2420 просмотров
2420 просмотров

Готова ли скорая помощь Казахстана к режиму ЧП

Сотрудники скорой помощи обратились к президенту

Фото: Shutterstock

В Алматы Служба скорой медицинской помощи (СМП) вернулась к использованию автоматизированной системы «Адис». Такое решение было принято Управлением общественного здоровья города. Ранее сотрудники неотложки работали в рамках системы «Комек», которая получила массу серьезных нареканий со стороны населения. Однако в столице Казахстана все без изменений, а сотрудники скорой помощи всерьез обеспокоены работой неэффективного сервиса СМП.

Столица ждет

Стремительное распространение коронавируса в мире продемонстрировало уязвимость мировой системы здравоохранения. От слаженности действий всех медицинских служб зависит результат реагирования, диагностики и лечения заболевания. И это касается не только COVID-19. Хотя в Казахстан новая инфекция только пришла, сотрудники скорой медицинской помощи всерьез обеспокоены тем, насколько они готовы к такому вызову.  

В распоряжении редакции «Курсив» оказалось письмо работников оперативно-диспетчерской службы «Городской станции скорой медицинской помощи» Нур-Султана, адресованное президенту Казахстана Касым-Жомарту Токаеву. В нем специалисты столичной неотложки жалуются на новую автоматизированную систему «Комек», на которую была переоснащена экстренная служба в Нур-Султане и ряде других регионов страны. Медики бьют тревогу: с переходом на «Комек» качество работы скорой ухудшилось.

«От слаженной работы Скорой помощи, и прежде всего, оперативно-диспетчерской службы зависит оперативность работы, другими словами, жизнь и здоровье людей. Нам непонятно, почему уже зарекомендовавшую себя и дающую конкретные положительные результаты систему (АДИС) заменили на другую (Комек), которая далеко не совершенна, игнорируя мнение непосредственно работающего с информационной системой коллектива», – говорится в тексте обращения (Орфография и пунктуация авторов обращения сохранены. – прим. ред.).

По словам медиков, из-за перехода на новую систему сотрудники скорой сталкиваются со сложностями в поиске по адресным базам, теряются вызовы, прием и обработка вызовов происходят в замедленном режиме, в «часы пик» система не выдерживает потока обращений и зависает, врачам приходится переходить на ручной режим работы. Эти и другие проблемы создают сложности при оказании скорой помощи, где ценой опоздания может стать человеческая жизнь. 

Суд потребовал замены

Как сообщило издание «Новые ведомости», в прошлом году в Костанайском городском суде рассматривалась жалоба Елены Беловой-Югай к местной станции СМП. 15 января 2019 года ее дочери стало плохо. Внук Беловой-Югай обратился в скорую в 22:11, однако фиксация звонка, как показала проверка, произошла в 22:17.

По всем признакам (перекошенное лицо, тянущаяся речь, потеря сознания) у женщины был инсульт, однако на станции СМП вызов почему-то отнесли к третьей категории срочности, и неотложка приехала с существенным опозданием. Маршрут движения кареты скорой помощи, привязанный к АИС «Комек», указал неверное место расположения вызова. В результате были потеряны драгоценные минуты, а состояние пациентки сильно ухудшилось.

По итогам разбирательств суд вынес определение в адрес руководства Минздрава Казахстана, обязав ведомство провести экспертную проверку системы «Комек» и в случае выявления (подтверждения) нарушений заменить ее на более совершенную.

Есть жалобы

К сожалению, это не единственный случай, когда жители жалуются на некачественную работу скорой помощи. По информации «Фонда-бюро расследования коррупции», такие сообщения на сайте zhalobakz.com появляются постоянно. Кареты неотложки опаздывают на вызовы даже тогда, когда речь идет о детях.

Сами сотрудники скорой объясняют многочисленные жалобы несовершенством системы «Комек». «Период ознакомления в ранние периоды с навязанной системой «Комек» и в работе на текущий момент выявились многие проблемы, которые, на наш взгляд, негативно влияют на качество экстренного обслуживания вызовов», – отмечают в своем обращении к Президенту РК сотрудники неотложки Нур-Султана.

По словам медиков, используемая в течение многих лет система АДИС сильно облегчала деятельность персонала. В ней была автоматизирована работа диспетчерской, административных отделов, внедрена система по учету лекарственных средств, навигация, взаимодействие с ситуационным центром 112 и ряд других преимуществ.

Из Костаная на всю страну

Напомним, Автоматизированная система скорой медицинской помощи «Комек» впервые была представлена в качестве пилотного проекта на коммунальном государственном предприятии «Костанайская областная станция скорой неотложной медпомощи». Данный цифровой продукт был внедрен предпринимателем-программистом Нуржаном Нурбалаевым, который когда-то работал в скорой помощи Алматы.

Авторство данной разработки Комитет по правам интеллектуальной собственности РК также приписал Нурбалаеву. Однако, по информации издания «Новые Ведомости», разработкой системы могли заниматься специалисты из Новосибирска. Они, кстати, утверждают, что свое изобретение до необходимой технологической кондиции не довели, а потому ее практическое применение чревато серьезными проблемами и сбоями в работе неотложки.

К счастью, чиновники от здравоохранения в Алматы это поняли. В распоряжении редакции «Курсив» есть соответствующее заявление Управления общественного здоровья города.  Но решение суда и доводы ученых не стали для Минздрава РК и заинтересованных предпринимателей препятствием по внедрению и использованию системы «Комек» в других регионах. Возможно, что в новых условиях ситуация изменится.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

kursiv_in_telegram.JPG


Материалы по теме


Читайте в этой рубрике

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

kursiv_instagram.gif

Читайте свежий номер

rgo