото: Офелия Жакаева

Руководитель проектной команды рабочей группы ЕС-ЦА по окружающей среде и изменению климата (WECOOP) Валтс Вилнитис пообщался с корреспондентом «Курсива» во время визита в Центральную Азию.

Валтс Вилнитис не носит строгих костюмов с белой рубашкой и галстуком, легок в общении и не жалует автомобили. Последние для него лишь средство передвижения на дальние расстояния. Приезжая в какую-либо страну, он даже на деловые встречи предпочитает идти пешком. По мнению Вилнитиса, имеющего две степени магистра – одну по биологии, вторую – по управлению природоохранной деятельностью, пешие прогулки наносят куда меньший вред природе, чем передвижение на авто, а еще дают возможность воочию наблюдать за происходящими в центральноазиатских странах изменениями. 

Тротуары с тупиками и без

Пешие прогулки в городах Центральной Азии, признается Вилнитис, не всегда комфортны.

«Ходить, например, по Нур-Султану очень трудно. В Алматы таких проблем нет: есть пешеходные зоны, есть тротуары, и они куда-то и ведут. В Нур-Султане, если тротуары и есть, то они повсеместно заканчиваются неожиданно. Они могут упереться в автостоянку или магически неожиданно перейти в проезжую часть. Есть в Нур-Султане ботанический сад с интересными дорожками. Так вот я заметил, что как только первый снег выпадает, он так и остается лежать. Возможно для того, чтобы люди на лыжах там передвигались», – поделился своими наблюдениями в беседе с «Курсивом» руководитель европейской проектной команды WECOOP. 

По мнению Вилнитиса, из всех столиц Центральной Азии самыми неудобными для пешеходов являются Нур-Султан и Бишкек. Наш собеседник напомнил, что возведение пешеходных зон, тротуаров и велодорожек является важным направлением в сфере охраны окружающей среды, правда, только они все проблемы не решат.

«Необходимо так планировать города, чтобы у их жителей все необходимое для них находилось в шаговой доступности. Естественно, что если ежедневно значительной части населения необходимо добираться на свои рабочие места через весь город, то велодорожки, тротуары и пешеходные зоны уже не несут заложенной в них функции. Большая часть людей отдаст предпочтение автомобилям, поскольку им надо успевать везде – детей из дома в детский сад и школу, затем самим на работу, с работы за детьми и уже все вместе домой. В итоге на городских улицах возникают пробки, что отражается на качестве воздуха», – заметил Валтс Вилнитис. 

Береги трамвай!

Одним из важных пунктов городского планирования эксперт из Европы называет развитие общественного транспорта. Обновление подвижного состава и создание выделенных линий также позволяют решать проблемы сохранения окружающей среды. Если общественный транспорт развит достаточно хорошо, то население почти наверняка станет отдавать ему предпочтение. По оценке Валтса Вилнитиса, в отличие от других стран Центральной Азии, в Казахстане ситуация с развитием общественного транспорта выглядит достаточно неплохо. Правда, отвечая на вопрос «Курсива» о выборе между трамваем, троллейбусом и электробусом, специалист из Европы заметил:

«Если есть трамвай – его надо беречь! Потому что трамвайные пути сравнительно недорого модернизировать. Трамвай может ездить очень быстро. Он не конкурирует с машинами за проезжую часть. У него достаточно большой срок эксплуатации». 

Идею строительства LRT Валтс Вилнитис поддерживает и напоминает, что легкорельсовый трамвай нельзя рассматривать только с точки зрения экономической целесообразности.

«На самом деле идея строительства LRT в Нур-Султане очень хорошая. Мне рассказали, что сейчас ищут инвесторов. Но надо понимать, что на такие проекты инвесторы часто не идут, потому что в разумный период они никогда не окупаются. В действительности LRT – это долгосрочная инвестиция как в развитие города в целом, так и в здоровье его жителей. Воздух ведь становится чище. Искать коммерческую выгоду в таких проектах не стоит. Коммерческое предприятие – это таксопарк. В случае с LRT необходимы вложения из бюджета», – сделал акцент один из ведущих экспертов Европейского союза по сохранению окружающей среды. 

Другие виды электротранспорта Вилнитис тоже считает перспективными, и, в частности, предлагает при наличии в городах троллейбусных линий в первую очередь отдавать предпочтение именно троллейбусам, а не электробусам.

«Однозначного мнения о том, что лучше – троллейбус или электробус, пока нет. На мой взгляд, если троллейбусная инфраструктура уже есть, то грех ею не пользоваться и не модернизировать. А вот если ее нет, тогда следует сесть и посчитать, что целесообразнее – троллейбусы или электробусы», – говорит Вилнитис, добавляя, что оба вида электротранспортных средств выглядят предпочтительней автобусов. 

Вижу воздух

Руководитель проектной программы WECOOP хорошо знает о недовольстве жителей Ташкента, Алматы и Бишкека, которые говорят, что уже видят, каким воздухом они дышат. Вилнитис признает не самое высокое качество воздуха в упомянутых городах, но считает, что критической складывающуюся ситуацию назвать пока еще нельзя. По его словам, у Европейского союза есть опыт по решению более сложных проблем с загрязнением атмосферы в городах, например Чехии и Польши.

«Умозрительно можно сколько угодно рассуждать о том, что оказывает наибольшее влияние на ухудшение качества воздуха – автомобили, теплоэлектроцентрали или дома частного сектора. Но на самом деле «вклад» каждого из объектов выясняется достаточно легко. Методики есть уже давно. Главное – захотеть их использовать. Можно изучить статистику потребления топлива. Можно провести анкетирование значительной части домохозяйств. После этого планировщики уже точно знают, где подключен газ, а где его нет, имеется ли центральное отопление или нет. Очевидно, что жилой сектор, который не подключен ни к газу, ни к центральному отоплению, в первую очередь будет использовать уголь. Выясняется и квадратура каждой отапливаемой жилой площади», – объяснил Валтс Вилнитис, добавив, что также несложно подсчитать количество эксплуатируемых в городе транспортных средств.

После чего остается только свести полученную информацию в единое целое и точно сказать, что именно в большей степени влияет на качество воздуха в городах. 

Региональная специфика

В странах Центральной Азии есть специфическая особенность, несколько мешающая как использованию в регионе проверенных в Европе методик, так и реализации международных программ по окружающей среде и изменению климата. Об этой специфической особенности Валтс Вилнитис старается рассказывать с максимальной дипломатичностью, поскольку речь идет о периодических встречах с представителями государственных структур.

«Их можно разделить на организационную и содержательную части. В организационном плане есть ряд стран, где поговорить с ответственным лицом можно только с разрешения министерства иностранных дел или кабинета министров. Есть определенные сложности и при организации необходимых встреч. Во-вторых, в странах региона чиновники не привыкли отвечать на письма через email и сообщения в мессенджерах, не привыкли они и перезванивать. В итоге бывают случаи, когда из-за их запоздалой реакции запланированные встречи переносятся на неопределенный срок. В содержательном плане есть люди, которые прекрасно понимают всю картину, знают, что их стране интересно из европейского опыта по решению проблем в области окружающей среды. Но встречаются наделенные властью люди, которые думают, что все понимают», – поделился своими наблюдениями с «Курсивом» Валтс Вилнитис. 

Все это несколько удивляет руководителя проектной программы WECOOP, поскольку Европейский союз не только бесплатно делится своим опытом, но и доплачивает за проведение природоохранной политики.

«Если инфраструктурный проект в Центральной Азии, на который Европейский банк реконструкции и развития выдал кредит, сулит улучшение окружающей среды и способствуют сохранению климата, Европейский союз выделяет грант для существенного смягчения выплат по кредитам. Если какая-либо компания решает производить что-то в рамках развития зеленой экономики, она тоже получит от Европейского союза немало преференций», – пояснил Валтс Вилнитис, добавив, что в Европе уже много лет назад осознали тесную связь всех регионов планеты между собой.
 

banner_wsj.gif

95 просмотров

Елорданың үш мыңға жуық тұрғыны жәрдемақыға өтініш берген

Қызметкерлердің өтінішін арнайы штаб қарастырып жатыр

Фото: Аскар Ахметуллин

Қазіргі кезде төтенше жағдайға байланысты табысынан айырылып қалған 31 жұмыс берушінің 317 қызметкеріне  42500 теңге тағайындалған.  Сонымен қатар 2828 адамның өтінішін арнайы комиссия қарап жатыр. Бұл туралы орталық коммуникациялар қызметінде өткен брифингте Нұр-Сұлтан қаласы әкімінің орынбасары Бақтияр Мәкен мәлім етті. 

"Жұмыссыз қалған азаматтарға бүгіннен бастап тиісті  жұмыс орталықтарында  онлайн арқылы  төлем беру басталады. 300-ден аса өтініш түскен болатын. Солардың бәріне, жүмысынан айырылған азаматтарға, жұмыскерлерге  беріледі  Оның көлемі 42 500 теңге көлемінде бекітілген. Мемлекет дегеніміз сіз бен біз. Біз бір бірімізді қиын-қыстау кезеңде ешқашан ұмыт қалдырмаймыз. Әлеуметтік аз қамтылған отбасылар мен мұқтаж азаматтарға азық-түлік, дәрі-дәрмек уақтылы жеткізіліп жатыр",- деді әкімнің орынбасары. 

Оның айтуынша, Үкімет осы мәселеге қатысты арнайы ережелер қабылдады. Елордада ақысыз демалысқа жіберілген азаматтарға Мемлекеттік әлеуметтік сақтандыру қорынан төлем тағайындау басталды. Нүр-Сұлтанда  осы мәселемен тікелей айналысатын штаб құрылған, оның құрамына "Атамекен" өңірлік кәсіпкерлер палатасы, кәсіподақ комитеті, мемлекеттік органдар, жұмыспен қамту басқармасы және басқа да ұйымдардың өкілдері кірді.

Бақтияр Мәкеннің айтуынша, төлемдер бойынша барлық мәселелер бойынша штабқа хабарласуға болады. 

"Барлық өтініштер онлайн-режимде қабылданады. Онлайн-кеңес беру  55-14-87, 55-01-74 және 55-69-59 телефондары арқылы жүргізіледі, немесе жұмыстан босап қалған қызметкерлерді тіркеу мәселелеріне қатысты колл-орталыққа тәулік бойы хабарласа аласыз. Сонымен қатар қала әкімдігінің ресми сайтына да", - деді Мәкен.

23 наурыз күні  төтенше жағдай жөніндегі мемлекеттік комиссия отырысында Президент  төтенше жағдай кезінде табысынан айырылғандарға ең төменгі жалақы мөлшерінде, яғни 42500 теңге жәрдемақы төлеуді тапсырған болатын. 

COVID-19 коронавирус инфекциясы Қазақстанда 13 наурызда анықталды. 16 наурызда Президент Қасым-Жомарт Тоқаевтың Жарлығы бойынша  елімізде төтенше жағдай режимі енгізілді, ол 15 сәуірге дейін жалғасады және қажет болған жағдайда мерзімі ұзартылуы мүмкін. 19 наурыздан бастап Нұр-Сұлтан мен Алматы карантинге жабылды. 28 наурыздан бастап карантин шаралары күшейтіліп, қос қаладағы барлық ұйымдар мен кәсіпорындар 30 наурыз - 5 сәуір аралығында жұмысын уақытша тоқтатты. 

 

banner_wsj.gif

drweb_ESS_kursiv.gif