227 просмотров

Зачем трансформируют систему защиты прав потребителей

Обновления должны быть приняты уже летом 2020 года

Фото: Shutterstock/Dean Drobot

В парламенте началось обсуждение изменений в законы, касающиеся защиты прав потребителей. Редакции подлежат три кодекса и четыре закона, в них будет внесено 70 поправок. 

Социсследования, которые проводятся по заказу Министерства национальной экономики, фиксируют: число респондентов, не доверяющих государственным органам в вопросах защиты прав потребителей, растет уже три года подряд. Сейчас в усилия государства по защите прав потребителей не верит 51% опрошенных.

Власть, в свою очередь, обеспокоена ростом доли некачественного товара в торговле, удручающим уровнем качества платных услуг, высокой долей прямого мошенничества. По данным Министерства нацэкономики, в 2017 году страну заполнили откровенно некачественные продукты питания.

Некондиционными были 44% овощей и фруктов, 32% кисломолочных изделий, 20% напитков. В 2018 году акцент сместился на рынок мясных продуктов – 21% некачественных товаров, в сегменте «рыба и рыбные изделия» – 19%, кисломолочные изделия – 18%. Рынок непродовольственных товаров в 2017 году тоже был на «некачественном» пике: 43% одежды и обуви, 34% бытовой техники, 28% хозтоваров и 36% лекарств и медицинских изделий были по итогам анализа признаны откровенно некачественными.  

Судя по результатам опроса, ежегодно каждый третий потребитель сталкивается с нарушениями своих прав более семи раз, каждый четвертый – от трех до семи раз. Никаких потребительских проблем не имели всего 13% из 8,5 тыс. опрошенных казахстанцев.   

Трехступенчатая защита

Тех, кто в 2018 году пожаловался на нарушение потребительских прав, – 23 871 человек, и это в два раза меньше по сравнению с предыдущим годом. Хотя из приведенных выше данных по объемам некачественного товара очевидно, что жалоб должно быть сотни тысяч. Эта диспропорция стала одной из причин для законодательных изменений в области защиты прав потребителей. 

Проект изменений в законах для мажилиса презентовал вице-министр торговли и интеграции РК Кайрат Торебаев. Одно из значительных нововведений – департаменты по защите прав потребителей получат право выписывать бизнесу крупные штрафы. 

Руководитель департамента по защите прав потребителей города Алматы Талгат Хосчанов подтвердил «Курсиву», что сейчас обсуждается предложение наделить работников департамента контрольно-надзорными функциями в рамках трехступенчатой системы защиты прав потребителей.

Что это такое?

Первый этап подразумевает самостоятельную попытку потребителя урегулировать конф­ликт с предпринимателем, для чего оформляется письменная претензия. По проекту ответчик будет обязан ответить в течение 10 дней (формулировка текущего законодательства – «имеет право ответить в этот срок»).  

Если потребитель остается неудовлетворенным, начинается второй этап защиты – он может обратиться в общественное объединение или саморегулируемую организацию, занимающиеся защитой прав, а также в профильный государственный департамент. Если проверка чиновников подтверждает факты нарушения, они смогут наложить штрафы: на малый бизнес – до 100 МРП, средний – до 300 МРП, крупный – до 600 МРП. 

Наконец, третий этап подразумевает обращение потребителя в суд.

«Мы хотим создать имидж, что государство на стороне потребителей. Для этого были соз­даны министерство и комитет», – говорит Талгат Хосчанов.

Выход в суд

В судебной практике споров между потребителями и предпринимателями за последние два года произошли серьезные перемены, делится наблюдениями президент общественного объединения по защите прав потребителей «Адал» Артык Сейткалиева. Прежде в случае спора предприниматели боялись обращений в суды, и 90% конфликтов завершалось в досудебном порядке. Но в последнее время, напротив, предприниматели настаивают на судебных разбирательствах, и, как правило, суды в своем решении встают на сторону бизнеса.

«Самое популярное решение суда – отказать в иске, потому что доводы потребителя считаются недостаточными», – говорит Артык Сейткалиева.

В то же время адвокат отмечает, что судебные решения стали хорошо аргументированными.

Труднее всего доказать наличие морального вреда, понесенного покупателем в результате неправомерных действий продавца. Судьи требуют доказательств буквальности моральных страданий: справку об обострившейся на фоне конфликта болезни, о неожиданно проявившемся психическом расстройстве. 

Как раз эту формальность планируется отменить: в обновленных законах предлагается автоматическое признание морального вреда при доказанном факте нарушения прав покупателя. Обосновывать в суде придется скорее глубину моральных страданий.

Артык Сейткалиева признается, что за обсуждением поправок в законы о защите прав потребителя следит без большого интереса – только изменение законодательства существенно ситуацию с правами потребителей в Казахстане не улучшит. Причина – в обществе крайне низка степень осведомленности о правилах финансовых взаимоотношений с продавцами, особенно это касается онлайн-торговли через сайты и инстаграм-аккаунты маленьких компаний. В этом секторе широко практикуются обмен наличными деньгами, обман потребителей. И чаще всего невозможно доказать даже факт таких сделок.

Безымянный_124.png

banner_wsj.gif

2478 просмотров

Официальная статистика не отражает всей картины распространения коронавируса в Казахстане

Почему так происходит и какие данные учитываются

Фото: Аскар Ахметуллин

Министр здравоохранения РК Алексей Цой 7 июля сообщил о том, что официальная статистика по заболевшим коронавирусной инфекцией основывается только на результатах ПЦР-тестирования. При этом ранее главный государственный санитарный врач РК Айжан Есмагамбетова подтвердила, что у пациентов с пневмонией, болеющих коронавирусом, результат этого теста может быть отрицательным.

За последний месяц в Казахстане резко возросло количество случаев регистрации пневмонии. С начала года оно превысило 98 тыс., причем треть из них (32 724) выявили в июне, что в четыре раза выше, чем за аналогичный период прошлого года.

Проверка больных пневмонией на коронавирус путем ПЦР-исследования мазка из носоглотки показывает отрицательный результат. По состоянию на 7 июля в стационарах находилось 28 тыс. человек с пневмонией и отрицательным результатом на COVID-19. Поэтому для таких пациентов даже ввели специальное понятие – «вероятный случай КВИ». Их лечат противовирусными лекарствами, теми же, что и при коронавирусе.

«При ПЦР-исследовании больных с диагностированной пневмонией в последнее время мы отмечаем, что результат ПЦР бывает отрицательным. Это в принципе допустимо, потому что коронавирусная инфекция из верхних дыхательных путей опускается в нижние, и тогда ПЦР-тест не всегда показывает результат», – сказала Айжан Есмагамбетова.

Чтобы точно определить наличие COVID-19 в организме мазком из носоглотки, нужно проводить анализ в первые дни после заражения, пока вирус еще находится в верхних дыхательных путях. В более поздних случаях определить, была ли пневмония вызвана коронавирусом или нет, можно с помощью ПЦР-исследования мокроты либо биоматериала, взятого из бронхов, но не из носоглотки.

Также связь между пневмонией и коронавирусом можно установить по анализу крови – с помощью экспресс-теста, или электрохемилюминесценции (ЭХЛ). Данные виды исследований, в отличие от ПЦР, не определяют наличие вируса в организме. С их помощью можно выявить наличие антител, то есть иммунитета к инфекции. В ходе исследований определяются два их класса: IgG и IgM. Наличие антител класса М говорит о том, что контакт с вирусом произошел не менее пяти-семи дней назад и болезнь находится в пиковой стадии. Наличие антител класса G говорит о перенесенном заболевании минимум две недели назад.

Экспресс-тестирование на COVID-19 в Казахстане ведется с апреля, ЭХЛ – с июня, но их результаты не учитываются в официальной статистике. По словам Алексея Цоя, статистика основана на количестве официально подтвержденных тестами ПЦР случаев КВИ. Это «золотой стандарт», рекомендованный ВОЗ. При этом 9 июля министр признал, что охват ПЦР-тестами может быть недостаточным.

«Наверняка количество больных больше, чем подтверждено тестами, не каждый был охвачен. Но это не задача для системы здравоохранения – всех протестировать на 100%. Основной акцент делается на имеющих первые признаки заболевания, чтобы здесь оказать помощь, чтобы на этом этапе отреагировать не довести их до тяжелых форм», – сказал он на пресс-конференции в СЦК.

По официальным данным, число зараженных в Казахстане превысило 50 тыс. человек и достигло 53 021, из них 35 137 человек выздоровели, 264 – умерли.

 

 

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg